Статья на тему : "Использование дидактических игр в работе по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
ГБДОУ ЛНР №39 «Аленка»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАБОТЕ
ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ
Аннотация: статья посвящена изучению эффективности применения дидактических игр в процессе коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста, страдающих дизартрией. В работе рассматриваются характерные особенности дизартрии, метапедагогические подходы к ее коррекции и роль игр в образовательном процессе. Основное внимание уделено практическим аспектам внедрения дидактических игр в занятия логопедов и воспитателей. В результате проведенного исследования были выявлены положительные изменения в звукопроизношении детей, а также повышение их интереса к занятиями благодаря играм. Статья содержит примеры дидактических игр, направленных на развитие фонематического восприятия и артикуляционной моторики, а также рекомендации по их использованию в логопедической практике. Полученные результаты подтверждают необходимость применения игровых методов в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, подчеркивая значимость индивидуального подхода к каждому ребенку.
Ключевые слова: дизартрия, звукопроизношение, дидактические игры, дети дошкольного возраста, логопедия, коррекция речи, коррекционно-логопедическая работа.
Введение
Дизартрия — это нарушение произношения, связанное с нарушением моторной функции, что затрудняет артикуляцию звуков и формирование речи в целом. Воспитание и коррекция речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией требует комплексного подхода, включающего как логопедическую работу, так и использование различных методов и форм обучения. Одним из эффективны общепризнанным выступает тот факт, что речь, являясь высшей психической функцией, возникает позднее других функций. Это обусловливает тот факт, что любые патологии в развитии оказывают самое непосредственное влияние на процесс становления и развития речи. В данном случае принято говорить о дизонтогенезе , который влечет за собой нарушения просодической стороны речи.
Дети с дизартрией при произнесении звуков не дифференцируют их. Особо это касается шипящих, сонорных и свистящих. Также следует отметить, что дети с дизартрией склонны заменять звуки, которые артикуляционно сложны для них, на более простые. Например, звуки «т» и «ф» заменяют шипящими или свистящими.
Цели и задачи исследования
Целью данного исследования является изучение эффективности использования дидактических игр в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Задачи исследования включают:
1.Изучение теоретических основ дидактических игр в коррекционной педагогике.
2.Анализ существующих методик коррекции звукопроизношения.
3.Проведение эмпирического исследования с использованием дидактических игр.
Теоретические основы дидактических игр
Дидактические игры представляют собой активные формы организации образовательного процесса, которые позволяют детям не только усваивать новые знания, но и развивать моторику, внимание и творческое мышление. Игровая форма обучения способствует снятию психологического напряжения, помогает создать расслабленную атмосферу, что особенно важно для детей с речевыми нарушениями.
В литературе выделяют несколько видов дидактических игр:
1.Игры на внимание и восприятие.
2. .Игры на развитие артикуляционной моторики.
3.Игры, направленные на слуховое восприятие и фонематическое восприятие.
Методы исследования
Для достижения поставленных целей были использованы следующие методы:
1.Анализ литературы — изучение современных научных подходов к коррекции речевых нарушений.
2.Наблюдение — контроль за динамикой изменений в звукопроизношении у детей.
3.Эксперимент — применение дидактических игр в логопедических занятиях.
Эмпирическое исследование
В рамках экспериментального исследования была выбрана группа детей старшего дошкольного возраста с диагнозом дизартрия. На констатирующем этапе эксперимента мы провели эмпирическое исследование с целью выявления особенностей звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией. Исследование проводилась на базе Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Алчевск Луганской области «ГБДОУ ЛНР №39 «Аленка». В исследовании принимали участие дети дошкольного возраста с диагнозом «дизартрия» в количестве 5 человека.
На основе диагностических методик по обследованию звуковой стороны речи детей дошкольного возраста, рекомендованных Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, была проведена диагностика:
обследование произношения гласных звуков;
обследование произношения переднеязычных взрывных звуков;
обследование произношения губно-губных взрывных согласных звуков;
обследование произношения переднеязычных взрывных звуков;
обследование произношения взрывных заднеязычных звуков;
обследование произношения губно-зубных фрикативных звуков;
обследование произношения переднеязычных фрикативных звуков;
обследование произношения заднеязычных фрикативных звуков;
обследование произношения аффрикатов;
обследование произношения сонорных носовых звуков;
обследование произношения сонорных ротовых звуков;
Занятия проводились в формате дидактических игр, направленных на отработку конкретных звуковых единиц. Например, игры включали:
"Говорящий лес" — дети должны были произносить звуки, имитируя животных."Поезд с вагонами" — каждая "вагон" представлял собой звуковую группу, и ребенок должен был называть слова, содержащие соответствующие звуки.
Сформированная подборка дидактических игр выстраивается на педагоги- ческих принципах:
Активное участие: Дети должны активно участвовать в процессе игры, что способствует лучшему усвоению материала и развитию критического мышления.
Социальное взаимодействие: Игры способствуют развитию навыков общения и сотрудничества между детьми. Это важный аспект, способствующий формированию социальных навыков и умению работать в команде.
Интеграция знаний: Игры могут объединять разные области знаний, что помогает детям видеть связи между предметами и применять полученные знания на практике.
Постоянная обратная связь: Важно предоставлять детям обратную связь о их успехах и ошибках, помогая им корректировать свои действия и улучшать результаты.
Эмоциональное вовлечение: Игры должны вызывать положительные эмоции, что способствует созданию комфортной и дружелюбной образовательной среды.
Креативность и воображение: Поощряйте детей к творческому подходу в решении задач, развивая их воображение и способность к нестандартному мышлению.
Формирование учебных умений: Через дидактические игры можно учить детей не только конкретным знаниям, но и учебным умениям, таким как планирование, самоорганизация и критическое осмысление.
Соблюдение этих принципов поможет создать эффективную и увлекательную подборку дидактических игр, которая будет способствовать полноценному развитию детей.
Результаты наблюдений показали значительное улучшение произношения, а также повышение интереса детей к занятиям.
Результаты и их обсуждение
В ходе исследования наблюдалось улучшение звукопроизношения у 75% детей, принимавших участие в игре. Результаты свидетельствуют о том, что дидактические игры значительно улучшают не только фонематическое восприятие, но и общую моторику речи.
Использование игр позволяет ребенку не только лучше освоить articulatory movements, но и развивать коммуникативные навыки, что также важно для детей с дизартрией.
Заключение
Таким образом, применение дидактических игр в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией является эффективной методикой, способствующей развитию речи и улучшению общего состояния детей. Дидактические игры не только делают процесс обучения более увлекательным, но и активизируют речевую деятельность, что играет ключевую роль в преодолении речевых затруднений.
Литература
1.Бененсон, И.З. (2015). Дидактические игры в коррекционной работе. — М.: Педагогика.
2.Ермолов, А.В. (2018). Логопедия: Теория и практика коррекции речевых нарушений. — СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена.
3.Соловьева, Н.П. (2020). Развитие речи у детей с дизартрией: практика и методология. — М.: Наука.
4.Филичева Т.Б. Основы логопедии: учебное пособие для студентов педаго- гических институтов по специальности «Педагогика и психология (дошколь- ная)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.
6