Статья «Обследование детей на ПМПК в онлайн режиме с применением дистанционных технологий»
Поликина О.С, учитель-логопед
Митина А.Н., учитель-дефектолог
МБУ Центр «Леда»
г.Архангельск
«Обследование детей на ПМПК в онлайн режиме с применением дистанционных технологий»
Постоянно изменяющаяся среда дает нам с Вами возможность вносить изменения и совершенствовать процесс коррекционно-развивающей деятельности.Предлагаем Вам ознакомиться с опытом использования дистанционных технологий в работе территориальной психолого-медико-педагогической комиссии г. Архангельска, в частности впроведениипсихолого-педагогической диагностики детей.
Мы с Вами понимаем, что незавершенный, или не начатый вовремя педагогический процесс может привести к негативной динамике в развитии ребенка. Поэтому в условиях вынужденной самоизоляции, для нас важно было организовать своевременное обследование детей с целью определения их дальнейшего образовательного маршрута. Внедряя в практику дистанционную форму работы перед нами,ставилась четкая цель –сохранение возможностидля ребенка получения дальнейшей необходимой емукоррекционно-развивающей помощи.
В нашей работе прошли апробациюи хорошо зарекомендовали себя следующие варианты реализации дистанционной формы работы: онлайн консультации с родителями; онлайн конференции с педагогами, участниками психолого-педагогического сопровождения.Реализация подобных форм помогла обеспечить продолжение выстраивания взаимодействий: педагог –педагог, педагог –родитель, педагог –ребенок.
Конечно же главным моментом в работес использованием цифровых технологий является готовность родителей и их желание участвовать в этом процессе. По опыту уже проведенной нами работы в онлайн формате, стоит отметить, что ребенок не всегда способен самостоятельно взаимодействовать с педагогом «через экран компьютера», а именно без организующей помощи взрослого, поэтому обязательным условием проведения подобных мероприятий является присутствие одного из родителей.Родитель не всегда педагог. Большая часть родителей следуют рекомендациям педагогов, но не более того. Способностью спокойно, играя, объяснить ребенку, помочь ему, направить –обладают не многие.В нашей дистанционной работе периодически бывают такие ситуации, когда заранее необходимо подготовитьродителя к участию в обследовании. Пример: ребёнку 3,5 года, направлен на ПМПК врачом-неврологом, активной речи нет, звукоподражание. В данной ситуации мы понимаем, что обследовать ребёнка вербально будет невозможно. Здесь учитель-дефектолог, учитель-логопед и родитель находятся в постоянном взаимодействии, это может быть предварительная онлайн консультация, телефонный звонок, переписка в мессенджерах. Педагог обыгрывает с родителем варианты помощи специалисту ПМПК во время обследования и самому ребенку во время проведения диагностики.Родителю даются рекомендации, какой необходимо подготовить материал для работы с ребёнком онлайн (игрушки, цветные карандаши, кубики, картинки), материал, который смог бы помочь специалисту обследовать ребёнка невербально при активном участии со стороны родителя.
Для дистанционной работы мы использовали программное обеспечение Скайп. В скайпе был создан чат ПМПК куда заранее приглашались родители обследуемых детей, в переписке уточнялось время выхода на связь и основные моменты, такие как необходимость подготовить ребёнка к общению посредством интернет связи, чтобы диагностика была объективной-не оказывать помощь при выполнении заданий и если обследуемый ребёнок школьного возраста, то подготовить тетради и ручку для выполнения письменных заданий.
Построение дистанционной работы- это довольно трудоёмкий процесс. У нас был выведен определённый алгоритм взаимодействияспециалистов.
Организация дистанционной работы специалистов ПМПК представляла следующий алгоритм:
Специалисты территориальной ПМПК организовывали (проводили) дистанционную работу по следующему алгоритму:
1 этап. Запись родителей (законных представителей) через сайт Центра «Леда» или по телефону. Сбор пакета документов родителями, включая письменное заявление на проведение обследования в дистанционном онлайн режиме. Пакет документов был заархивирован, защищен паролем, отвечающим минимальным требованиям безопасности. Отправка всех документов на почту ПМПК осуществлялась в запаролленном файле.
2 этап. Знакомство специалистов ПМПК с пакетом документов на ребенка. Дежурный специалист заблаговременно рассылал документы специалистам ПМПК для ознакомления последних с медицинской и педагогической документацией, а так же сканами письменных контрольных работ детей школьного возраста.
3 этап. Онлай-сессия ПМПК
-Которая включала знакомство с родителями (законными представителями), беседу, уточнение цели обращения, готовности ребенка к общению или возможных трудностей обследования ребенка по Skype.
-После этого учитель-дефектолог обследовал познавательное развитие ребенка, используя методы беседы, игры, приёмы демонстрации диагностических материалов.
-Далее учитель-логопед выявлял уровень речевого развития, так же используя различные методы и приемы, с учетом возрастных особенностей детей
-Параллельно педагог-психолог наблюдал за ребенком, выявлял его личностные особенности, смотрел состояние эмоционально-волевой сферы и при необходимости подключался к обследованию для уточнения состояния ребенка.
-После всесторонней психолого-педагогической диагностики специалисты ПМПК принимали коллегиальное решение, т.е. определяли образовательный маршрут и знакомили родителей (законных представителей) с заключением ПМПК.
4 этап. Получение заключений родителями (законными представителями) в Центре «Леда» в соответствии с графиком, размещенным на сайте центра.
Специалистами ПМПК были сформированы пакеты диагностических материалов для проведения обследования детей в дистанционном формате.
Ивлиева Наталия Алексеевна
Ольга
Ивлиева Наталия Алексеевна