12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Новоселова Юлия Михайловна1251
Преподаю 25 год. Стараюсь на учебных занятиях и внеурочной деятельности применять различные новые технологии и делюсь опытом со своими коллегами. Люблю активный отдых, люблю готовить
Россия, Кировская обл., Нолинск

Ю. М. Новоселова, преподаватель физики

Кировское областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение «Нолинский техникум механизации сельского хозяйства» (КОГПОБУ «НТМСХ») г. Нолинск, Кировская область

Использование мультимедиа технологий в современном образовании

Методологической основой ФГОС СОО является системно-деятельностный подход, который обеспечивает: «формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; …, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся». Современный Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, метапредметным, предметным, реализовать которые помогают различные современные педагогические технологии как на уроке, так и внеурочной деятельности.

В настоящее время мультимедиа-технологии являются одним из перспективных направлений информатизации учебного процесса, они обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого, позволяют привлечь внимание и мобилизовать мышление и память на различных этапах урока. Известно, что наиболее эффективный способ преподавания – это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала.

Внедрение мультимедиа технологий в образовательные процессы является одним из ключевых моментов информатизации образования. В настоящее время мультимедиа технологии относятся к одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных технологий.

Виды мультимедиа технологий:

Система интерактивного опроса;

Интерактивная доска;

Мультимедийный экран;

Имитационные технологии;

Диагностические комплексы;

Сетевые образовательные программы;

Различные образовательные программы

В своей профессиональной деятельности как на учебных занятиях, так и внеклассной работе использую различные виды мультимедийных приложений: презентации, анимационные ролики, видеоприложения, мультимедиа-галереи, аудиоприложения (проигрыватели звуковых файлов). Системное их использование имеет следующие результаты: растет интерес к изучаемому предмету, повышается познавательная активность обучающихся, улучшается общая организация занятия, повышается качество контроля результатов обучающихся, активизируется творческий потенциал и обучающегося, и преподавателя.

Мультимедийные средства можно использовать на каждом этапе урока:

1. Этап формирования мотивации обучающихся к деятельности по освоению нового материала. Важным преимуществом в применении современных компьютерных технологий является значительная экономия времени.

2. Этап активного и сознательного усвоения новых знаний. Активные методы обучения в сочетании с использованием мультимедиа помогают изменить роль обучающегося, превращая его из пассивного слушателя в активного участника учебного процесса. Активные методы обучения не только улучшают запоминание материала, но и способствуют его реализации в повседневной жизни.

Возможность продемонстрировать в интерактивном режиме эксперимент, который иногда невозможно качественно провести в условиях образовательного учреждения, вызывает у студентов немалый интерес. Они могут «погрузиться» в условия микромира и посмотреть на явления и процессы изнутри, поэкспериментировать, изменяя параметры протекания процессов.

Для активного и сознательного усвоения студентами новых знаний применяются различные учебные видеоролики. Студенты, находясь в учебной аудитории, могут не только посмотреть демонстрационные опыты и эксперименты, но и могут «присутствовать» при открытии того или иного физического закона, испытании атомной бомбы, термоядерного оружия, отправиться в путешествие по Солнечной системе.

Все это, вместе взятое, является хорошим условием для более качественного усвоения материала, для развития интереса студентов к изучаемому предмету.

3. Этап организации активной познавательной деятельности студентов при систематизации, обобщении и закреплении учебного материала. На уроке применяются различные способы закрепления знаний, требующих мыслительной активности обучающихся: интерактивные модели при выполнении практических работ исследовательского характера; организация выступлений студентов с мультимедийным сопровождением и т.д. Закрепление и расширение теоретических знаний происходит путем ориентации обучающегося в огромном количестве разнообразной информации. Положительный момент здесь заключается в том, что студенты могут многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для них темпе и в удобное время. При этом преподаватель руководит деятельностью студента при подборке и систематизации мультимедиа-ресурсов, оформлении презентации. Интерактивное устройство дает возможность студенту на уроке работать непосредственно у доски, что делает сообщение студентов более зрелищным, приучает к публичным выступлениям.

4. Этап организации контроля знаний. Выполнение интерактивных упражнений, тестов, проверочных и контрольных работ. В своей работе преподавателя использую такие готовые цифровые образовательные ресурсы, как полный интерактивный курс физики «Открытая физика 2.6», «Уроки физики K&M». Для контроля знаний организуется и онлайн-тестирование (onlineTestPad.com), тренинг ЕГЭ.

Таким образом, внедрение мультимедийных технологий в образовательный процесс это не модное увлечение, а веление времени. Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем учебного занятия без мультимедиа. Современный урок будет эффективен тогда, когда он имеет под собой технологическую основу, когда он спроектирован и просчитан по всем этапом с четко выверенными дидактическими целями, с учетом психолого-педагогических особенностей учебной группы и каждого студента в отдельности.

При умелой организации учебного процесса, мультимедийные средства могут взять на себя функции ведения занятия, которые могут определяться или на отдельный этап учебного занятия, или на весь урок, тем самым помогая вести элементы самостоятельной учебной деятельности.

Но все же в ряде случаев нельзя забывать традиционные методы обучения, средства наглядности, физический эксперимент. Нужно помнить и о практико-ориентированном подходе в обучении. Учебный материал урока должен быть неразрывно связан с различными жизненными ситуациями, практической деятельностью обучающихся, а также с их дальнейшей профессиональной деятельностью.

Преподавателю необходимо учесть, что эффективность обучения напрямую зависит от степени включенности студентов в образовательный процесс.

Уроки с использованием мультимедийных технологий дают свои результаты: повышается интерес студентов к изучению предмета, качество знаний обучающихся, растет интерес к исследовательской работе, наблюдается повышение активности студентов во внеурочной деятельности по физике (уже несколько лет студенты участвуют в дистанционных олимпиадах и конкурсах Центра дистанционной сертификации учащихся «ФГОСТЕСТ» и «РОСТКОНКУРС»).

Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод: на смену традиционным технологиям обучения должны придти новые информационные развивающие педагогические технологии. С их помощью на уроках должны реализоваться такие педагогические ситуации, деятельность учителя (преподавателя) и обучающихся которых основана на использовании современных информационных технологий, и носит исследовательский, эвристический характер. Для успешного внедрения этих технологий учитель (преподаватель) должен иметь навыки пользователя ПК, владеть умениями планировать структуру действий для достижения цели исходя из фиксированного набора средств; описывать объекты и явления путем построения информационных структур; проводить и организовывать поиск электронной информации; четко и однозначно формулировать проблему, задачу, мысль и др.

Но, при всех видимых положительных моментах использования мультимедийных технологий на уроках, при всех их преимуществах, необходимо помнить старую, давно известную истину: всё хорошо в меру.




Литература

1.З. В. Александрова и др. Уроки физики с применением информационных технологий. 7 – 11 классы. Методическое пособие с электронным приложением – М.: «Глобус», 2009. – 313 с.

2. И. Б. Аминов, Применение средств мультимедийных технологий как условие повышения качества обучения / И. Б. Аминов, Д. Ф. Ходжаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 759-761.

3.Новые информационные технологии в учебном процессе. Мультимедийные обучающие программы / Г.А. Кручинина –Нижний Новгород, 2010.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.