Статья «Методы повышения качества успеваемости обучающихся в СПО»
Статья «Методы повышения качества успеваемости обучающихся в СПО»
Автор статьи: Вовк Елена Александровна, преподаватель высшей категории ГОУ СПО ЛНР «Ровеньковский технико-экономический колледж»
Самостоятельность головы
учащегося — единственное прочное
основание всякого плодотворного
учения.
Константин Дмитриевич Ушинский
Образование обязательно должно быть качественным и актуальным, а именно, отвечать существующим реалиям и потребностям.
На качество успеваемости обучающихся СПО, ВУЗов всегда оказывают влияние множество факторов. Учебная деятельность школьника и обучающегося СПО отличается построением занятий – лекционная форма, практические занятия – то новое для первокурсников с чем они сталкиваются в первые дни обучения, при этом неизменным является оценка их учебной деятельности. Адаптация в новом коллективе, с новым форматом занятий занимает определенное время.
Я преподаватель профессиональных модулей направления подготовки 36.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), работаю с детьми начиная со 2 курса, вижу уже определенные сформированные знания и представление о специальности.
Качественное образование – это фундамент конкурентноспособного специалиста. Это прежде всего хорошие знания по предметам, получение тех знаний, умений и навыков по специальности, которые помогут выпускнику применить полученные знания и «продать» себя как специалиста, поступить и продолжить обучение в ВУЗе, найти себя в жизни.
Качество образовательного процесса зависит не только от студента и преподавателя, но и от всех участников процесса обучения.
Участники образовательного процесса:
Именно под руководством преподавателей у обучающихся происходит формирование профессиональной компетентности, которая заинтересуют работодателей и общество. Для это важно выработать систему целеполагания, а именно формулирование цели обучения в программах междисциплинарных курсах и профессиональных модулей. Должна прослеживаться взаимосвязь целей для всех занятий. Цель обучения будет достигнута только активной деятельностью самих студентов. А для этого преподаватель должен применять в своей практике различные активные и интерактивные методы обучения, которые бы мотивировали студентов на получение знаний.
В своей статье хочу поделится своими апробированными методами повышения качества успеваемости будущих специалистов. В практике использую личностно-ориентированный подход и межпредметные связи. Как ранее было отмечено, именно лекционная форма проведения занятий является распространенной для СПО и ВУЗов.
Современные студенты информацию лучше воспринимают зрительно, они с интересом погружаются в новые возможности цифрового мира: смотрят «Ютьюб», пишут в чатах, играют с друзьями в онлайн, занимаются по «Zoom», так сказать информацию лучше воспринимают зрительно. Понимая, что студенту в ходе подачи материала, необходимо все осмыслить и выделить главное, применяю конспект лекций в схемах и таблицах, например, (МДК.04.01 Основы анализа бухгалтерской отчетности):
Наглядно отражены направления финансового анализа, способы и методы его проведения. При этом обучающиеся записывает данную информацию либо схемой, как предложено, либо выделяя текст на пункты по направлениям. Таблицы помогают кратко обобщить и систематизировать информацию.
В таблице ниже представлена взаимосвязь ликвидности предприятия и его платежеспособности (МДК.04.01 Основы анализа бухгалтерской отчетности).
Анализ ликвидности | Оценка платежеспособности |
А1 > П1 | Предприятие может погасить наиболее срочные обязательства с помощью абсолютно ликвидных активов |
А2 > П2 | Предприятие может рассчитать по краткосрочным обязательствам перед кредиторами быстро реализуемыми активами |
А3 > П3 | Предприятие может погасить долгосрочные займы с помощью медленно реализуемых активов |
А4 ≤ П4 | Данное неравенство выполняется автоматически, если соблюдены все три неравенства. Предприятие обладает высокой степенью платежеспособности и может погасить различные виды обязательств соответствующими активами. |
Конспект лекций в схемах и таблицах стараюсь разрабатывать, обобщая темы, это позволяет экономить время на конспектирование и дает возможность более детально и наглядно обобщить информацию и классическую лекцию превратить в лекцию-диспут.
Наиболее распространенной формой проведения занятия для меня является комбинированный урок. Это своеобразный конструктор, который помогает заинтересовать студента. Перечислю педагогические приемы, которые используются мной и помогают повысить активность на занятиях.
Игровые технологии. Студентам интересны занятия в форме деловых или ролевых игр с применением интерактивных презентаций, это позволяет раскрыть свои способности и знания. Причем проведение таких занятий практикую как в командном соревновании, так и в личностном зачете. Так, занятие в форме проведения деловой игры «Налоговый инспектор» с элементами интеллектуальной игры «Своя игра» по МДК.03.01. Организация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) проводилось с участием двух команд. Активность была 100%, духом командного состязания прониклись ранее пассивные студенты, каждый понимал, что от его ответа зависит общий результат команды. Все задания были дифференцированы по уровню сложности, чем выше цена ячейки, тем выше сложность задания. Это дает возможность ориентироваться и реально оценить свои знания.
|
|
Угадай налог |
Интеллектуальная игра «Самый умный» построена на соревновании в личностном зачете. Задания также дифференцированы по уровню сложности. И конечно, по итогам занятия не только оценки, но и медаль, как поощрение.
Карточки. Индивидуальная работа над заданием позволяет работать на «личный результат» и оценить свои знания. Причем задания в карточках стараюсь делать и теоретического и практического направления. Например: Найди соответствие
1. Повременная заработная плата | А. система, при которой оценивается комплекс различных работ с указанием предельного срока их выполнения |
2. Сдельная заработная плата | Б. организация оплаты труда, при которой начисления производятся по количеству и качеству фактически отработанного времени, а также квалификации и условиям труда. |
3. Простая повременная оплата труда | В. предусматривает премирование за перевыполнение норм выработки и конкретные показатели их производственной деятельности (отсутствие брака) |
4. Сдельно-премиальная оплата труда | Г. оплата производится за определенное количество отработанного времени независимо от количества выполненных работ. |
5. Аккордная оплата труда | Д. зависит от объема произведенной продукции. |
Закончите предложение:
1. Мотивация – побуждение …..
2. К материальной мотивации относятся все виды…..
3. К нематериальной мотивации можно отнести доброжелательную и теплую атмосферу в коллективе, …..
Верно ли («да» или «нет») следующее утверждение:
1. Номинальная заработная плата представляет собой денежную сумму, которую получает работник за свой труд.
2. Реальная заработная плата – наименьшая величина оплаты труда работника, допустимая в определенном субъекте РФ.
3. Заработная плата – это социальная выплата, которую работник получает от государства.
4. Размер заработной платы не зависит от продолжительности рабочего дня.
5. Размер заработной платы зависит от квалификации труда и уровня образования работников, осуществляющих трудовую деятельность.
Кейс-метод. Кейс №1. Проверь себя. Рассчитайте заработную плату техника 4-го разряда и 5-го разряда. Часовая ставка техника 4-го разряда 400 руб., 5-го разряда 426 руб., ими отработано в месяце по 180 часов.
Тестовый контроль. Тестовый контроль позволяет оперативно проверить качество усвоения знаний, немедленное исправление ошибок и восполнение пробелов. Уровень сложности и критерии оценивания позволяют определить уровень самостоятельной работы.
Актуализацию знаний по ранее изученному материалу часто провожу в форме теста на 5 заданий. Студент указывает на ранее подготовленных листах ФИО, номер варианта, номер теста и правильный вариант ответа. Каждое задание оценивается в 1 балл, отсюда пятибалльная система оценивания. Время выполнения ограничено и это исключает списывание.
Также практикую в качестве домашнего задания по составленному студентом опорному конспекту лекции составить тест. В ходе работы над составлением тестов студент показывает свою степень осмысленной подготовки к изучению учебного материала.
Технология визуализации. Использую онлайн-сервис «Облако Слов». Подходит для определения темы урока: рассмотрите облако слов и сформулируйте тему урока. Перегруппировав и объединив буквы составить экономические термины и дать определения, определить последовательность операции. Заставляет студента включить логику, вспомнить изученный материал, сконцентрировать внимание и заинтересовать на первых минутах урока.
|
|
Кластер. Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. Студенты охотно выполняют домашнее задание в данной графической форме. В работах своих учеников я опубликовала созданные ими кластеры по разным темам МДК.
|
Технология критического мышления. В процессе получения новых знаний даю возможность излагать свое собственное видение и отношение к изучаемому материалу. И на стадии осмысления соотнести новую информацию уже сформированными ранее знаниями. В ходе актуализации знаний, вызванный интерес хорошо мотивирует к учебной деятельности.
Нельзя не сказать о значимости внеаудиторной работы. Олимпиады, викторины, квесты, творческие конкурсы способствуют формированию находчивости, сообразительности, экономической грамотности и умение работать в коллективе, принимать ответственное решение на себя.
Олимпиадное движение одна из наиболее массовых форм внеурочной работы по учебным дисциплинам и МДК. Основные цели олимпиад – это выявление талантливых студентов, развитие интереса обучающихся к изучению предметов, повышение интеллектуального уровня обучающихся, создание необходимых условий для поддержки одаренных обучающихся. Олимпиады проводим в 2 тура. 1 тур в колледже, 2-республиканский этап и/или участие во Всероссийской дистанционной или онлайн-олимпиадах.
| | |
Для обучающихся СПО, в отличии от школьников, намного больше причин, зачем нужно повышать успеваемость. Для многих мотивацией становится получение стипендии или стремление получить повышенную стипендию. Кто-то хочет убедить родителей в правильности именно своего выбора, поступив по выбранному направлению в СПО, ведь не секрет родители так же определяют судьбу своего ребенка указывая направление профессионального обучения. Для кого-то приоритетом отличных оценок является получение красного диплома, невзирая на то, что работодатели давно уже изменили свои подходы к выбору специалистов. Но фактом остаются рекомендации педагогов работодателю, которые могут охарактеризовать студента с высокой успеваемостью, подготовка к уроку которого отличается знанием основного материала и дополнительного, который подготовил самостоятельно сам обучающийся. Поэтому оценки и заинтересованность в учебе так важны. Но не все зависит от учебного заведения. Низкая успеваемость обучающихся имеет место быть и по личным причинам. Внешние факторы (влюбленность, конфликты, самовыражение, финансовые проблемы) всегда оказывают негативное влияние на успеваемость, снижают качество обучения.
В заключении, хотелось бы пожелать обучающимся внимательности на занятиях, настойчивости и любознательности в решении практических и ситуационных задач, всегда помнить, что задавать вопросы − это нормально, самоорганизации (не стоит откладывать на потом), стремиться к планированию и режиму своего дня.