Статья «Методическая сказка, как способ объяснения нового материала»
Методическая сказка, как способ объяснения нового материала
В мире ничто не стоит на месте, все изменяется. Также меняется и современная школа, жизнь выдвигает новые требования к результатам выпускника школы. Выпускник должен обладать необходимыми современными знаниями, умениями и качествами, стать мобильным, коммуникативным, активным и уверенным в самостоятельной жизни и т.д.
Как же изменить выпускника? Для этого надо, чтобы в школу пришел новый Учитель, с новым мышлением, способный реализовать новые задачи образования. Основа стандарта – системно - деятельностный подход в обучении. Это заставляет меня как учителя пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познавательном процессе.
Интенсивное развитие познавательной активности у ребенка происходит в младшем школьном возрасте. Познавательная активность развивается в деятельности, но не всякая деятельность, а только эмоционально приятная. Как донести учебный материал до сознания учащихся? Как вызвать их активную познавательную деятельность, чтобы дети могли овладеть знаниями, умениями и навыками? Эти вопросы приходится решать учителю каждый день при подготовке урока. Все они связаны с поиском наиболее продуктивных методов обучения. Учителю необходимо «сломать» стандарт восприятия нового материала, а показать учащимся обычные учебные темы не в виде набора правил, а как живой, полезный и интересный материал. И действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво знакомит ребенка с новым учебным материалом. Она-универсальный учитель. Поэтому в своей практике часто использую методические сказки при ознакомлении с новым учебным материалом. Методические сказки более в доступной форме, с эмоциональным окрашиванием преподносят учащимся учебный материал. Сюжет любой учебной сказки можно использовать для ролевой игры или театрализованного представления. Оригинальный сюжет, насыщенный дополнительной лексикой, творческим зарядом позволяют стимулировать интерес учащихся к познанию, новым открытиям, оставляет яркий след в душах детей, окрыляет их от личного успеха. Я считаю, что такой метод обучения, как методическая сказка, будит их мыслительную активность, развивает и поддерживает интерес к учению. Для того, чтобы каждый ребенок мог развить свои познавательные и творческие способности, необходимо умение учителя «наполнить сосуд, и зажечь факел» познавательности.
Из моего опыта приведу фрагмент урока - методической сказки, проведенной во 2 классе по русскому языку по теме «Устная и письменная речь». Учащиеся познакомятся в процессе сказки с видами речи, их отличительными признаками, научатся различать устную и письменную речь.
Урок русского языка, 2 класс
Тема: Речь устная и письменная.
Ход урока
Учитель: «За высокими горами, за синими морями жили 2 старых королевы, две сестры- -королева Речь и королева Лингвистика. В этой стране Красивой речи было много необычного. У королевы Речи было 2 дочери. А как вы думаете, почему две?»
Учитель: Построила королева для них два больших замка. В замке «Устной речи» жила старшая сестра, а в замке «Письменной речи» жила младшая сестра. Как вы думаете, почему?
Сестры были очень дружны, часто выезжали на балы, ездили к своей тете королеве Лингвистике. У Лингвистики было 15 сыновей, все они жили в одном большом дворце «Языкознание» вместе со своей матерью. Молодые принцы любили свою мать, жили дружной семьей. Устраивали приемы и приглашали своих родственников из других стран. У королевы Лингвистики был семейный альбом, куда она записывала все о каждом из сыновей. Часто вечером, собравшись у камина, королева читала своим сыновьям записки из альбома.
-Сегодня, ребята, я предлагаю вам совершить путешествие по стране «Красивой речи». Согласны ли вы? Что мы должны взять с собой в багаж?
Ответы учащихся:
- Знание, смекалку, активность, выдержку и дружбу.
-Багаж готов и мы готовы тоже, но нет транспорта. Я думаю мы будем путешествовать на Машине времени. Я думаю, ребята, что этот вид транспорта нам поможет побывать в прошлом, настоящем и будущем. Ребята, послушайте Речь, она обращается к вам.
- Я-волшебница Речь, что вы знаете обо мне?
Учащиеся: Волшебница Речь-красива, спокойна, нетороплива, ясно и четко говорит.
Ребята читают на слайде: «Приехали! Дворец Устной речи!
Учитель: Но где же дворец? Почему он невидимый?
Учащиеся: Потому что речь Устная, мы ее не видим, а слышим.
Устная речь: Здравствуйте ребята, вы верно сказали, видеть вы меня и моих придворных не можете, а вот говорить с вами мы будем. Назовите моих придворных?
Учитель: Ребята, подумайте и ответьте.
Учащиеся: Придворные в замке- это звуки речи.
Учитель: Управляющим замком принцесса назначила Голос. А как вы думаете, почему? Каждый вечер управляющий замком проводит перекличку придворных.
Дидактическая игра «Перекличка звуков»
- Мягкие согласные отзовитесь? (учащиеся называют мягкие согласные)
-Гласные звуки отзовитесь? Гласные звуки помогают засыпать принцессе, т.к. они легко поются (учащиеся называют гласные звуки).
-Твердые согласные отзовитесь, их Голос посылает в караул (учащиеся называют твердые согласные)
Учитель: В замке есть еще свой зоопарк. За животными помогают ухаживать звуки, которые могут понимать разговор животных. Как вы думаете, какие это звуки? (учащиеся отвечают, что это шипящие звуки)
Можно сделать такой вывод, что учащиеся познакомились с новым материалом более в увлекательной и понятной им форме, в виде методической сказки, а сказки детям младшего школьного возраста очень нравятся.