Методическая сказка как способ объяснения нового материала

1
0
Материал опубликован 18 November 2021 в группе

Муниципальное образование «Город Воткинск»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Эколого-биологический центр»

города Воткинска Удмуртской Республики











Статья

«Методическая сказка

как способ объяснения нового материала»







Разработчик:

Щенина Елена Алексеевна

педагог дополнительного

образования.










г. Воткинск. 2021

Удивительный мир природы… Он встречает морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. Природа важная составляющая в воспитания школьников. Дети школьного возраста изучая живую и неживую природу, явления в природы, открывают многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении природных богатств.

В познании окружающего мира, хорошим методом объяснения нового материала является сказка. Сказка сопровождала человека на протяжении всей истории его развития. Другими словами, сказка – один из древних методов воспитания. Сказка доступно воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром. Сказки в доступной форме объясняют о проблемах, которые существуют в природной среде, причины их появления. Сказки помогают формировать бережное отношения к природе, формируют экологически нравственное поведение в природе. Сказка-это маленькие уроки жизни.

Сказку, как метод объяснения нового материала, можно использовать для проведения классных часов, внеклассных мероприятий, факультативов, объединений естественнонаучного направления. Сказки могут быть использованы учителем в школе при изучении курса «Окружающий мир», «Биология».

Используя сказку, как метод объяснения нового материала, нужно помнить, что основой сказки является познавательная, а не развлекательная информация.

Цель экологической сказки – дать точную, научно-достоверную информацию. Иначе сказка выполнит только развлекательную функцию (удивит, рассмешит детей). В сказке должны быть понятия о взаимосвязях живой и неживой природы, взаимодействиях живых организмов между собой, особенностях поведения животного мира, об интересных и познавательных фактах из жизни растений тогда сказка станет источником формирования знаний о природе. В сказах о природе, детям дают представления о закономерностях в природе, что любое нарушение может привести к беде.

Сказка, как метод объяснения нового материала, дает возможность учителю осуществлять природоохранительное просвещение детей с первых лет их обучения в школе. Сказка может превратить пассивных любителей природы в активных, научить их не только восхищаться её красотами, её большими и малыми созданиями, и даже не просто охранять природу, а изучать её, самостоятельно раскрывать её тайны. Именно этим сказка уникальна, как метод объяснения нового материала.

Важным показателем понимания экологических проблем, являются сказки, сочиненные самими детьми. Сказка – это универсальный учитель.



Приложение Сказка «Как деревья к зиме готовятся» Сказки о цветах и деревьях. Лопатина А., Скребцова [1]

В осеннем воздухе стоит прохлада. Березкино платье отсвечивает золотом на ясном голубом небе. Она потихоньку роняет один лист за другим. Под ногами у нее уже образовался целый золотой ковер. Синий жук, тяжело гудя, опустился на большой золотой лист. Лист не выдержал и, оторвавшись от родной ветки, плавно спустился вместе с пассажиром в траву.

Эй, листок, ты что не узнал меня? — загудел жук. — Спасибо за мягкую посадку, но я сам летать умею. Прости, если я тебя оторвал нечаянно, ведь за лето я стал толстым и тяжелым.

Нет, ты, жук, не виноват. Летом, когда я был зеленым и упругим, полным свежих соков, меня не оторвал бы даже самый сильный ураган, — зашуршал в ответ золотой листочек. — А сейчас береза сама отпустила меня. Она вырастила между моим черешком и веткой специальный разделительный слой, вот я и оторвался. Я и мои братцы достаточно накопили для матушки-березы питательных и строительных материалов, и влагу нам больше не надо испарять, ведь наступают холода.

Значит поработали и не нужны стали: отрывает от себя ваша матушка-береза всех своих сыночков-листиков. Как у нее только ранки не болят? — сердито прогудел жук.

Ты зря, жук, сердишься, — отвечал листочек, — ранки у нашей матушки не болят, потому что она закрывает их специальным пробковым пластырем, чтобы какой-нибудь грибок вредный в ранки не залез, или влага не испарилась. А мы сами рады с березой попрощаться, устали мы, износились, пора и отдохнуть. Не дай бог, не успеем до снега с ней расстаться. Тогда горе может случиться. Матушка-береза рассказывала, как однажды снег выпал, когда листья были еще зелеными и сидели на ветках крепко. Снегу налипло столько, что ветки не выдерживали и обламывались. Матушка-береза еле выжила в ту зиму, а некоторые молоденькие деревца погибли.

Неужели не горюет о вас совсем, ваша матушка? — не унимался жук.

Некогда ей, у нашей матушки-березы сейчас хлопот полон рот, — отвечал листок. — К зиме не так-то просто подготовиться. Она сок в клетках сгущает: иначе их разорвет на морозе, как бутылки с водой. Она крахмал в сахар превращает, чтобы большие морозы выдержать. Да мало ли о чем надо позаботиться нашему родному дереву накануне зимы.

Мне матушка-береза рассказывала, что зимой она будет спать, как настоящий медведь, и дышать будет еле-еле, в 300 раз слабее, чем летом. До нового года она так сладко и крепко спит, что ее не добудишься. А потом она сквозь сон прислушиваться начинает, не греет ли солнышко, не пора ли весну встречать.

Все равно нечестно это: попользуются вами и забывают, как только вы не нужны становитесь, — не успокаивался жук.

Как ты не поймешь, жук, что матушка вовсе не забыла нас. Мы воздушные дачки, которые матушка-береза построила. Она пере­селила к нам на лето свои живые частички и быстро вернула их в зимние квартирки — ветви, ствол да корни — как только осень пришла. При этом она забрала с собою из «дач» все запасы: белки, крахмал, жиры, ради которых мы неустанно все лето работали. Да и нас матушка-береза к себе заберет, как только мы сослужим свою вторую службу.

Неугомонные листья, ведь вы только что отдыхать хотели, а теперь снова служить кому-то собираетесь, — удивился жук.

Вот тебе жук и послужим, ведь тебе тоже теплое одеялко нужно на зиму. Мы тебя укроем, а еще укроем корни разных трав, цветов и нашего родного дерева, — объяснил листок. Будем вас всех, кто в почве живет, греть да кормить. А когда истлеем совсем, снова нашей матушке-березе понадобимся. Истлевшие листья — лучшие витамины для нее.

Удивительные вы создания, листья, — восхитился жук, — никогда трудиться не устаете.

Мы-то еще что, — ответил листочек, — нам легко дышится, мы в лесу живем. А вот городским листьям тяжелее приходится. Там в воздухе столько копоти и грязи, попробуй очисти. Мне один городской воробей рассказывал, что в городах некоторым деревьям приходится менять листву дважды за год. А один удивительный тополь сменил ее пять раз! Иначе бы вся копоть и грязь, которую листья накопили, отравила бы дерево. Представляешь, как много там листьям трудиться приходится?

Но жук не ответил. Он быстро закапывался поглубже между корнями трав и цветов на зимовку, потому что осенний ветерок принес с собой уже настоящий морозец. А золотистый листочек заботливо прикрыл собою своего друга.

Вопросы и задания к сказке.

- Во время прогулки по осеннему лесу понаблюдайте за листьями разных деревьев, попробуйте оторвать их от веток, пощупайте и понюхайте их. Запишите свои наблюдения.

- В какой цвет окрашиваются листья тех или иных деревьев? Отчего зависит окраска осенних листьев? (От того, какого красящего вещества в вянущем листе больше.)

- Есть ли такие деревья, листья которых не желтеют? Почему это происходит? (Потому что в их листьях нет другого красящего вещества, кроме хлорофилла.)

- Влияет ли погода на цвет осенней листвы? (Если осень дождливая, окраска листьев от избытка влаги будет тусклой. Если холодные осенние ночи чередуются с ясными днями, то и краски будут солнечными и яркими.)

- Рассмотрите через микроскоп осенний лист. Запишите все свои наблюдения.

- Почему листья осенью так легко отрываются от ветки?

- Где дерево на зиму питательные вещества складывает? Какие питательные вещества из листьев в ветви и в ствол переходят? Когда крахмал в деревьях превращается в сахар?

- Почему деревья в городах могут дважды, а то и трижды за год листву менять?

- Что произойдет с деревьями, если выпадет снег, а они еще не сбросили листву?

- Что происходит с деревом в течение зимы?

- Как оно дышит? Когда у дерева самый глубокий сон?

- Проведите опыт. Срежьте ветку черемухи или какого-либо другого дерева до Нового года и поставьте ее в банку с водой. Затем срежьте такую же ветку после Нового года. Какая из двух веток распустится быстрее? Запишите свои наблюдения и объясните их.


Сказка «Путешествие капельки»

Экологические сказки. Сост. Фадеева Г. [2]

Давным-давно высоко в небе жили дружной семьей Гроза, Молния, Туча, дедушка Гром и его внучки Капельки. Дедушка Гром был очень сердитый, любил покой и тишину. Капельки же были такие шалуньи, что приводили его в гнев. Он сердился и громко гремел. На шум выходили бабушка Молния и мама Туча. И получалась страшная неразбериха. Но однажды случилась беда. Одна сестричка Капелька сорва­лась и упала вниз, на землю. Забеспокоились все: дедушка Гром стал греметь; Молния засверкала, Туча нахмурилась и потемнела. Отправились сестренки-капельки выручать сестрицу. - Где же ее искать? Давайте, куда упадем, там испросим. Упали они на землю и тут же спросили у матушки Земли, не видела ли она их сестрицу? - Отчего же, видела. Она проскользнула мимо меня и побежала к реке. - Спасибо. И побежали искать дальше. Добрались до речки и решили спросить у нее: не видела ли она их сестричку? - Она была у меня в гостях, да сегодня солнце уж больно ярко светит, так жарко печет, что капелька испарилась, превратилась в пар, а ветер ее куда-то унес. - Как же нам теперь найти сестричку? - огорчились Капельки. Но тут Солнышко так пригрело, что и они превратились в пар и поднялись над речкой. Тут их подхватил ветерок и понес все выше и выше, и донес до самого дома. Здесь они вновь встретились со своей сестричкой. Вот уж обрадовались и дедушка Гром, и бабушка Молния, и мама Туча, и тетушка Гроза. Только с тех пор Капельки часто отправляются навестить матушку Землю, Речку и Ветерок.
































Литература.

1. Сказки о цветах и деревьях. Лопатина А., Скребцова М. М.: Сфера 1998г. 576 стр.

2. Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов. Сост. Фадеева Г. - Волгоград: Учитель, 2003. - 57 с.

7


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.