12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Светлова Мария Юрьевна31

М.Ю. Светлова, учитель-дефектолог

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Центр психолого-педагогической, медицинской и

социальной помощи Выборгского района

Санкт-Петербург


Методическая сказка как способ объяснения нового материала,

в работе учителя-дефектолога.

Актуальной проблемой педагогики является постоянный рост числа детей с нарушениями в развитии. В связи с этим, возникает потребность поиска новых, эффективных направлений оказания коррекционной помощи таким детям. Задержка развития у детей характеризуется недостаточно высоким уровнем сформированности всех основных мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, абстракции, переноса. Также характерной особенностью для них является слабость волевых процессов, эмоциональная неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность. Для игровой деятельности многих детей характерно неумение без помощи взрослого развернуть совместную игру в соответствии с замыслом. Поэтому детям так необходимо взаимодействие с использованием сказочной метафоры. Использование методической сказки позволяет создавать оптимальные условия для повышения эффективности коррекционно-развивающего воздействия для максимального преодоления отставания в познавательном и речевом развитии.

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, совершенствования взаимодействия с окружающим миром [8].

Методологическими основаниями концепции сказкотерапии стали работы Л.С. Выготского[5], Д.Б. Эльконина [12],работы Э.Фромма [11], Э.Берна [3], идеи К. Г. Юнга [13], работы Т. Зинкевич-Евстигнеевой [7] и др.

В последнее время к методу сказкотерапии тяготеет все больше специалистов: педагогов-психологов, психотерапевтов, учителей-дефектологов, воспитателей и др. Появились сказкотерапевтические программы Г. Азовцевой [2], А. Лисициной [9], Т. Речицкой [10].

К особенностям применения метода сказкотерапии относят, то что тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням – к уровню сознания и подсознания, что создает особые возможности при коммуникации.

Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации.

В сказке в символической форме содержится информация об окружающем мире. Сказки возвращают ребенка в состояние целостного восприятия мира. Они дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, передают знания о мире и человеческих возможностях.

Использование методической сказки, как способ объяснения нового материала, является прогрессивной технологией в коррекции детей с ОВЗ.

Исследования показывают, что сказочная метафора воздействует непосредственно на бессознательное, минуя барьеры, которые ставят перед специалистом недостаточно развитый интеллект ребенка [4]. Причем воздействие метафор оказывается глубинным и удивительно устойчивым. Метафорическое, сказочное воздействие активизирует ресурсы личности, выводит ребенка на путь самостоятельных открытий.

Язык метафор, образов активизирует «пробуждает» сознание ребенка, открывает новые возможности его взаимодействия с окружающим миром, делает более глубоким контакт специалиста и ребенка.

Целью работы учителя-дефектолога является создание условий для развития познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Цель раскрывается через следующие группы задач:

Обучающие:

формировать соответствующие возрасту навыки игровой деятельности (освоение игры по правилам, сюжетно-ролевой игры), а также элементов учебной деятельности;

формировать диалогическую и монологическую форму речи;

уточнять, обогащать и систематизировать словарь, на основе ознакомления с фольклором;

формировать элементарные математические представления и понятия, соответствующие возрасту;

Развивающие:

развивать произвольное внимание;

развивать навыки саморегуляции;

развивать воображение.

Воспитательные:

воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность и т. д.);

воспитывать и развивать художественный вкус по отношению к литературе и к чтению (а именно к сказкам);

Рассмотрим технологию разработки занятия с использованием сказки.

Гипотеза: использование сказочной метафоры и проигрывание на занятии различных сказочных сюжетов создаёт оптимальные условия для развития познавательной деятельности у детей с ОВЗ.

Условно, занятие можно поделить на три этапа: подготовительный этап, основной этап и аналитический этап.

На подготовительном этапе учитель-дефектолог определяет цели и задачи конкретного занятия, разрабатывает содержание занятия, подбирает дидактический материал.

На основном этапе происходит рассказывание сказки учителем-дефектологом и выполнение заданий ребенком.

На аналитическом этапе учитель-дефектолог анализирует полученные результаты, а также вносит изменения и уточнения для последующей работы.

В ФГОС дошкольного образования говорится о том, что ребёнок должен быть субъектом образовательной деятельности[1]. Построение образовательной деятельности с применением методической сказки, ведет к развитию познавательной активности младшего дошкольника.

По итогам прохождения программы, в соответствии с ФГОС ДО, учителем-дефектологом планируются следующие результаты:

Формирование соответствующих возрасту элементов учебной деятельности.

Овладение элементарными математическими представлениями в соответствии с параметрами возрастной нормы;

Формирование умения вести диалог и умения отвечать на вопрос фразой из двух-трех слов;

Уточнение обогащение и систематизация словаря, на основе ознакомления с фольклором.

Совершенствование развития заинтересованности в деятельности, частичное формирование навыка самоконтроля;

Совершенствование развития эмоциональной отзывчивости.

Таким образом, методические сказки помогают повысить творческую активность детей, сконцентрировать внимание дошкольников, провести занятие в оптимальном режиме для развития детей, создать благоприятную эмоциональную атмосферу обучения и общения в образовательной деятельности, что является непременными условиями формирования интереса к познанию. Это является оптимальными условиями для развития познавательной деятельности детей младшего школьного возраста.


Список литературы:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)

Азовцева, Г.А. Сказкотерапия для детей / Г.А. Азовцева. – М.: Сфера, 2013. – 177 с.

Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Берн Эрик; перевод с английского А. Грузберга; оформление Е. Савченко. - М.: эксмо, 2011. - 576 с.

Вачков, И.В. Сказочная метафора как средство взаимопонимания / И.В. Вачков // Социальная психология и общество / М.Ю. Кондратьев. – 2011. – № 1. – с. 111-118.

Выготский Л.С. Мышление и речь: психологические исследования; под ред. и со вступ. статьей В. Колбановского. Москва; Ленинград: Соцэкгиз, 1934.

Ермолаева М.В. «Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками». – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002 – 176с.

Зинкевич-Естигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – М.: Сфера, 2014. – 234 с.

Короткова Л.Д. «Сказкотерапия для дошкольников и младших школьников». Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. – М.: ЦГЛ, 2005 – 128с.

Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2011. – 191 с.

Речицкая, Т.Г. Психология сказки и метафоры [Текст] / Т.Г. Речицкая. – М.: Сфера, 2009. – 180 с.

Фромм Э. Искусство любить / - [2-е изд.]. - Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2006 (СПб. : Печатный двор им. А. М. Горького). - 219,

Эльконин, Д.Б Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2011. – 384 с.

Юнг, К.Г. Психоанализ и искусство [Текст] / К.Г. Юнг. – М.: Академия, 2012. –317 с.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Светлова Мария Юрьевна
Комментарий был удалён пользователем 18 ноя 2021 в 11:06
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.