Статья на тему «Использование кино в деятельности учителя»
«Техническое оснащение современного урока: личный опыт, проблемы и перспективы».
Использование кино в деятельности учителя.
Автор: МОРГУНОВА ЕКАТЕРИНА МИХАЙЛОВНА,
учитель МАОУ "СОШ № 109" города Перми
Кинематограф появился еще в XIX веке и влился в нашу жизнь. В современном обществе трудно представить семью, в доме которой нет телевизора, компьютера, планшета, ноутбука или телефона. Технические средства модернизируются, усовершенствуются, обновляются. Но не только улучшаются технические средства. Сам кинематограф расширился так, что на сегодняшний день трудно найти тематику, которая не оснащена и не освещена в фильме, сериале или мультфильме. Благодаря этому, работая учителем истории в современной школе можно не просто рассказать и описать конкретную эпоху, события или людей, но и показать.
В связи с переходом всех образовательных организаций на ФГОС второго поколения и изменения в системе образования в целом, многие школы города Перми осуществили внедрение в деятельность поточно-групового метода (ПМГ). МАОУ "СОШ № 109" города Перми, в которой я работаю, на сегодняшний день является школой первого эшелона в ПГМ. В данной статье хотелось бы отразить опыт работы по данному направлению, который тесно связан с кинематографом для меня.
В 2013 учебном году учителям истории нашей школы предложили перейти на ПГМ обучения. По предмету история в 5-6х классах было сформировано 4 группы: История "кино", История "экскурсия", История "игра", История "виртуальное путешествие", каждая группа закреплена за отдельным педагогом и включает в себя специфическую деятельность детей на уроке. Остановлюсь подробнее на группе "Кино", так как именно это направление курирую с самого начала.
Учителями истории были сформированы рабочие программы, тематические планы с описанием специфики работы группы. В рабочих программах прописана деятельность детей и учителя в связи с особенностью группы, задействована проектная деятельность. Особенностью данного направления в поточно-групповом методе предмета "История", является кино. На уроках детям предлагается просматривать некоторые фильм, которые отражают исторические события, которые происходили в древние времена. Детям предлагается самостоятельно создавать различные видеосюжеты, которые они презентуют в соответствующее время (либо на конкретном уроке, либо на уроке посвященном обобщению по разделу и темам). Некоторые фрагменты видеосюжетов дети ищут самостоятельно и приносят на урок, что является формой презентации на данном направлении.
Самой большой сложностью в подготовке к урокам по данному направлению стал поиск видеоматериалов. Как уже отметила ранее, на сегодняшний день каждая тематика хорошо оснащена и выбор видеосюжетов огромен. К уроку по Древнему Египту, Древней Греции и другим можно показывать и циклы сериалов про богов и многие другие прекрасные фильмы, которые отражают быт и культуру народов, но времени на полный просмотр не бывает, поэтому необходимо найти лучшие и наиболее интересные фрагменты. Так как работаю по данному направлению уже 5 лет, накопился банк сюжетов, который каждый год обновляется и пополняется. Главной целью считаю - заинтересовать ребенка. Очень часто после урока ученики подходят и интересуются названием фильма, некоторые дома просматривают дополнительно мои рекомендации, а некоторые находят и приносят новые более интересные сюжеты. В данном направление стирается четкая грань, когда учитель знает больше. Я учусь вместе с детьми и они учатся вместе со мной.
Помимо собственного банка видеофрагментов, за 5 лет детьми созданы собственные видео, которые хранятся у меня. Дети, выполняя поделки из пластилина, бумаги, лего, применяя театральные постановки или просто различные программы компьютера создают собственные продукты в виде кино. Результатам данной деятельности довольна и я и дети, которые работая в группах, объединяются по интересам, работают со своим нестандартным мышлением, учатся распределять обязанности и время, а главное получают результат, становятся частью кинематографа. Берут на себя роли режиссера, сценариста, оператора и в этом они развиваются очень хорошо.
Главная особенность работы учителя состоит еще и в том, чтобы уметь ответить на вопросы и направить ребенка. Современный учитель сегодня это не только учитель в здании школы. Вопросы, которые возникают у детей они задают в социальных сетях: VK, VIBER, SKYPE и многих других популярных мессенджерах, что позволяет облегчить деятельность детей и создать для них более комфортные условия.
Техническое оснащение школы - это наше будущее, ведь мы не сможем отказаться от него и развиваться вне технического прогресса, а научить находить информацию в современном пространстве интернета - это главная цель в обучении и не только для детей, но и для современного педагога.