Статья на тему : "Использование дидактических игр в работе по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

2
0
Материал опубликован 20 October



Колесник Ольга Константиновна учитель-логопед

ГБДОУ ЛНР №39 «Аленка»

г.Алчевск Луганская область


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАБОТЕ

ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ



Аннотация: статья посвящена изучению эффективности применения дидактических игр в процессе коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста, страдающих дизартрией. В работе рассматриваются характерные особенности дизартрии, метапедагогические подходы к ее коррекции и роль игр в образовательном процессе. Основное внимание уделено практическим аспектам внедрения дидактических игр в занятия логопедов и воспитателей. В результате проведенного исследования были выявлены положительные изменения в звукопроизношении детей, а также повышение их интереса к занятиями благодаря играм. Статья содержит примеры дидактических игр, направленных на развитие фонематического восприятия и артикуляционной моторики, а также рекомендации по их использованию в логопедической практике. Полученные результаты подтверждают необходимость применения игровых методов в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, подчеркивая значимость индивидуального подхода к каждому ребенку.

Ключевые слова: дизартрия, звукопроизношение, дидактические игры, дети дошкольного возраста, логопедия, коррекция речи, коррекционно-логопедическая работа.

Введение

Дизартрия — это нарушение произношения, связанное с нарушением моторной функции, что затрудняет артикуляцию звуков и формирование речи в целом. Воспитание и коррекция речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией требует комплексного подхода, включающего как логопедическую работу, так и использование различных методов и форм обучения. Одним из эффективны общепризнанным выступает тот факт, что речь, являясь высшей психической функцией, возникает позднее других функций. Это обусловливает тот факт, что любые патологии в развитии оказывают самое непосредственное влияние на процесс становления и развития речи. В данном случае принято говорить о дизонтогенезе , который влечет за собой нарушения просодической стороны речи.

Дети с дизартрией при произнесении звуков не дифференцируют их. Особо это касается шипящих, сонорных и свистящих. Также следует отметить, что дети с дизартрией склонны заменять звуки, которые артикуляционно сложны для них, на более простые. Например, звуки «т» и «ф» заменяют шипящими или свистящими.

Цели и задачи исследования

Целью данного исследования является изучение эффективности использования дидактических игр в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Задачи исследования включают:

1.Изучение теоретических основ дидактических игр в коррекционной педагогике.

2.Анализ существующих методик коррекции звукопроизношения.

3.Проведение эмпирического исследования с использованием дидактических игр.

Теоретические основы дидактических игр

Дидактические игры представляют собой активные формы организации образовательного процесса, которые позволяют детям не только усваивать новые знания, но и развивать моторику, внимание и творческое мышление. Игровая форма обучения способствует снятию психологического напряжения, помогает создать расслабленную атмосферу, что особенно важно для детей с речевыми нарушениями.

В литературе выделяют несколько видов дидактических игр:

1.Игры на внимание и восприятие.

2. .Игры на развитие артикуляционной моторики.

3.Игры, направленные на слуховое восприятие и фонематическое восприятие.

Методы исследования

Для достижения поставленных целей были использованы следующие методы:

1.Анализ литературы — изучение современных научных подходов к коррекции речевых нарушений.

2.Наблюдение — контроль за динамикой изменений в звукопроизношении у детей.

3.Эксперимент — применение дидактических игр в логопедических занятиях.

Эмпирическое исследование

В рамках экспериментального исследования была выбрана группа детей старшего дошкольного возраста с диагнозом дизартрия. На констатирующем этапе эксперимента мы провели эмпирическое исследование с целью выявления особенностей звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией. Исследование проводилась на базе Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Алчевск Луганской области «ГБДОУ ЛНР №39 «Аленка». В исследовании принимали участие дети дошкольного возраста с диагнозом «дизартрия» в количестве 5 человека.

На основе диагностических методик по обследованию звуковой стороны речи детей дошкольного возраста, рекомендованных Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, была проведена диагностика:

обследование произношения гласных звуков;

обследование произношения переднеязычных взрывных звуков;

обследование произношения губно-губных взрывных согласных звуков;

обследование произношения переднеязычных взрывных звуков;

обследование произношения взрывных заднеязычных звуков;

обследование произношения губно-зубных фрикативных звуков;

обследование произношения переднеязычных фрикативных звуков;

обследование произношения заднеязычных фрикативных звуков;

обследование произношения аффрикатов;

обследование произношения сонорных носовых звуков;

обследование произношения сонорных ротовых звуков;



Занятия проводились в формате дидактических игр, направленных на отработку конкретных звуковых единиц. Например, игры включали:

"Говорящий лес" — дети должны были произносить звуки, имитируя животных."Поезд с вагонами" — каждая "вагон" представлял собой звуковую группу, и ребенок должен был называть слова, содержащие соответствующие звуки.

Сформированная подборка дидактических игр выстраивается на педагоги- ческих принципах:

Активное участие: Дети должны активно участвовать в процессе игры, что способствует лучшему усвоению материала и развитию критического мышления.

Социальное взаимодействие: Игры способствуют развитию навыков общения и сотрудничества между детьми. Это важный аспект, способствующий формированию социальных навыков и умению работать в команде.

Интеграция знаний: Игры могут объединять разные области знаний, что помогает детям видеть связи между предметами и применять полученные знания на практике.

Постоянная обратная связь: Важно предоставлять детям обратную связь о их успехах и ошибках, помогая им корректировать свои действия и улучшать результаты.

Эмоциональное вовлечение: Игры должны вызывать положительные эмоции, что способствует созданию комфортной и дружелюбной образовательной среды.

Креативность и воображение: Поощряйте детей к творческому подходу в решении задач, развивая их воображение и способность к нестандартному мышлению.

Формирование учебных умений: Через дидактические игры можно учить детей не только конкретным знаниям, но и учебным умениям, таким как планирование, самоорганизация и критическое осмысление.

Соблюдение этих принципов поможет создать эффективную и увлекательную подборку дидактических игр, которая будет способствовать полноценному развитию детей.

Результаты наблюдений показали значительное улучшение произношения, а также повышение интереса детей к занятиям.

Результаты и их обсуждение

В ходе исследования наблюдалось улучшение звукопроизношения у 75% детей, принимавших участие в игре. Результаты свидетельствуют о том, что дидактические игры значительно улучшают не только фонематическое восприятие, но и общую моторику речи.

Использование игр позволяет ребенку не только лучше освоить articulatory movements, но и развивать коммуникативные навыки, что также важно для детей с дизартрией.

Заключение

Таким образом, применение дидактических игр в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией является эффективной методикой, способствующей развитию речи и улучшению общего состояния детей. Дидактические игры не только делают процесс обучения более увлекательным, но и активизируют речевую деятельность, что играет ключевую роль в преодолении речевых затруднений.







Литература

1.Бененсон, И.З. (2015). Дидактические игры в коррекционной работе. — М.: Педагогика.

2.Ермолов, А.В. (2018). Логопедия: Теория и практика коррекции речевых нарушений. — СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена.

3.Соловьева, Н.П. (2020). Развитие речи у детей с дизартрией: практика и методология. — М.: Наука.

4.Филичева Т.Б. Основы логопедии: учебное пособие для студентов педаго- гических институтов по специальности «Педагогика и психология (дошколь- ная)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. М.: Просвещение, 1989. – 223 с.





6


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации