Методическая сказка как способ объяснения нового материала
М.Ю. Светлова, учитель-дефектолог
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Центр психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи Выборгского района
Санкт-Петербург
Методическая сказка как способ объяснения нового материала,
в работе учителя-дефектолога.
Актуальной проблемой педагогики является постоянный рост числа детей с нарушениями в развитии. В связи с этим, возникает потребность поиска новых, эффективных направлений оказания коррекционной помощи таким детям. Задержка развития у детей характеризуется недостаточно высоким уровнем сформированности всех основных мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, абстракции, переноса. Также характерной особенностью для них является слабость волевых процессов, эмоциональная неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность. Для игровой деятельности многих детей характерно неумение без помощи взрослого развернуть совместную игру в соответствии с замыслом. Поэтому детям так необходимо взаимодействие с использованием сказочной метафоры. Использование методической сказки позволяет создавать оптимальные условия для повышения эффективности коррекционно-развивающего воздействия для максимального преодоления отставания в познавательном и речевом развитии.
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, совершенствования взаимодействия с окружающим миром [8].
Методологическими основаниями концепции сказкотерапии стали работы Л.С. Выготского[5], Д.Б. Эльконина [12],работы Э.Фромма [11], Э.Берна [3], идеи К. Г. Юнга [13], работы Т. Зинкевич-Евстигнеевой [7] и др.
В последнее время к методу сказкотерапии тяготеет все больше специалистов: педагогов-психологов, психотерапевтов, учителей-дефектологов, воспитателей и др. Появились сказкотерапевтические программы Г. Азовцевой [2], А. Лисициной [9], Т. Речицкой [10].
К особенностям применения метода сказкотерапии относят, то что тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням – к уровню сознания и подсознания, что создает особые возможности при коммуникации.
Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации.
В сказке в символической форме содержится информация об окружающем мире. Сказки возвращают ребенка в состояние целостного восприятия мира. Они дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, передают знания о мире и человеческих возможностях.
Использование методической сказки, как способ объяснения нового материала, является прогрессивной технологией в коррекции детей с ОВЗ.
Исследования показывают, что сказочная метафора воздействует непосредственно на бессознательное, минуя барьеры, которые ставят перед специалистом недостаточно развитый интеллект ребенка [4]. Причем воздействие метафор оказывается глубинным и удивительно устойчивым. Метафорическое, сказочное воздействие активизирует ресурсы личности, выводит ребенка на путь самостоятельных открытий.
Язык метафор, образов активизирует «пробуждает» сознание ребенка, открывает новые возможности его взаимодействия с окружающим миром, делает более глубоким контакт специалиста и ребенка.
Целью работы учителя-дефектолога является создание условий для развития познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Цель раскрывается через следующие группы задач:
Обучающие:
формировать соответствующие возрасту навыки игровой деятельности (освоение игры по правилам, сюжетно-ролевой игры), а также элементов учебной деятельности;
формировать диалогическую и монологическую форму речи;
уточнять, обогащать и систематизировать словарь, на основе ознакомления с фольклором;
формировать элементарные математические представления и понятия, соответствующие возрасту;
Развивающие:
развивать произвольное внимание;
развивать навыки саморегуляции;
развивать воображение.
Воспитательные:
воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность и т. д.);
воспитывать и развивать художественный вкус по отношению к литературе и к чтению (а именно к сказкам);
Рассмотрим технологию разработки занятия с использованием сказки.
Гипотеза: использование сказочной метафоры и проигрывание на занятии различных сказочных сюжетов создаёт оптимальные условия для развития познавательной деятельности у детей с ОВЗ.
Условно, занятие можно поделить на три этапа: подготовительный этап, основной этап и аналитический этап.
На подготовительном этапе учитель-дефектолог определяет цели и задачи конкретного занятия, разрабатывает содержание занятия, подбирает дидактический материал.
На основном этапе происходит рассказывание сказки учителем-дефектологом и выполнение заданий ребенком.
На аналитическом этапе учитель-дефектолог анализирует полученные результаты, а также вносит изменения и уточнения для последующей работы.
В ФГОС дошкольного образования говорится о том, что ребёнок должен быть субъектом образовательной деятельности[1]. Построение образовательной деятельности с применением методической сказки, ведет к развитию познавательной активности младшего дошкольника.
По итогам прохождения программы, в соответствии с ФГОС ДО, учителем-дефектологом планируются следующие результаты:
Формирование соответствующих возрасту элементов учебной деятельности.
Овладение элементарными математическими представлениями в соответствии с параметрами возрастной нормы;
Формирование умения вести диалог и умения отвечать на вопрос фразой из двух-трех слов;
Уточнение обогащение и систематизация словаря, на основе ознакомления с фольклором.
Совершенствование развития заинтересованности в деятельности, частичное формирование навыка самоконтроля;
Совершенствование развития эмоциональной отзывчивости.
Таким образом, методические сказки помогают повысить творческую активность детей, сконцентрировать внимание дошкольников, провести занятие в оптимальном режиме для развития детей, создать благоприятную эмоциональную атмосферу обучения и общения в образовательной деятельности, что является непременными условиями формирования интереса к познанию. Это является оптимальными условиями для развития познавательной деятельности детей младшего школьного возраста.
Список литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)
Азовцева, Г.А. Сказкотерапия для детей / Г.А. Азовцева. – М.: Сфера, 2013. – 177 с.
Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Берн Эрик; перевод с английского А. Грузберга; оформление Е. Савченко. - М.: эксмо, 2011. - 576 с.
Вачков, И.В. Сказочная метафора как средство взаимопонимания / И.В. Вачков // Социальная психология и общество / М.Ю. Кондратьев. – 2011. – № 1. – с. 111-118.
Выготский Л.С. Мышление и речь: психологические исследования; под ред. и со вступ. статьей В. Колбановского. Москва; Ленинград: Соцэкгиз, 1934.
Ермолаева М.В. «Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками». – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002 – 176с.
Зинкевич-Естигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – М.: Сфера, 2014. – 234 с.
Короткова Л.Д. «Сказкотерапия для дошкольников и младших школьников». Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. – М.: ЦГЛ, 2005 – 128с.
Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2011. – 191 с.
Речицкая, Т.Г. Психология сказки и метафоры [Текст] / Т.Г. Речицкая. – М.: Сфера, 2009. – 180 с.
Фромм Э. Искусство любить / - [2-е изд.]. - Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2006 (СПб. : Печатный двор им. А. М. Горького). - 219,
Эльконин, Д.Б Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2011. – 384 с.
Юнг, К.Г. Психоанализ и искусство [Текст] / К.Г. Юнг. – М.: Академия, 2012. –317 с.