12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лидия Сергеевна Маметьева7285
Учитель русского языка и литературы по специальности «Филология» со специализацией «Мировая художественная культура». Факультет дополнительных педагогических профессий "Туризм". Диплом "Дошкольная педагогика и психология". Диплом "Педагог-организатор".
Россия, Амурская обл., Благовещенск
Материал размещён в группе «Дошкольники»

КАК СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫМ?

Маметьева Лидия Сергеевна

воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №40 детский сад «Золотой ключик», посёлок Ключи-1 Усть-Камчатского муниципального района



Аннотация

Данная статья представляет собой презентацию наиболее эффективных форм, методов и приёмов организации родительского собрания.

Ключевые слова: родительское собрание, работа с родителями.

                                                             Живой интерес — вот великая движущая сила,                                                              единственная, которая ведет в правильном                                  направлении и далеко.

                                   Даниэль Пеннак "Как роман"

Перед каждым педагогом, где бы он ни работал, встаёт одна и та же проблема: как сделать эффективными родительские собрания, как увлечь родителей жизнью образовательной организации? Как следствие которых - хорошая посещаемость данных мероприятий и живая вовлечённость родителей в учебно-воспитательный процесс в целом.

Моё личное убеждение: человек будет там, где ему интересно. Вызовите заинтересованность каждого родителя, и родительское собрание станет эффективным.

Чем же и как привлечь интерес родителей? Поделюсь личным опытом работы по организации и проведению родительских собраний в детском саду.

Во-первых, тема собрания должна быть актуальной, важной, а, главное, полезной. Практикую опросы с перечнем примерных тем для обсуждения в начале учебного года, исходя из запросов родителей, формируется тематика собраний на год. Также опрос проводится и о том, встреча с какими специалистами была бы интересна, полезна, а, возможно, необходима родительской аудитории. Составляется план приглашения специалистов в соответствии с запросами родителей и тематикой родительских собраний.

Во-вторых, задача педагога - наладить контакт с каждым родителем, создать положительную атмосферу в группе в целом. Тогда каждое собрание будет проходить в дружеской обстановке, как встреча друзей, единомышленников, а ещё лучше членов большой дружной семьи, где все новости, дела, проблемы, вопросы общие.

В-третьих, воспитатель должен показывать свою заинтересованность делами группы, не отстраняться на Я и ВЫ, МОЁ и ВАШЕ, а быть частью общего коллектива.

В- четвёртых, правильный настрой в начале встречи. Об этом замечательно написала Шагзамова Энже Фирдависовна, приведу её слова целиком: "Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное - доброе начало". Значит, начнём с улыбок друг другу.

В-пятых, залог успешно организованного собрания в позитивном, интригующем или увлекательном начале. Улыбка, хорошая новость, а затем игра зачин (например, первое собрание-знакомство в группе раннего возраста начали с игры с клубком дружбы. Все, начиная с воспитателей, представлялись, говорили несколько слов о себе, своей семье, своих увлечениях. Затем клубок передавался дальше, а нить оставалась у каждого в руках, таким образом все были связаны в прямом смысле, а также воспитатели делали вывод, что теперь в ближайшие годы все мы связаны и незримой нитью, так пусть это будет нить дружбы, взаимопонимания и взаимопомощи. Дальше шёл переход к теме собрания), видеоролик из рубрики "В нашей группе" или видео с высказыванием-размышлением ребят на ту или (например, к собранию на тему "" были записаны ответы ребят на вопрос "Кто в доме хозяин?". Были получены разнообразные и весьма интересные ответы, которые вызвали большой интерес и привели на собрании к бурному обсуждению, равнодушным не остался никто) иную тему, мультфильм с сюжетом, ставящим проблему или вопросы (например, созданный мной анимационный мультфильм "Мы вместе" хорошо иллюстрирует положение ребёнка в случаях, когда педагоги и родители каждый за себя или действуют сообща. Данный материал был использован на собрании на тему "Воспитатели и родители - два берега одной реки"), которые будут решаться на собрании. Можно использовать тренинги.

В-шестых, общение должно быть взаимным. Родители приходят не на лекцию. Это встреча для обсуждения и совместного решения общих вопросов. Поэтому в основе построения общения - диалог.

В-седьмых, решения по всем вопросам принимаются сообща. Каждый родитель должен чувствовать значимость и весомость своего мнения, своей позиции, своего выбора, ощущать себя полноправным участником образовательного процесса.

В-восьмых, не забываем высказывание А.П.Чехова о краткости, которая сестра таланта. Чёткая, продуманная структура собрания, регламент на обсуждение каждого вопроса и выступления, сделают родительское собрание нерастянутым и динамичным. Пришедшие родители не должны устать, переутомиться, потерять интерес к происходящему.

Стараюсь придерживаться оптимального времени продолжительности встреч 40-50 минут.

В-девятых, и, пожалуй, одним из основополагающих - каждое собрание должно быть особенным. Считаю необходимо организовывать собрание необычным, нетрадиционным. Форма проведения должна интриговать, вызывать интерес. увлечённость.

И тут на помощь педагогу в первую очередь приходит игра. Игра как форма проведения собрания в целом, так и игра, как отдельный элемент собрания, делают его динамичным. Например, родительское собрание - интеллектуальная интерактивная игра «Здоровье наших детей в наших руках» (по принципу телевизионной "Своей игры"). Обсуждение вопросов, связанных с сохранением здоровья детей в разных ситуациях (тематика не очень обычно привлекательная) прошло таким образом весело и интересно.

Необычным получилось собрание "Адаптация детей к детскому саду" в форме квеста с использованием технологии "Перевёрнутый класс". На данной технологии хочется остановиться подробнее, потому что она даёт возможность максимально уйти от необходимости педагогу давать теоретический материал во время встречи с родителями, так как воспитатель заблаговременно даёт родителям для самостоятельного ознакомления список литературы, ссылки на материал в интернете или видеоролике на канале "YouTube". Таким образом экономится время, увеличивается увлечённость участников обсуждения поставленной проблемы.

В нашей группе собрания проводились и в других, не менее увлекательных, формах:

- творческие отчёты о реализации проектов;

- творческие отчёты по итогам учебного года;

- собрание в форме деловой игры;

- собрание совместно с детьми в форме мастерской;

- использование метода мозгового штурма (на родительском собрании в подготовительной к школе группе при обсуждении формы проведения выпускного). Цель мозгового штурма – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблемы;

- собрание-экскурсия по детскому саду с целью знакомства с образовательной организацией, всеми возможностями для развития ребёнка, помещениями, о которых родители могли только слышать, а иногда о наличии которых даже и не подозревали (кабинет психолога. логопеда, сенсорная комната, костюмерная, кухня, прачечная и так далее).

В-десятых, всегда нужно идти в ногу со временем, использовать современные достижения науки и техники в своей работе. Как нельзя актуальными в последнее время стали интерактивные, дистанционные формы проведения собраний. В своей работе практикую мини-собрания в дистанционном формате под названием "Вечер вопросов и ответов" по результатам родительской почты. В удобное для всех время (чаще всего раз в две недели) происходит онлайн-встреча, где сами воспитатели или приглашённые специалисты отвечают на волнующие родителей вопросы.

В-одиннадцатых, как и в работе с детьми, не забываем о смене видов деятельности. Какой бы увлекательной ни была деятельность, интерес к ней в процессе уменьшается, эффективность понижается, а смена деятельности позволяет сохранить заинтересованность темой собрания во время всей встречи.

В этом могут помочь использование различных видов наглядности, мультимедиа-презентации, включаются практические задания, игры, музыкальное оформление. Грамотно подобранный материал или созданная презентация, наполовину облегчает задачу педагога в привлечении и удержании внимания своей аудитории во время проведения собрания.

В качестве вывода. Собрание должно запомниться. Запомниться не только своей нестандартной формой, но и своим содержанием. Собрание будет эффективным, если мы возбудим у родителей интерес к происходящему, сохраним его на протяжении всей встречи и оставим желание возвращаться к обсуждаемым темам и вопросам в своей памяти.



Список литературы

Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 112 с.

Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребёнок – педагог - родитель». – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 96 с.

Елисеева Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования/ Т.П. Елисеева; Под ред. М.М. Ярмолинской. - Мн.: Лексис, 2004.

Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. Пособие/ О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - 4-е –зд. – М.: Айрис-пресс, 2011. – 128 с.

Кочура Н.Н. Организация работы с родителями в дошкольном учреждении// Электронный научно-практический журнал «СОВУШКА», Номер 1 (11) 2018 год.

Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

Репринцева Г.И., Азизова Н.Р. Семейные традиции воспитания детей в культуре и быту народов России: учебно-метод. пособие/ Г.И. Репринцева, Н.Р. Азизова. – М.: ФОРУМ, 2015. – 305 с.

Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй: метод. пособие. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2013.

Сотрудничество педагогов и семьи: организация системы работы/ авт.-сост. Н.А. Алымова, Н.А. Белибихина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 191 с.

Социальное партнёрство детского сада с родителями: Сборник материалов/ Сост. Т.В. Цветкова. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.


Электронные ресурсы:

Квест как педагогическая технология. История возникновения квест-технологии: URL: https://www.predmetnik.ru/conference_notes/69 (14.01.2019)

Перевернутый класс: технология обучения XXI века https://www.ispring.ru/elearning-insights/perevernutyi-klass-tekhnologiya-obucheniya-21-veka



Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.