12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
ЕкатеринаЗайцева113
Россия, Орск

Методическая сказка как способ объяснения нового материала.

Чудеса случаются только в детстве.

Владислав Гжегорчик

Дошкольное детство – безусловно, волшебная страна. Именно в нем формируется база для взросления. Ребенок должен прожить каждый возрастной этап чтобы взросление проходило безболезненно.

Ж.Пиаже утверждал, что ребенок как и взрослый имеет определенный план действий при выполнении решения той или иной задачи. Однако, с течением возраста этот план должен усложняться. Независимо от трудности решаемой задачи ребенок использует два механизма – ассимиляция и аккомодация.

Например, когда новая задача меняется и подгоняется уже под выработанную схему действий происходит ассимиляция – включение проблемной ситуации в состав тех, с которыми ребенок справляется без изменения привычных схем действий. А при аккомодации схемы действия изменяются так, чтобы можно было применить их к новой задаче. В процессе решения задачи, ассимиляция и аккомодация объединятся и превратятся в адаптацию. А завершит адаптацию установление равновесия, когда требование решение задачи, план решения(схема действий), которыми ребенок владеет объединятся.

Согласно Д.Б. Эльконину, дошкольное детство характеризуется активной игрой: «игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции взрослых) и в обобщенной форме в специально создаваемых условиях воспроизводят деятельность взрослых …»

И тут основной проблемой детей XXI века становится мотивация. В пору информационного взрыва внимание ребенка рассеивается. Яркие компьютерные игры, модные гаджеты, новинки которых выходят почти каждый день забирают у ребенка стремление к проявлению фантазии и инициативы к игре, использованию активной речи.

И результатом такого возрастного застоя зачастую становится отставание детей в эмоциональном, познавательном, мыслительном, а так же речевом развитии. Такие плачевные примеры можно часто встретить в старшей (и даже подготовительной) группе ДОУ:

сюжет игры таких деток в основном однообразен и прерывист: «пошел камаз, принес камни…потом принц летел»;

в игре отсутствует прием замещения («а давай стул будет замок») – все предметы должны быть реальны, иначе не интересно;

в своей игре дети «превращают» себя в животных и проецируют их повадки(замещают реплики мяуканьем, гавканьем, лаем, трутся о ногу… и т.д.).

И конечно проблемы с мотивацией порождают проблему принятия детьми новой информации, которая просто необходима для полноценного развития ребенка.

Но, к счастью, природа детской души такова, что все равно ждет чуда! Природная жажда к фантазии и воображению – это главное орудие педагога в процессе обучения дошкольников. Поэтому сначала педагог должен активизировать детское воображение.

А.В. Петровский выделил несколько видов воображения:

- в зависимости от особенности протекания процесса воображения и его обусловленности различают: произвольное и непроизвольное.

Произвольное воображение осуществляется преднамеренно в связи с поставленной целью.

Непроизвольное воображение – процесс, когда новые образы осуществляются сами собой в сознании человека без заранее поставленной цели.

- в зависимости от степени активности воображение бывает пассивное и активное.

Пассивное воображение – создание образов, которые не воплощаются в жизнь(преднамеренное или непреднамеренное)

Активное воображение- создание образов, которые направлены на решение определенных задач. Бывает воссоздающим и творческим.

В своей работе по активизации воображения у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности мы опираемся на накопление у детей волшебных образов. Это долгий процесс, орудием которого выступает не только начитывание художественных и народных сказок, но и «примерка образа на себя», то есть создание сюжетно – ролевой игры.

Так же сказка применима и для осуществления непосредственно образовательной деятельности. Так, на занятиях по обучению грамоте я часто обращаюсь к методической сказке. Этот прием помогает в доступной форме объяснить детям довольно сложный для них материал( например, глухой и звонкий звук – волшебник заводит колокольчик в горлышке, игра «Живой звук», когда дети сами становятся звуками, могут перемещаться и создавать слоги и слова и т.д).

Еще одним средством методической сказки на этапе автоматизации звуков в речи становятся фонетические рассказы Т.А. Ткаченко. Дети подготовительной с удовольствием слушают небольшие рассказы, анализируют и проговаривают их. Удобство еще состоит в том, что сами рассказы короткие и ребенок может запомнить максимальное количество происходящих событий и осуществить довольно подробный пересказ с опорой на картинку и без нее.

Сказка – это древнейший прием обучения. Наши предки, рассказывая сказки решали множество воспитательных задач: например, воспитание усидчивости, толерантности , нравственности, развивали смекалку, внимание, критическое мышление, любовь к Родине и патриотизм. Из древне, благодаря сказке дети учились отделять добро от зла, а образы главных героев определяли манеры поведения мальчиков и девочек.

Многие авторы дают разные определения сказок.

"Вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание". (В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1994. Т.4.С.170). 

   "Повествовательное, обычное народнопоэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил". (С. Ожегов. Словарь русского языка. М., 1986. С.625). 

   "Один из основных жанров устного народнопоэтического творчества. Эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел", (Литературный энциклопедический словарь. М., 1988. С.383). 

   "Абстрагированная форма местного предания, представленная в более сжатой и кристаллизованной форме. Изначальной формой фольклорных сказок являются местные предания, парапсихологические истории и рассказы о чудесах, которые возникают в виде обычных галлюцинаций …" (М.А. фон Франц. 1998. С. 28-29)

Таким образом, сказка – один из жанров фольклора или литературы, который характеризует отсутствие претензий к историчности, нескрываемая вымышленность сюжета. А в педагогической практике – это прекрасный способ доступного объясения практически любого материала.

Приемы сказки позволяют:

- снять эмоциональные зажимы;

- способствовать работоспособности младших школьников;

- повысить заинтересованность;

- занимает воображение и позволяет слишком активным детям быть внимательнее.

Педагог – творческая профессия. Поэтому можно сказать, что в какой то степени педагоги, освоившие приемы художественной и методической сказки являются волшебниками, способными с помощью своих чар помочь деткам с разными потребностями постичь новое, прикоснуться к фантазии и научиться применять ее в повседневной жизни.

Полезные советы:

1. Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы сможете вовремя увидеть реакцию ребенка, и акцентировать его внимание на тех моментах, которые особенно важны вам на данный момент.

2. Рассказывая сказку, старайтесь не отвлекаться на посторонние дела. Ведь вы не просто знакомите малыша со сказкой – вы путешествуете вместе с ним по удивительному волшебному миру. Не оставляйте его там одного!

3. Поучительные беседы должны быть короткими. Ориентируйтесь на настроение ребенка. Как только видите, что он теряет интерес, сразу же закругляйтесь.

4. Если малыш изо дня в день просит рассказать одну и ту же сказку – рассказывайте. Значит, у него есть проблема, которую эта сказка помогает ему решить.

5. Будьте осторожны с подробностями и иллюстрациями! В сказках сюжет изложен очень лаконично именно для того, чтобы ребенок не получил лишнюю информацию, которая может его испугать. Если вы считаете, что иллюстрации к сказке слишком детальны или реалистичны, не надо заострять на них внимание малыша.

6. Очень полезно поиграть в сказку, инсценировать ее. Возьмите, например, плюшевого мишку в левую руку, а  мячик-Колобок – в правую и изобразите диалог между ними. Сначала вы можете делать это самостоятельно, но очень скоро ребенок охотно присоединится к вам. «Героями» могут быть игрушки, нарисованные и вырезанные фигурки, тени на стене. А к празднику можно всей семьей нарядиться в сказочных героев и разыграть сказку на импровизированной домашней сцене!

Помните, что сказка ложь, да в ней намек…


Использованные электронные источники.

https://sites.google.com/site/vospitanieskazkoj/metodiceskaa-kopilka/metodiceskie-razrabotki

https://infourok.ru/metodicheskaya-skazka-kak-sposob-obyasneniya-novogo-materiala-v-rabote-vospitatelya-detskogo-sada-5352103.html



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.