Статья на тему: «Использование мультимедиа технологий в современном образовании»
ГОУ СПО ЛНР «Ровеньковский технико-экономический колледж»
Преподаватель математики и информатики: Дудник Оксана Анатольевна
Использование мультимедиа технологий в современном образовании
Мультимедиа технологии сегодня – это, пожалуй, одно из самых перспективных направлений информатизации учебного процесса.
"Детская природа требует наглядности"
(К. Д. Ушинский).
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная.
Применение ИКТ позволяет повысить эффективность преподавания предмета. Информационные и коммуникационные технологии не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности учебной деятельности, но и позволяют построить образовательную систему, в которой обучающийся — активный и равноправный участник образовательной деятельности. Электронные средства обучения дают возможность повысить качество учебного процесса. Преимущества: экономия времени, наглядность, образность, быстрая смена форм представления материала, их накопляемость и сохранность в электронном виде. Стремясь к повышению наглядности своих уроков, стараюсь включать в них рисунки, фотографии, звуковые фрагменты, анимацию или видео.
Что означает понятие «мультимедиа технология, её возможности?
На занятиях со студентами нашего колледжа широко используется технология мультимедиа.
В переводе английского языка термин multimedia (от multi — много и media — среда) означает «многосpедность». Мультимедиа (multimedia) — это современная информационная и коммуникационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию. Или другой вариант определения — «мультимедиа» — это совокупность программно-аппаратных средств, отображающих информацию в зрительном и звуковом виде. Мультимедиа технология на уроке математики может применяться в демонстрационном режиме, в индивидуальном режиме, в дистанционном и индивидуальном режиме.
Мультимедийные технологии предоставляют возможности:
осуществлять непрерывный аудиоряд, сопутствующий статичному или динамичному визуальному ряду;
обеспечивать хранение и передачу больших объемов данных;
детализировать фрагменты наиболее интересной информации;
получать справочную информацию путем выделения «горячих областей» и перехода по гиперссылкам;
подключаться к глобальной сети Интернет;
работать с различными приложениями;
создавать собственные выборки и коллекции из предоставленного массива данных;
сравнивать изображения, видео, текст и обрабатывать их;
запоминать пройденный путь и оставлять «закладки»;
визуализировать текстовую информацию;
использовать анимацию;
просматривать информацию в удобных режимах (например, слайд-шоу).
Виды мультимедийных технологий:
интерактивная доска;
система интерактивного опроса;
различные образовательные программы;
мультимедийный экран;
сетевые образовательные программы;
имитационные технологии;
диагностические комплексы.
Значение мультимедиа в нашу эпоху неоценимо. Образование – одна из основных областей, в которой себя выявили данные технологии. Происходит их активное применение в образовательном процессе, разрабатываются продуктивные, более результативные средства демонстрации учебного материала студентам СПО.
Сложно представить образовательный процесс без презентации. Её можно использовать на разных ступенях процесса обучения.
Для разработки и реализации подобного рода совокупности методов и инструментов требуется мультимедийный проектор, персональный компьютер и программное обеспечение.
Компьютер и мультимедийный проектор стали самыми распространенными средствами донесения информации, позволяющие представить материал в наиболее доступном виде.
Использование компьютера в демонстрационном режиме:
- при устном счете, когда в начале урока через мультимедиа-проектор проводится решение различных заданий;
- при объяснении нового материала, когда преподавателем демонстрируется через мультимедиа-проектор новый материал;
- при проверке домашнего задания;
- при работе над ошибками и т. д.
Использование компьютера в индивидуальном режиме:
- при устном индивидуальном счете;
- при закреплении;
- при отработке пройденного теоретического материала;
- при повторении пройденного материала;
- при промежуточном и итоговом контроле.
Использование компьютера в дистанционном и индивидуальном режиме:
- в исследовательской деятельности;
- в проектной деятельности обучающихся;
- при проверке домашней работы.
Для разработки мультимедиа материалов наиболее доступна и проста среда Power Point. Использование мультимедийного проектора позволяет демонстрировать анимационные элементы, видео- и аудиоматериалы и на глазах студентов осуществлять моделирование, что естественным образом улучшает восприятие и запоминание материала. Применяю презентации на уроках различной тематики: урок-лекция, урок повторения нового материала либо урок закрепления и обобщения пройденного материала. При хорошо продуманной презентации урок получается «живой», интересный. При проведении уроков по темам, связанным с построением графиков (например по теме «функции и графики», «решение уравнений графическим методом» и так далее), не тратится время на выполнение изображений на доске, что оставляет больше времени на закрепление материала, подведение итогов. В качестве средства реализации технологического подхода для изучения учебного материала можно рассматривать применение интерактивной доски.
Можно наложить звук, например, для проведения математического диктанта, релаксации или для других целей. При закреплении знаний по пройденному материалу использую тестирующий документ, который можно создать в Microsoft Word. Более красочно он выглядит в Power Point. Результат теста виден сразу на демонстрационном экране, что всегда приводит в восторг учащихся, если их ответы совпадают с правильными ответами на экране.
Достоинства применения мультимедиа в образовательной среде:
более технологичный и результативный процесс обучения;
сочетание вербальной и наглядно-чувственной информации, способствующей возникновению мотивации студентов, созданию настроя на обучение;
экономия времени, учебный материал излагается интенсивно при помощи простых, доступных средств.
Из личного опыта работы
Применение мультимедиа, развитие мультимедийных технологий является обязательным условием функционирования современной системы образования. Для меня как педагога-практика учебный процесс без использования мультимедийных технологий просто немыслим. И, пожалуй, каждый современный уважающий себя педагог стремится «идти в ногу со временем»!
Изображения взяты из Yandex.Картинки: сервис по поиску картинок в интернете: https://yandex.ru/images/, из презентации педагога.
Литература:
1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании / Н. В. Апатова. — М.: Педагогика, 1994. — 228 с.
2. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Е. С. Полат. — М.: Академия, 2002.
3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г. К. Селевко — М.: Народное образование, 1998.
4. Усенков Д. Ю. Школьная доска обретает «разум» / Д. Ю Усенков// Информатика и образование. — 2005. — № 12 — С. 96.