Статья «Как сделать родительское собрание эффективным»
Как сделать родительское собрание эффективным
Его все педагоги проводят,
Но не все родители приходят.
Им здесь не интересно,
Они не находят себе места.
Дети этого опасаются,
родители после этого ругаются.
Каждый педагог сталкивается с необходимостью проведения родительского собрания. Это могут быть как всего лишь несколько человек, так и полноценная группа. Собрание - основной способ взаимодействия классного руководителя с обучающимися. Для молодых педагогов очень важно уметь правильно спланировать подобное мероприятие и эффективно провести его.
В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Чаще всего родительские собрания носят информационный характер, направлены на ознакомление с изменениями в жизни лицея и группы. Такие мероприятия бывают отчетными, внеплановыми, совместными с родителями, тематическими.
Для чего проводится родительское собрание?
Планируя родительское собрание, необходимо четко понять для чего это делается. В большинстве случаев, основная цель собрания - рассказать о успехах студентов, поставить новые учебные цели и по необходимости попросить родителей о помощи (например, проконтролировать выполнение домашнего задания). Очень важно помнить о этих целях на протяжении всей встречи и стараться не «отходить от темы», ведь эффективным будет считаться то собрание, цели которого были достигнуты.
Кроме этого собрания проводятся для:
- ознакомления родителей с успеваемостью обучающихся;
- обсуждения различных мероприятий (например, выпускной, поездка и т.д.);
- решения различных сложных ситуаций (например, конфликт между студентами, чрезвычайное происшествие) и другое.
Родительское собрание будет эффективным, если ориентироваться на ресурсы родителей как интеллектуальные, так и эмоциональные.
Приходить на родительское собрание с удовольствием - это не так мало.
При подготовке к родительскому собранию необходимо соблюдение следующих условий:
1. Правильный выбор тем.
Избираемая для обсуждения тема не должна быть случайной. Ее выбор обусловливается целевыми ориентирами жизнедеятельности классного коллектива, закономерностями развития личности обучающегося, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, логикой формирования педагогической культуры родителей, стратегией построения и совершенствования взаимоотношений лицея и семьи. Вначале учебного года провожу на родительском собрании анкетирование родителей, в ходе которого они указывают интересные для них темы. Отбираю наиболее востребованные. Остальные темы раскрываю в ходе индивидуальных консультаций. Некоторые темы добавляю сама, но тогда при проведении родительского собрания раскрываю значимость данной темы.
2. Расширение тематики родительских собраний.
3. Правильный выбор вида и формы проведения родительского собрания.
4. Собрание должно иметь как теоретический, так и практический характер: включать разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.п.
5. Своевременное приглашение родителей и других участников собрания.
6. Чаще обращаться к родителям по имени и отчеству. Ведь самый приятный звук для человека – его имя. Поэтому хорошо иметь перед собой список с именами и отчествами родителей.
7. При проведении родительского собрания стремиться к интеграции различных взглядов, а не к компромиссу.
8. Желательно начинать собрание с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
9. Проводить собрания не более 1-1,5 часов.
10. Нужно поблагодарить всех, кто нашел время придти на собрание (особенно отцов).
11. Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.
12. Каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку.
13. В личной беседе оценивать успехи детей относительно их потенциальных возможностей. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
14. Классный руководитель должен общаться с родителями, давать им возможность высказать свою точку зрения и мнение в ходе родительского собрания, а не после него.
15. Очень важным для классного руководителя является мнение родителей по проведенному собранию. Это может быть: устное мнение родителей или письменный анализ родителями результатов собрания.
На общем собрании лицея для родителей обязательно выступает директор учебного заведения, рассказывает об основных правилах студенческой жизни, озвучивает план программы, внеурочных занятий, мероприятий, кружков и факультативов.
Как правильно закончить собрание?
Постарайтесь не затягивать встречу. Обязательно оставьте немного времени в конце мероприятия, чтобы ответить на вопросы родителей.
По окончании собрания обязательно сделайте выводы, раздайте памятки, сформулируйте решения, к которым вы пришли совместно.
Предупредите родителей, что не вся информация, которая обсуждалась, должна быть известна ученикам.
Поблагодарите всех собравшихся за то, что смогли уделить время.
Обязательно отметьте те положительные изменения, которые произошли с группой. Каждый должен уходить с родительского собрания с ощущением того, что он может помочь своему ребенку. Даже если студент сталкивается с определенными трудностями, стоит завершить рассказ о нем каким-нибудь положительным моментом. Они обязательно есть!
Чтобы родители были с самого начала хорошим помощниками классному руководителю, их надо активно подключать к решению актуальных вопросов учебно – воспитательного процесса, вовлекать в совместную с детьми внеурочную деятельность. Родительский комитет, избранный на родительских собраниях, – важная опора классного руководителя. Многие вопросы помогают решить именно члены родительского комитета. На собрании после обсуждения организационных моментов (питания, финансово – материальных аспектов организации внеурочных мероприятий, подготовки к экзаменам, выпускному вечеру и т.п.) надо сразу определить степень и формы участия родителей в решении данных проблем.
Не следует забывать, что родительское собрание, на котором происходит личная встреча классного руководителя с родителями его подопечных – важное средство формирования мнения пап и мам о лицее, преподавателях, которым они доверяют. К собранию следует тщательно готовиться, продумывая основательно его методику и содержание.