12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Любова Елена Владимировна59
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Пояснительная записка

В настоящее время логопедическая ритмика рассматривается в специальной литературе как эффективное средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций у лиц с речевой патологией посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом [Волкова, 2003].

Логоритмические занятия как средство дополнительного образования планируются согласно лексическим те­мам и проводятся в конце изучения каждой. Это позволяет при необходимости провести перед занятием подготовительную работу: разучить упражнения на координацию движений с речью, пальчиковую гимнастику, применяя при этом динамические паузы, и др. Занятие строится в форме единой сюжетной линии. В плане последовательность граф-столбцов соотносится с направлениями коррекционно-развивающей работы, со структурой занятия и последовательностью предъявления упражнений: № по порядку, дата, пространственная ориентировка, дыхательная гимнастика по Э.Я Золотаревой, голосовые упражнения, лексическая тема и ритмический рисунок, формообразующие движения, темпо-ритмы и танцевальные движения, подвижные игры с речью.

С учетом психомоторных и возрастных особенностей детей с нарушениями речи оптимальным является гибкое, равномерное распределение двигательной и речевой нагрузки на воспитанников в ходе занятия. Равномерность достигается путем чередования различных видов деятельности и позволяет поддерживать внимание и работоспособность детей на протяжении всего занятия. Частая смена и новизна заданий способствуют совершенствованию концентрации вни­мания, снижают утомляемость детей, повышают продуктивность занятий; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала.

Логоритмические занятия включают:

— вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях), построения и перестроения (что также способствует совершенствованию пространственной ориентировки детей);

— упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

— речевые упражнения без музыкального сопровождения, активизирующие внимание;

— формообразующие упражнения, закрепляющие на практике геометрические фигуры, а так же регулирующие мышечный тонус;

— счетные упражнения, воспроизведение различных темпо-ритмов, формирующие чувство музыкального размера или метра; танцевальные движения (по материалам интернета);

— подвижные игры с речью.

Упражнения на развитие основных видов внимания и памяти выра­батывают быструю и точную реакцию на слуховые и зрительные раз­дражители, развивают зрительную, слуховую и двигательную память. Овладеть своими мышцами, научиться в полном объеме управлять своими движениями позволяют упражнения на регуляцию мышечного тонуса. Дети усваивают понятия «сильно» и «слабо» как понятия относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения. Упражнения на развитие чувства темпа, ритма, музыкального раз­мера выполняются совместно и по индивидуаль­ной инструкции.

Упражнения на координацию движений с речью проводятся как с музыкальным сопровождением, так и без него. Предусматриваются различные варианты выполнения упражнений: пропевание хором с од­новременным выполнением движений; слова произносит часть детей или один ребенок, а движения выполняются совместно. Дети с низ­ким уровнем и с грубыми нарушениями произносительной стороны речи включаются в выполнение движений, что способствует развитию умения сохранять ритмический контур слов, предложений.

При проведении голосовой и артикуляционно-мимической гимнастики используются упражнения, тренирующие движения языка, губ, щек, нижней челюсти; практикуются задания для уточнения артикуляции гласных звуков, создания базы свистящих, затем шипящих, соноров.

В ходе дыхательных упражнений отрабатывается диафрагмальный (костно-абдоминальный) тип дыхания, продолжительный и направленный речевой выдох, а также другие виды вдохов и выдохов и их соотношений. Используются такие приемы работы с голосом, как «погуживания», «кричалки-крикушки».

В занятия включаются речевые игры различных видов: подвижные, хороводные, игры-этюды, игры-диалоги и др. с постепенным увеличе­нием речевой нагрузки.

Важным этапом занятия являются релаксационные упражне­ния. Цель этих упражнений — сосредоточение внимания детей на фи­зических ощущениях в состоянии расслабления. В процессе релакса­ционных упражнений дети могут лежать или сидеть на ковре.

Занятия по логоритмике для детей с нарушениями речевого развития также способ­ствуют:

коррекции грамматического строя речи (ответы на вопросы в оп­ределенной грамматической форме);

формированию слоговой структуры слова (отхлопывание ритми­ческих рисунков, упражнения на развитие чувства ритма);

коррекции звукопроизношения (артикуляционные упражнения, проговаривание стихов, специально подобранных согласно этапу ло­гопедической работы);

развитию просодической стороны речи (дыхательные и голосо­вые упражнения);

формированию связной речи, коммуникативных возможностей (игры-диалоги, игры-инсценировки, подвижные игры).

Литература

Аксанова Т.Ю. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР: Учебно-методическое пособие. СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009

Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопро­вождения: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2006

Бабушкина Р Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи /Под ред. Г.А. Волковой. СПб.: КАРО, 2005

Волкова ГЛ. Логопедическая ритмика. М., ВЛАДОС , 2003

Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие. — М.: ТЦ СФЕРА, 2010

 Дмитриев Л. Б., Телеляева Л. М., Топтапова С. Л., Ермакова И. И. Фониатрия и фонопедия. — М: Медицина, 1990

Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М., 2004

В. А. Кныш, И. И. Комар, Е. Б. Лобан, Ю. В. Дудак Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников. Учебное издание В помощь логопеду. Минск: Аверсэв, 2009

Лопухина И.С. Логопедия - речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. СПб: Дельта, 1997

Микляева Н. В., Полозова О. А., Родионова Ю. Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов. — 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2005

Т. Е. Потехина Пример терапевтического эффекта ритмического самовыражения. — Новосибирск, 2006

Е.П. Прописнова Интеграция двигательного и речевого развития дошкольников (На основе сюжетно-ролевой логоритмической гимнастики) — (материалы интернета)

Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция произвольных движений у детей, страдающих заиканием. Методические рекомендации. — М: Гном и Д, 2000

Трясорукова Т.П. Речедвигательный тренинг: коррекционно-развивающие занятия для детей дошкольного возраста (Школа развития). — РнД: Феникс, 2010

Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2005

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.