12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Салтыкова20
1

Песочная терапия, как средство работы с детьми с умственной отсталостью

Песочная терапия, как средство работы с детьми

с умственной отсталостью.


Комната для индивидуальной работы психологов оснащена кинетическим песком, а также специальным световым столом с песком и подсветкой, который мы активно используем на занятиях.
Песочная терапия — это
метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием песка. Игра с песком это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Для ребенка незаметно игра превращается в терапию. 

Использование песочной терапии имеет много положительных моментов:

Игра в песок снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими.

Повышает самооценку.

Образно дает возможность увидеть то, что реально происходит во внутреннем мире ребенка.

Песок успешно забирает в себя негативную энергию. В процессе терапевтической работы с песком происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.

Работа с песком активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях, что самым положительным образом сказывается на работе всех внутренних систем организма ребенка.

Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

Более интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.

Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

При работе с песком дети результативнее воспринимают формы, цвета, величины, а также расширяют спектр тактильных ощущений.

У детей «аутистов» при играх с песком появляется «чувство себя» (а отсюда уход страхов и тревожности ),

У детей с диагнозом - алалия – проявляется активная речь, улучшается слуховое восприятие;

У детей с диагнозом ДЦП – развивается ручная моторика, повышается самооценка, выравнивается эмоциональный фон восприятия себя и окружающего мира.


В ходе проведения занятий по песочной терапии с детьми мы используем

прослушивание музыки – звуки природы или релаксационные мелодии, которые позволяют терапевтическим процессам идти на более глубоком уровне.

Для развития и коррекции восприятия мы предлагаем детям определить на ощупь, сухой песок или мокрый, крупный или мелкий, найти спрятанные в песке игрушки, назвать их. Можно попросить ребёнка прятать игрушки в песке, соблюдая инструкцию (например, камушки спрятать в левой стороне песочницы, а ракушки – в правой, или закопать три камушка, два орешка и пять ракушек). Таким образом, игры с закапыванием и последующим поиском спрятанных в песке предметов помогают и в коррекции памяти.
Развитию тактильных ощущений способствуют такие простые действия, как пересыпание песка, зарывание рук в песок, перетирание песка в ладонях, разглаживание поверхности песка в песочнице, оставление отпечатков рук, предметов на сухом и мокром песке, «шагание» по песку пальчиками, игра пальцами на песке, как на пианино или как на печатной машинке и другие. Эти упражнения, собственно, как и все игры с песком, способствуют развитию мелкой моторики.
После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к предметному конструированию. Ребятам нравится строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины. По ходу полезно объяснять детям сущность этих явлений, т.к. чувственный опыт их очень мал и ограничен в основном бытовым окружением. Все песочные картины лучше сопровождать рассказами педагога. При этом дети манипулируют деревьями, животными, транспортом и даже домами. Такие занятия способствуют обогащению словарного запаса, развивают не только представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию.
Для развития таких свойств внимания, как распределение, переключение, а также координации движений рук и работы обоих полушарий головного мозга, мы предлагаем детям рисовать на песке сразу обеими руками (рисуем как одинаковые изображения, так и разные: одной рукой круг, другой - квадрат, симметричные изображения каждой рукой в разные стороны, «восьмёрки» в различных направлениях, синхронно и несинхронно обеими руками).
Много игр и упражнений, направленных на
коррекцию и развитие мыслительных операций, также можно перенести в песочницу. Игрушки и фигурки, используемые для игры в песке, можно классифицировать, распределяя по группам, находить лишнюю, подбирать аналогии, продолжать заданную последовательность, устанавливать простые причинно-следственные связи и т.д.

Хорошие результаты даёт использование такого приёма, как рисование и письмо на песке. У детей значительно снижается страх допустить ошибку, потому что на песке, в отличие от листа бумаги, легко можно все исправить, и никаких помарок не останется. И дети на песке рисуют и пишут с удовольствием. Рисуя геометрические фигуры, дети закрепляют восприятие сенсорных эталонов, учатся ориентироваться на плоскости. Прописывая буквы или цифры, закрепляют их знание. Это всегда интересно, тем более, что рисунки на песке можно создавать, выкладывая изображение из различных предметов. Рисуем либо пальцем, ладонью, предметами на тонком слое песка, либо песчаной струёй из леечки или кулачка на чистом подносе. Второй вариант сложнее, так как здесь ребёнку нужно учесть и толщину струи песка, и высоту, с которой он сыплется, и движение руки соотнести с желаемым изображением.

Занимаясь коррекцией эмоционально-волевой сферы, я выбираю приемы, ориентируясь на индивидуальные особенности и настроение ребёнка. Ребенок, тем более умственно отсталый, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное он приобретает собственный очень ценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Если ребёнок в хорошем настроении, можно предложить ему построить в песочнице какую-либо страну, свой мир, сказку. По ходу работы ребёнок, как правило, проговаривает свои действия, сочиняет историю, в которой обозначает (а иногда и прорабатывает) то, что его тревожит. Если ребёнок играет молча, задаю ему вопросы или начинаю сама придумывать сказочную историю, постепенно подключая к разговору и его. Цель такой терапии не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой. Кроме того, такие игры – прекрасное диагностическое средство.
Можно заняться и постановкой сказок на песке. Пусть сначала это будут очень простые известные сказки: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба». Вначале мы сами рассказываем сказку и сопровождаем рассказ «спектаклем» из фигурок на песке. При повторении сказки можно передвигать фигурки рукой ребенка. Постепенно ребенок научится соотносить речь с движением персонажей и начнёт действовать самостоятельно. По мере освоения известных сказок, можно переходить к сочинению собственных.

Иногда, если у ребёнка нет настроения не только разговаривать, но и вообще что-то делать, позволяю ему просто поиграть с песком, как он хочет. Погружение рук в песок, пересыпание, наблюдение за тем, как он сыплется способствует тому, чтобы ребёнок успокоился, расслабился, пришёл в хорошее расположение духа.

Иногда занятия по коррекции эмоционально-волевой сферы мы проводим с подгруппой детей, поэтому строительство разных «миров», стран и сказок в песочнице проходит довольно оживлённо. Это помогает детям научиться выслушивать друг друга, учитывать мнение других, договариваться.
Таким образом, занятия в песочнице являются очень полезными. Они улучшают эмоциональное состояние, внимание, соотнесение речи с предметными действиями. Песочные игры оказывают гораздо больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.


Подготовила педагог-психолог Салтыкова И.Ю.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.