Методическая сказка как способ объяснения нового материала

4
0
Материал опубликован 18 October 2021




Козаногина

Любовь Юрьевна

учитель-логопед, «специалист первой категории»

МДОУ «Ясли- сад №370

г. Донецка»

.

Методическая сказка как способ объяснения нового материала


«Если вы хотите, чтобы ваши дети

были умными, читайте им сказки.

Если вы хотите, чтобы они были умнее,

читайте им еще больше сказок»

Альберт Эйнштейн


Одна из актуальных проблем сегодняшнего дня – развитие связной речи детей, поскольку речевая функция является одной из важнейших психических функций человека, а ее формирование происходит именно в дошкольном возрасте. Василий Сухомлинский говорил: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

Для успешного обучения грамоте и развитию речевой активности ребенок должен обладать хорошо развитой связной речью. Известно, что дети с плохо развитой связной речью часто оказываются неуспевающими, а любое нарушение речи может отразится на поведении и деятельности ребенка.

Связная речь – это смысловое развернутое высказывание (несколько логически сочетающихся предложений), обеспечивающее взаимопонимание и общение. С. Л. Рубинштейн считал, что связность, это: «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Из этого следует – основная характеристика связной речи – это ее понятность для собеседника.

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно – исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.

Исследуя психологию восприятия сказки детьми дошкольного возраста, А. В. Запорожец отмечал, что на протяжении дошкольного возраста ребенок проходит длительный путь в развитии отношения к художественному произведению: от непосредственного наивного участия в изображенных событиях до более сложных форм эстетического восприятия.

Речевое развитие детей дошкольного возраста включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.

Перед педагогами стоят такие задачи:

Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамические отрывки из сказок (средняя группа).

Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы и т.д. Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам и рассказам (старшая группа).

Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие творческие сказки и рассказы на заданную и свободную тему (подготовительная группа).


Важными источниками развития речевого творчества являются художественная литература и фольклорные произведения. Корней Иванович Чуковский в книге «От двух до пяти» отмечал: «Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного языка».

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Кроме того, при обучении детей средствами речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой своего народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения). Поэтому работу в этом направлении в дошкольных учреждениях воспитатели проводят начиная с младших групп. Она заключается в следующем: педагоги побуждают детей к общению (игры, сказки-потешки, стихотворения), учат детей находить выразительные средства в интонации (показ сказок, где обращается внимание детей на имитацию голосов животных), эмоционально проговаривать фразы, четко произносить все звуки. Дети в игровой форме учатся произносить звукоподражательные слова с различной интонацией, развивают речевое дыхание (после отгадывания загадок о животных дети имитируют голос отгаданного животного). Обучаем детей старшего дошкольного возраста логически выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса (са-са-са – вот летит оса произносим с разной силой голоса, тихо – громче – громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно. ша-ша-ша – наша каша хороша и т. д.).

Для различных типов занятий необходимы различные группы сказок (волшебные, сказки о животных и растениях, бытовые о людях, кумулятивные, о неживой природе и предметах и другие). Среди множества методов работы на занятиях мы применяем:

Сказки-игры, предполагающие активное участие дошкольников в сюжетном действии сказки;

Сказки-упражнения, позволяющие педагогам формировать определенные умения и навыки дошкольников (сказки в данном случае выступают в виде занимательного дидактического материала);

Информативные сказки, посредством которых педагог вводит новые понятия, факты, знакомит с правилами языка;

Сказка, как вид работы по развитию речи (сочинение детьми лингвистических сказок «Салат сказок».

Для того, чтобы ребенок запомнил новый материал, занятие проводится в занимательной, «сказочной», «волшебной» форме. При объяснении нового материала, его закрепления и обобщения у дошкольников развиваются такие виды памяти, как:

Непроизвольная (запоминание происходит без специальной установки).

Произвольная (запоминание со специальной установкой).

При этом используются такие методы подачи материала:

слово педагога с элементами беседы;

вопросы к детям;

Эффективными в развитии речи дошкольников является сочинение старшими дошкольниками своих собственных сказок.

Методические сказки помогают повысить творческую активность детей, сконцентрировать внимание дошкольников, провести занятие в оптимальном режиме для развития детей, создать благоприятную эмоциональную атмосферу обучения и общения в образовательной деятельности, что является непременными условиями формирования интереса к познанию. Методическая сказка применяется как способ, помогающий организовать объяснение нового материала, повторение и обобщение усвоенного ранее. При изучении любой лексической темы, сказки используются в качестве дидактического материала. Особенно они эффективны при изучении таких направлений коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда, как:

Речевое развитие (смысловая сторона речи, развитие словаря, формирование и совершенствование лексико-грамматических средств языка, развитие связной речи и речевого общения).

Звуковая сторона речи (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи, работа над слоговой структурой слова, совершенствование фонематических представлений, развития навыков анализа и синтеза.

Подготовка к обучению грамоте.

Развитие высших психических функций.

Развитие общей и мелкой моторики.


Когда ребенок погружается в атмосферу сказочности и волшебства, то и занятия проходят на высоком эмоциональном уровне, как занимательные путешествия по волшебной стране, где живут сказочные герои. И воспитатели группы, и учитель-логопед подбираем наиболее увлекательные, яркие, эмоциональные образы, которые способны вызвать интерес у дошкольников. Познавать окружающий мир во время использования инсценировок и драматизаций сказок вместе со сказочными героями детям весело и поучительно.

Перевоплощение в сказочного персонажа во время игровой деятельности дает возможность робким и неуверенным в себе детям преодолеть свою стеснительность, развить коммуникативные способности. Сказочная игра пробуждает у дошкольников стремление к контакту друг с другом и со взрослыми, она образует условное равенство в речевом взаимодействии.

Методическая сказка дает возможность овладеть новыми для детей навыками общения: умение начинать беседу, умение ее поддерживать, соглашаться с мнением собеседника или опровергать его, умение слушать, задавать вопросы. Овладение этими навыками обусловлено Программой коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения комбинированного типа для детей с ОНР и ФФНР от 4 до 7 лет «Развиваем речь».

Для эффективности усвоения нового материала в работе с детьми, имеющими особенности развития, комбинируются различные методы, техники и приемы, - как традиционные, так и нетрадиционные, а также разрабатываются психокоррекционные сказкотерапевтические игры. С помощью игры в сказочном контексте можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми, то есть адаптироваться в социуме.

Для процессуальной стороны сказочных игр характерны следующие моменты:

демонстрация вариантов правильного поведения;

считывание эмоциональных состояний детьми друг у друга;

возможность использования элементов соревнования (например, кто лучше изобразит, как Муха-Цокотуха испугалась, как гости веселились и т.п.);

использование при необходимости механического воздействия (например, ведущий своими пальцами помогает ребенку округлить глаза, растянуть губы в улыбке, сдвинуть брови, рукой ребенка прикрепить фигурку к магнитной доске и т.п.);


С учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей следует начинать сказкотерапию с теми, кто быстрее откликается на приглашение взрослого; при этом целесообразно дополнительно мотивировать на включение в игру остальных ребят. По окончании объяснения нового материала педагог обязательно должен расспросить детей о том, какие игры и упражнения понравились, запомнились, роли каких сказочных героев хотелось бы исполнить повторно.

При объяснении нового материала при помощи методической сказки обязательны следующие компоненты:

организационно-деятельностный;

эмоциональный (формирование эмоционально – ценностного отношения к миру);

содержательный (познание социальных норм и пр.);

компонент просоциального поведения (формирование помогающего поведения).

Коммуникативные способности детей могут быть простимулированы при помощи разнообразных заданий:

- опиши главного героя сказки;

- разыграйте между собой диалоги героев;

- прокомментируйте тот или иной поступок или поведение героя.

Также для развития речи применяются специальные упражнения:

- подбор эпитетов;

- подбор действий (глаголов) к предмету и обстоятельственных слов к действию;

- различение смысловых нюансов слов;

- вставление пропущенных слов;

- объяснение смысла загадок, скороговорок.


При объяснении нового материала при помощи сказки возможны следующие задания:

- «скажи наоборот»;

- «живое – неживое»;

- «Образуй новое слово»;

- «Хорошо – плохо»;

- «Добавь словечко»;

- «Найди лишнее»;

- «Скажи по другому»;

- «Чем похожи, чем отличаются?»;

- «А если бы …»;

- «Скажи ласково»;

- «А что потом?»;

- «А что будет, если…»

При использовании сказок решаются задачи по развитию грамматического строя и связной речи.

Сказки «Коза и семеро козлят», «Двенадцать месяцев», «Два жадных медвежонка», «Три поросенка» (согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже; имен числительных с именами существительными).

Сказка «Гуси – лебеди» (употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов: дочь - доченька, печь - печка, река - речка, берег - бережок, яблоня - яблонька).

Сказка «Заяц - Хваста» (употребление увеличительных суффиксов: глаза - глазищи, лапы - лапищи, хвост - хвостище).

«Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина (формирование умения эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно – выразительные средства, понимать их значение.

Сказка В. Одоевского «Мороз Иванович» (совершенствовать умения эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать ее идею. Сделать вывод о связи идеи сказки со значением пословицы. Расширение представлений о зиме.

Сказка В. Катаева «Цветик – семицветик» (понимание нравственного смысла сказки, мотивированной оценке поступков и характера главной героини.

Русская народная сказка в обработке А. Толстого «Царевна – лягушка» (закрепление знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки).

В каждой группе нашего дошкольного образовательного учреждения применяются различные игровые методы и приемы подачи нового материала и в каждой группе всегда есть место сказочным героям, которые помогают детям освоить что – то новое, интересное. При этом педагоги учитывают индивидуальные и возрастные особенности детей своей группы.

Предлагаю упражнения и игры, которые мы с воспитателями группы применяем для группы компенсирующего типа для детей 4-го года жизни с нарушениями речи:

Упражнение «Покажи». Цель: обучение детей умению соотносить изображения сказочных героев с их словесным обозначением. Где колобок? Покажи курочку и т.п.

Упражнение «Кто как кричит?». Цель: развитие воспроизведения звукоподражаний за педагогом. Как кричит петушок? Как разговаривает мышка? И т.п.

Упражнение «Послушай и повтори». Цель: выработка правильного диафрагмального дыхания и правильной артикуляции гласных звуков. Как говорит медвежонок: о-о-о. Как разговаривает лошадка: и-и-и.

Подвижное упражнение «Цыплята». Цель: Развитие подражательности, координации речи с движением. Дети выполняют движения с логопедом и договаривают строки и звукоподражают.

Ходят желтые цыплята.

- Пи-пи-пи! Пи-пи-пи!

Хоть они и маловаты.

- Пи-пи-пи! Пи-пи-пи!

Могут зернышки искать

- Пи-пи-пи! Пи-пи-пи!

Землю лапкой разгребать.

- Пи-пи-пи! Пи-пи-пи!

Упражнение «Как говорят игрушки?». Сказка про игрушки. Цель: Выработка правильного диафрагмального дыхания. Уточнение артикуляции гласных звуков [а], [у], [о], [и]. Преодоление твердой атаки голоса; развитие модуляции голоса. Паровоз : у-у-у. Мишка: о-о-о. Машина: би-би-би. Дудочка: ду-ду-ду. Барабан: бум-бум-бум.

Игра «Внимательные ушки». Цель: Развитие слухового восприятия и внимания. Показ сказочных животных, звукоподражание им.

Мимическая гимнастика. Цель: Развитие мимической моторики. Показ разных эмоций сказочных героев.

Игра «Собери фигуру». Цель: Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. Дети из нескольких частей собирают сюжетную картинку сказки или изображение сказочного героя.

Упражнение «Веселые картинки» Цель: Развитие мелкой моторики. Совершенствование умения выполнять двухступенчатые инструкции. Детям раздают изображения сказочных героев, а они выкладывают сюжеты сказок.

Разговор цыпленка и утенка. Сказка В Сутеева «Цыпленок и утенок». Цель: Обучение детей оценивать некоторые доступные пониманию действия персонажей. Формирование умения характеризовать персонаж, ориентируясь на описание и иллюстрацию.

Игра «Один – много». Сказка «Три медведя». Цель: Формирование грамматического строя речи (единственное и множественное число имен существительных). Упражнение «Не хотела каши Маша». Развитие мимической моторики.

Игра «Кто что делает?». Цель: Формирование грамматического строя речи (образование и различение глаголов настоящего времени 1-го и 3-го лица единственного числа).

Упражнение «Волшебный мешочек». Цель: Уточнение, расширение активного словаря детей по лексической теме.

Упражнение «Веселый оркестр». «Сказка про большую синюю чашку». Цель: Уточнение произношения гласных и простых согласных звуков. Расширение словаря имен существительных по теме «Посуда. Продукты питания». Формирование грамматического строя речи, обучение употреблению глаголов буду пить, буду есть.

Игра «У кого?». Цель: Обучение употреблению предлога у в значении у кого. Расширение словаря имен прилагательных. Детям раздают мягкие игрушки знакомых сказок, и они отвечают кто у них, какой он или она.

Игра «Будь внимательным». Цель: Развитие слухового восприятия. Дифференциация громких и тихих звуков.

В старшем дошкольном возрасте применяются такие методы:

Словесная режиссёрская игра. Данный метод преследует три основные задачи.

Воспитание умения догадываться по настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев и природных явлений.

Подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой голоса.

Знакомить с образными выражениями и сказочными повторами, активизировать в речи формы повелительного наклонения глаголов, смысловых оттенков слов.

Психогимнастика. Использование данного метода позволяет решать две основные задачи.

Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела.

Отображать эмоциональные образы в темпоритме.

Словесное комментирование. Реализация этого метода позволяет решать две задачи.

Довести до детей замысел сказки, вызвать соответствующий эмоциональный отклик, побуждать к высказываниям по поводу знакомого содержания.

Подводить к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции; активизировать в речи образные выражения, сказочные повторы.

Совместная словесная импровизация. Педагог предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными ее героями становятся сами дети. Таким образом. Вносятся новые элементы в сказку при сохранении сюжетной линии.

Словесное фантазирование по музыкальной композиции. Старшие дошкольники придумывают возможные варианты продолжения сказочного сюжета, подходящие к характеру, динамике, мелодике музыкального образа, и драматизируют придуманную историю.

Словесное рисование. Воссоздание мысленно представляемых эпизодов и эмоциональных состояний героев в проблемных ситуациях требует определенной децентрации (умения стать на позицию другого). Поэтому этот метод рассчитан на старший дошкольный возраст. У детей старшей группы уже накоплен жизненный и литературный опыт. При этом педагог помогает применит уже имеющиеся знания в новых условиях. Обсуждая, как можно воссоздать образ героя с помощью красок, дети проникают в сферу его мыслей, чувств и состояний, поднимаются на новый уровень более глубокого понимания эмоционального подтекста сказки.

Анализируя сказки, мы рассматриваем скрытые жизненные уроки. Однако можно специально создавать сказочные задачи для тренировки мышления и воображения, для сбора идей, для разрешения проблем, с целью психодиагностики. Сказочная задача формируется таким образом, чтобы ребенок мог спроецировать. Перенести на нее свой жизненный опыт. И самое важное, что она не имеет единственного правильного решения. Цель сказочной задачи – простимулировать процесс «регенерации идей» для разрешения непростых жизненных ситуаций, рассмотреть явление с множества сторон, найти как можно больше потенциальных решений.

Для детей с проблемами развития очень важна эмоциональная поддержка. Эффективным приемом подачи при помощи сказки нового материала является передача ребенку оберегающих его предметов: камешков, бусинок и пр. Это помогает усилить «Я» ребенка, обрести чувство защищенности.

Для «особых» детей лучше подбирать сказки, легкие для их восприятия, без философского смысла, эмоционально насыщенные, с хорошим концом, не сложные для разыгрывания, о животных, если волшебные сказки, то не длинные.

Коррекционные сказкотерапевтические игры направлены на решение различных психологических задач: развитие сенсорно-перцевтивной, психомоторной сферы, развитие познавательных процессов, развитие коммуникативной сферы, гармонизация и развитие эмоционально – волевой сферы, развитие речи. Целесообразно иногда повторять методические сказки при закреплении сложного материала, особенно с направленностью на словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций, выражение замещающей потребности. При этом используются творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего варианта решения проблемы (покажи героя, угадай по движению, ритму, музыке, придумай окончание).


Литература:

Микляева Н. В., Толстикова С. Н., Целикина Н. П. Сказкотератия в ДОУ и в семье. – М.:ТЦ Сфера, 2010. – 128с. – (Библиотека Воспитателя) (6).

Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. – СПб.: Речь, 2006. – 144с.

Программа коррекционно – развивающей работы в группе компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения комбинированного типа для детей с ОНР и ФФНР от 4 до 7 лет «Развиваем речь» /Автор – сост. Артемова Н. П.- ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: 2019.

Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. 3-е изд., дополн. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 288с. (Развиваем речь).

Шорохова О. А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 208с. – (Программа развития).

Энциклопедия педагогических ситуаций/Под ред. Н. В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»). (5)

Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста. – М.:ФОЛИО, АСТ, 2000.- 464с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.