12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Салтыкова20 |
Песочная терапия, как средство работы с детьми с умственной отсталостью
Песочная терапия, как средство работы с детьми
с умственной отсталостью.
Комната для индивидуальной работы психологов оснащена кинетическим песком, а также специальным световым столом с песком и подсветкой, который мы активно используем на занятиях.
Песочная терапия — это метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием песка. Игра с песком это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Для ребенка незаметно игра превращается в терапию.
Использование песочной терапии имеет много положительных моментов:
Игра в песок снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими.
Повышает самооценку.
Образно дает возможность увидеть то, что реально происходит во внутреннем мире ребенка.
Песок успешно забирает в себя негативную энергию. В процессе терапевтической работы с песком происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.
Работа с песком активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях, что самым положительным образом сказывается на работе всех внутренних систем организма ребенка.
Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
Более интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
При работе с песком дети результативнее воспринимают формы, цвета, величины, а также расширяют спектр тактильных ощущений.
У детей «аутистов» при играх с песком появляется «чувство себя» (а отсюда уход страхов и тревожности ),
У детей с диагнозом - алалия – проявляется активная речь, улучшается слуховое восприятие;
У детей с диагнозом ДЦП – развивается ручная моторика, повышается самооценка, выравнивается эмоциональный фон восприятия себя и окружающего мира.
В ходе проведения занятий по песочной терапии с детьми мы используем
прослушивание музыки – звуки природы или релаксационные мелодии, которые позволяют терапевтическим процессам идти на более глубоком уровне.
Для развития и коррекции восприятия мы предлагаем детям определить на ощупь, сухой песок или мокрый, крупный или мелкий, найти спрятанные в песке игрушки, назвать их. Можно попросить ребёнка прятать игрушки в песке, соблюдая инструкцию (например, камушки спрятать в левой стороне песочницы, а ракушки – в правой, или закопать три камушка, два орешка и пять ракушек). Таким образом, игры с закапыванием и последующим поиском спрятанных в песке предметов помогают и в коррекции памяти.
Развитию тактильных ощущений способствуют такие простые действия, как пересыпание песка, зарывание рук в песок, перетирание песка в ладонях, разглаживание поверхности песка в песочнице, оставление отпечатков рук, предметов на сухом и мокром песке, «шагание» по песку пальчиками, игра пальцами на песке, как на пианино или как на печатной машинке и другие. Эти упражнения, собственно, как и все игры с песком, способствуют развитию мелкой моторики.
После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к предметному конструированию. Ребятам нравится строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины. По ходу полезно объяснять детям сущность этих явлений, т.к. чувственный опыт их очень мал и ограничен в основном бытовым окружением. Все песочные картины лучше сопровождать рассказами педагога. При этом дети манипулируют деревьями, животными, транспортом и даже домами. Такие занятия способствуют обогащению словарного запаса, развивают не только представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию.
Для развития таких свойств внимания, как распределение, переключение, а также координации движений рук и работы обоих полушарий головного мозга, мы предлагаем детям рисовать на песке сразу обеими руками (рисуем как одинаковые изображения, так и разные: одной рукой круг, другой - квадрат, симметричные изображения каждой рукой в разные стороны, «восьмёрки» в различных направлениях, синхронно и несинхронно обеими руками).
Много игр и упражнений, направленных на коррекцию и развитие мыслительных операций, также можно перенести в песочницу. Игрушки и фигурки, используемые для игры в песке, можно классифицировать, распределяя по группам, находить лишнюю, подбирать аналогии, продолжать заданную последовательность, устанавливать простые причинно-следственные связи и т.д.
Занимаясь коррекцией эмоционально-волевой сферы, я выбираю приемы, ориентируясь на индивидуальные особенности и настроение ребёнка. Ребенок, тем более умственно отсталый, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное он приобретает собственный очень ценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Если ребёнок в хорошем настроении, можно предложить ему построить в песочнице какую-либо страну, свой мир, сказку. По ходу работы ребёнок, как правило, проговаривает свои действия, сочиняет историю, в которой обозначает (а иногда и прорабатывает) то, что его тревожит. Если ребёнок играет молча, задаю ему вопросы или начинаю сама придумывать сказочную историю, постепенно подключая к разговору и его. Цель такой терапии не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой. Кроме того, такие игры – прекрасное диагностическое средство.
Можно заняться и постановкой сказок на песке. Пусть сначала это будут очень простые известные сказки: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба». Вначале мы сами рассказываем сказку и сопровождаем рассказ «спектаклем» из фигурок на песке. При повторении сказки можно передвигать фигурки рукой ребенка. Постепенно ребенок научится соотносить речь с движением персонажей и начнёт действовать самостоятельно. По мере освоения известных сказок, можно переходить к сочинению собственных.
Иногда, если у ребёнка нет настроения не только разговаривать, но и вообще что-то делать, позволяю ему просто поиграть с песком, как он хочет. Погружение рук в песок, пересыпание, наблюдение за тем, как он сыплется способствует тому, чтобы ребёнок успокоился, расслабился, пришёл в хорошее расположение духа.
Иногда занятия по коррекции эмоционально-волевой сферы мы проводим с подгруппой детей, поэтому строительство разных «миров», стран и сказок в песочнице проходит довольно оживлённо. Это помогает детям научиться выслушивать друг друга, учитывать мнение других, договариваться.
Таким образом, занятия в песочнице являются очень полезными. Они улучшают эмоциональное состояние, внимание, соотнесение речи с предметными действиями. Песочные игры оказывают гораздо больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Подготовила педагог-психолог Салтыкова И.Ю.