Использование мультимедиа технологий в современном образовании
СПб ГБПОУ «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции»
Преподаватель: Криницкая Ирина Владимировна
Использование мультимедиа технологий в современном образовании.
Реалии настоящего времени таковы, что мультимедийные технологии стали основными развивающимися инфотехнологиями. Это одна из самых популярных и перспективных областей информатики, постоянно развивающаяся.
Что означает понятие «мультимедиа технология»?
На занятиях с нашими студентами, учениками мы используем различные изображения, тексты, данные, визуальные эффекты: видео, анимацию, подключаем звук. Мультимедийная технология – это разработка продукта, при введении которого возможно информирование аудитории с помощью новых технологий. Помимо звукового и визуального сопровождения, такая совокупность методов и инструментов может обладать способами управления и интерактивным видеоинтерфейсом.
В чем значение мультимедиа и какова их роль?
Значение мультимедиа в нашу цифровую эпоху сложно переоценить. Образование – одна из основных областей, в которой себя выявили данные технологии. Происходит их активное применение в образовательном процессе, разрабатываются продуктивные, более результативные средства демонстрации учебного материала учащимся.
Сложно представить образовательный процесс без известной и общепринятой мультимедийной технологии – презентации. Ее возможно использовать на разных ступенях обучающего процесса. Это может быть решение задач с показом образцов и возвращением к изначальным условиям и рисункам с достаточной экономией временных затрат на урок и возможностью для педагога оценить степень овладения знаниями большим количеством учащихся, фронтальный опрос с выведением информации на экран и проверкой по гиперссылке, актуализация имеющихся знаний.
Какие виды мультимедийных технологий выделяют?
Виды мультимедийных технологий классифицируют на основе различных критериев. Чаще всего используется критерий основных направлений использования:
- для обычного пользователя или специалиста, знатока: рабочие зоны мультимедиа (компьютерная графика, проекты и др.), системы не для профессионалов (игровые приставки, присутствие встроенных микропроцессоров);
- для применения интерактивного и неинтерактивного: некоторые эксперты не относят неинтерактивные системы к мультимедийным, но такие системы все увеличиваются в своем количестве и часто используются, чтобы развлечь и привлечь внимание аудитории при помощи показа выставок и презентаций;
- информация на расстоянии или на месте: если поначалу бурный процесс развития мультимедиа объяснялся достаточно стремительным прогрессом в стационарных компьютерах, на данный момент очень быстро развиваются дистанционные мультимедийные технологии.
Какие цели у мультимедийных технологий?
Среди ключевых целей выделяют: 1) научно-исследовательскую; 2) научно-просветительскую и образовательную; 3) развлекательную и популяризаторскую.
Образовательная и научно-просветительская цели будут характерны именно для сферы образования. У преподавателей есть конкретные цели и задачи – исходя из них происходит создание мультимедийного продукта.
Какими функциями обладают мультимедийные технологии?
Функции мультимедиа четко прослеживаются из многообразных сфер их применения: реклама, искусство, промышленность, медицина, техника, научные исследования, а также сфера образования. Именно в сфере образования мультимедийные технологии, выполняя образовательную функцию, используются для создания компьютерных учебных курсов. Задачей мультимедиа в данной сфере является обеспечение эффективности учебного процесса.
Какие средства мультимедийных технологий существуют?
Средства мультимедийных технологий делятся на две категории. Основанием для такого деления служит взаимодействие и применение. К первой категории относятся средства онлайн режима, асинхронного и синхронного взаимодействия. Ко второй категории принадлежат аудио- и видеофрагменты, анимационная графика, разные виртуальные объекты и др.
Для разработки и реализации подобного рода совокупности методов и инструментов требуется мультимедийный проектор, персональный компьютер, программное обеспечение и подсоединение проектора к компьютеру.
Компьютер и мультимедийный проектор стали самыми распространенными средствами донесения информации, позволяющие представить материал в наиболее доступном для восприятия учащихся визуально-вербальном виде.
В чем ключевые отличия мультимедийных ресурсов от немультимедийных?
Мультимедийные ресурсы содержат не только текстовую информацию. В них также может присутствовать видео, звук, графика, анимация, гипертекст. Эта информация обрабатывается и хранится в компьютере в цифровой форме. Интерактивность является отличительной особенностью большей части мультимедиа и означает динамичное взаимовлияние, взаимодействие и взаимосвязь ресурса и учащегося. Более того, учащиеся могут добавлять в некоторые Интернет-продукты собственные материалы и становиться соавторами.
На данный момент никто не сомневается в повышении эффективности процесса обучения с использованием мультимедиа. Их применение влияет на восприятие учебного материала учащимися, вовлекает в его освоение большое количество сенсорных составляющих. Внедрение мультимедиа-технологий является одним из самых перспективных тенденций информатизации образования. Но такая направлениность требует обязательного соблюдения многих условий. Необходимо повышать квалификацию преподавателей, совершенствовать методическое и программное обеспечение, материальную базу. Использование мультимедиа обеспечивают значительные образовательные ресурсы, способные формировать и развивать ключевые способности и навыки. В отношении учащихся речь идет прежде всего о коммуникативной и информационной компетенциях.
Применение мультимедийных технологий в образовании требует в корне иных методических подходов. Специалисты в области мультимедиа и методисты рекомендуют следующие методические особенности организации обучения:
- более широкое использование проблемного метода обучения с разработкой учащимися программ – баз данных, документов, таблиц, которые можно использовать в обучении;
- соблюдение взаимосвязи принципов системно-информационного анализа, разностороннего восприятия и мотивации познания;
- параллельного и концентрического изучения основных разделов программы с получением более глубоких знание по каждому из модулей без потери целостности изложения всех разделов материала;
- применение метода проектов с принципами преемственности и последовательности;
- проведение деловых игр с решением актуальных, многообразных задач, с которыми выпускники могут встретиться в профессиональной деятельности;
- индивидуальный подход с использованием индивидуальных образовательных маршрутов, содержащих многоуровневые задания;
- закрепление компьютера за каждым обучаемым с личной папкой учащегося на практических занятиях.
В чем достоинства применения мультимедиа в образовательной среде по сравнению с традиционным обучением?
1. Более технологичный и результативный процесс обучения.
2. Сочетание вербальной и наглядно-чувственной информации, способствующей возникновению мотивации учащихся, созданию настроя на обучение.
3. Экономия времени. Учебный материал излагается интенсивно при помощи простых, доступных средств.
Внедрение мультимедиа в образовательный процесс выявляет как положительные стороны, так и определенные трудности. С одной стороны, наглядная демонстрация и интенсификация подачи учебного материала, экономия времени, с другой – дополнительные требования к организации занятий и разработке мультимедийных материалов. Возникают проблемы, ошибки, которых порой не избежать. Но достигается самое главное – готовность учащихся к творчеству, развитие самостоятельности, потребности в получении новых знаний, мотивации познания. Мультимедиа позволяют делать разнообразные занятия, обеспечить постоянную новизну, которая стимулирует интерес к обучению.
Всем известный факт, что наиболее сильный, выраженный информационный канал – визуальный. Довольно закономерно, что именно его использование средствами мультимедиа наиболее разработано в области образования. Но и значение других медий остается очень важным, например, подбор удачного музыкального сопровождения, оптимальное взаимодействие мыши и клавиатуры в мультимедийных учебниках и др.
Личный опыт использования мультимедиа.
Для меня, педагога-практика, учебный процесс без использования мультимедийных технологий уже немыслим. Полагаю, подавляющее большинство преподавателей широко используют интерактивные презентации, наглядный показательный материал.
Наше образовательное учреждение в полной мере способствует внедрению и применению мультимедийных технологий в образовательном процессе: создает условия для развития способности к самообучению студентов, организуя исследовательскую творческую учебную работу; обеспечивает доступ преподавателей и студентов к современным электронным источникам информации. В колледже создана единая электронная образовательная среда – Eduhouse.
Преподаватели имеют возможность создавать собственные эффективные обучающие электронные курсы по своим дисциплинам. В электронной образовательной среде мною создано шесть электронных обучающих курсов, которые прошли экспертизу.
Применение мультимедиа, развитие мультимедийных технологий является обязательным условием функционирования современной системы образования.
Изображения взяты из Yandex.Картинки: сервис по поиску картинок в интернете:https://yandex.ru/images/, из презентации педагога, скриншоты портала
Eduhouse.
Козленко Ирина Анатольевна
Калягина Ирина Владимировна
Колышкина Елена Владимировна
Калягина Ирина Владимировна