Статья на тему «Опыт использования элементов электронного обучения в урочной деятельности»
1
PPTX / 6.42 Мб
/data/files/w1572357693.pptx (1)Опыт использования элементов электронного обучения в урочной деятельности
В соответствии со статьей 16 ФЗ «Об образовании», электронное обучение стало неотъемлемой частью образовательного процесса. В связи с этим одним из приоритетных направлений обучения является использование электронного обучения в урочной деятельности.
Электронное обучение (ЭО) – это реализация образовательных программ с использованием информационно - образовательных ресурсов, информационно-коммуникационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу информационно-образовательных ресурсов и взаимодействие участников образовательного пространства.
Главная цель электронного обучения - предоставление обучающимся возможности освоения основных и дополнительных образовательных программ непосредственно по месту жительства или временного их пребывания с использованием электронных образовательных технологий.
Есть ряд преимуществ электронного обучения, перед традиционными формами обучения:
1. Мультимедийность.
Использование различных аудио и видео эффектов, позволяет акцентировать внимание учащихся на материале, сделать их внимание устойчивым.
2. Доступность
Все средства ЭО есть в сети Интернет, что позволяет их использовать на различных этапах обучения не только в школе, но и дома, в целях закрепления или коррекции знаний.
3. Универсальность
ЭО не привязано к определенному УМК, а может быть использовано совместно с различными учебниками.
4. Интерактивность
Учащиеся могут различными способами вводить информацию, что позволяет заинтересовать их, развивать интерес к познанию.
Данная технология принципиально новая, но это не мешает ей решать одну из важнейших задач образования – освоение образовательных программ, повышения квалификации, практически безотрывно.
Чем обусловлена такая актуальность?
1. В последнее время значительно увеличилось количество детей, с особыми образовательными потребностями, что повлекло за собой изменения в самой ситуации обучения.
2. Также при длительном лечении, чтобы у ребенка была возможность получать знания вместе с остальными детьми.
3. Помимо вышеперечисленного, воспитать информационно образованную личность можно только при непосредственном использовании ИКТ технологий, при выполнении исследовательских работ, проектов.
Как можно организовать электронное обучение?
В своей практике я регулярно использую элементы ЭО на уроках. Учащиеся начальной школы имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно использовать качественный иллюстративный материал.
одним из направлений применения ЭО является использование презентаций, с качественным, не слишком ярким материалом. Основой для создания презентации является САНПиН, в котором прописаны основные гигиенические требования к презентации. На уроках математики и русского языка презентации использую на этапе актуализации знаний, целеполагания, закрепления и рефлексии. Устный счет на математике становится ярким, красочным, что существенно повышает интерес к обучению. Например, урок математики по теме «Таблица умножения и деления на 6» при создании проблемной ситуации, я использую презентацию, на которой при помощи рисунков изображаю задачу, а учащиеся должны решить ее. Тоже самое и с русским языком, красочное оформление и информационная насыщенность позволяет удержать внимание учащихся, подогреть интерес к обучению и изучении темы.
Очень часто использую презентации – тренажёры, которые посвящены темам «Проверяемый безударный гласный», «Таблица умножения и деления» и тд. Такая презентация имеет интерактивный формат, что позволяет практически применить знания при решении образовательной задачи.
Использование обучающих фильмов и видео, позволяет построить процесс обучения таким образом, что учащиеся помимо материала из учебника получают еще и дополнительные факты. Например, на уроках окружающего мира по теме «Вещества и частицы» дети смотрят видео опытов, которые нет возможности провести в классе, или видео по теме «Состояние виды», в классе нет возможности рассмотреть лед, а при помощи видео дети видят наглядно твердое состояние воды.
СD диски с обучающим материалом.
В своей практике я часто использую научно-познавательные диски, с обучающим материалом по предметам. Например, русский язык, после открытия нового знания, учащиеся формулируют правило и затем слушают его, что позволяет соединить детские высказывания в одно большое и упрощает процесс запоминания, также использую Детскую энциклопедию «Кирилл и Мефодий».
Это был опыт использования ЭО в урочной системе, при организации инклюзии я использую иные направления работы:
1. Социальные сети.
Самая эффективная социальная сеть, для организации уроков, скайп. Ученик и учитель видят друг друга и общаются в реальном времени. Ученик задает вопросы, учитель отвечает и корректирует работу. Наиболее эффективные социльные сети, на мой взгляд скайп и вотс апп. Эти два приложения можно использовать для видео, ауди и текстовой связи.
2. Электронная почта.
Этот вид обучения хорош тем, что учитель высылает задание и у ученика есть возможность обдумать его, поразмыслить над местами затруднений, но у этого вида ЭО есть существенный недостаток, ответы на вопросы не в реальном времени, поэтому ответ может утратить свою актуальность. Самый удобный сервис – почта майл.
3. Программное обеспечение к УМК.
К каждому учебно-методическому комплекту идут диски. На дисках содержится как информация как для обучения, так и информация для выполнения упражнений. Этот способ ЭО очень хорош тем, что ребенок получит информацию такую же, как и в классе, а значит не будет разрыва в знаниях.
4. Специализированные сайты обучения.
Для этой группы ЭО основным аспектом работы является использование сайтов, специализирующихся на дистанционном обучении. Например, «Школа Умнички» или «Учи.ру». Дети могут получить не только базовый уровень знаний, но и поучаствовать в различных олимпиадах и викторинах.
Эти четыре вида направления работы актуальны для детей с ОВЗ, детей, находящихся на долгом лечении.
Мне удалось проследить рост познавательного интереса по сравнению с предыдущим годом обучения. Во 2 классе, познавательный интерес учащихся был равен 68%, что помогло мне корректировать процесс обучения, анализировать познавательные интересы обучающихся и строить образовательный процесс таким образом, чтобы дети были постоянно включены в активную познавательную деятельность. Сейчас в 3 классе познавательный интерес обучающихся вырос на 12%, что обусловлено учетом их познавательных потребностей и интересов.
Выводом к своему опыту, хочу отметить, что использование элементов ЭО должно носить не стихийный характер, а систематический и регулярный, чтобы учащиеся выработали определенные поведенческие установки, реакции. Ведь только при живом, естественном интересе, учащиеся могут получить бесценный опыт взаимодействия.