Статья на тему «Мотивация познавательной деятельности на уроках математики»
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения»
Мотивация познавательной деятельности на уроках математики
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Реформа общеобразовательной школы нацеливает на использование всех возможностей для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса: идет поиск новых технологий воспитания, развития и обучения, целью которых должно стать создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Остро стоит необходимостью формирования учебной мотивации у школьников в связи с резким снижением их интереса к учебной деятельности и внутренней мотивации учения. Современные стандарты образования направлены на развитие творческих способностей и формирование культуры личности ребенка, обеспечение условий для развития его интеллектуальных умений и создание такой образовательной среды, в которой ребенок сможет проявить активность и творческий подход к саморазвитию.
Мотивация – это внутреннее состояние, которое активизирует, направляет и поддерживает поведение, направленное на достижение определённых целей. Она влияет на различные характеристики человека: усилие, старание, направленность, настойчивость, дисциплинированность; взаимосвязана с поведением, активностью, деятельностью личности.
Мотивация – побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Для развития мотивации к обучению у обучающихся педагогам необходимо использовать совокупность факторов: оптимизировать требования деятельности, использовать индивидуальный подход к обучающимся, учитывать физические и психофизиологические возрастные особенности, применять в педагогике психолого-педагогические знания и методы, проводить тренинги, любить свою деятельность и транслировать это ученикам. Также к вышеперечисленным факторам следует отнести ситуацию свободного выбора. Выбор, совершаемый самими обучающимися, дает возможность почувствовать свободу в учебе. Такой подход стимулирует учеников на внутреннюю мотивацию и положительно сказывается на улучшении качества обучения.
Математика является важнейшей составляющей образования. Эта дисциплина играет важную роль в формировании у обучающихся умения учиться, а также создает основы для формирования приёмов различной умственной деятельности, такие как: проведение анализа и сравнения, умение классифицировать и описывать объекты, определение закономерностей и причинно-следственной связи, выстраивание логических цепочек рассуждений, развитие пространственного мышления.
Педагогу необходимо развивать у детей интерес к математике и стремиться к тому, чтобы усвоение учебного материала приносило радость каждому обучающемуся. Между педагогом и учеником должен возникать интеллектуальный и психологический контакт, позволяющий избежать насильственного процесса передачи знаний. В ходе урока математики нужно создать условия для развития мотивации, а также для возникновения новых дополнительных мотивов. Необходимо вызвать ориентацию на появление интереса к математике и получение удовлетворения от самого процесса изучения данной дисциплины. Главная задача педагога в конце урока, состоит в том, чтобы простимулировать осознание приобретенного положительного опыта у всех учеников. Оценка достижения поставленных в начале или в ходе урока задач и анализ причин удачи или неудачи, крайне важны для каждого ученика.
В настоящее время существует множество форм формирования и развития учебной мотивации к математике. Достигнуть этого можно с помощью:
обогащения содержания уроков математики историческими справками и материалами;
решения нестандартных задач;
решения задач различной степени сложности;
выделения изящества методов вычислений;
нешаблонного алгоритма построения уроков и использования элементов, придающих занятиям определенный характер;
применения современных технических инноваций и разных наглядных пособий;
использования интересных для учеников форм опроса на уроках (например, игровых);
использования методик внеурочной деятельности;
использования форм обратной связи (различные работы, тесты, математические диктанты, устные и письменные опросы);
разнообразия домашнего задания;
конкретного разъяснения о применении математики в жизни;
проведения математических конкурсов, викторин, олимпиад;
применения методик деятельности работ по группам (например, коллективное решение заданий в группах от 4 до 6 человек);
привлечение занимательной практической деятельности (приемы, опыты);
использования программы методов и тренингов, направленной на развитие учебной мотивации.
Цель педагога – заинтересовать своих учеников преподаваемыми предметами для того, чтобы учебная деятельность стала интересной, увлекательной, и способствовала формированию и развитию положительной мотивации к обучению.
Основной задачей педагога, занимающегося обучением и воспитанием учеников, является создание благоприятных педагогических условий во время учебной деятельности.
Мотивация познавательной деятельности:
Игровые ситуации
Ролевые игры
Деловые игры
Познавательные игры
Дидактические игры, игровые приемы и ситуации побуждают обучающихся к математической деятельности и содействуют созданию познавательного мотива, активизации мышления, повышают заинтересованность в изучении материала, трудоспособность, чувство ответственности за результаты своей деятельности и деятельности коллектива.
Для создания игровых ситуаций используют интересные задачи, научно-популярные рассказы, фрагменты литературных произведений, факты из жизни, при выполнении практических заданий.
Выбор игр разнообразен: «Знаете ли вы, что…?», «Поле чудес», «Математическое лото», «Математический виртуоз», «Математическое домино», «Бизнесмен».
При изучении математики применение элементов истории дает возможность сообщить обучающимся обозначение нового термина, историю развития данного понятия, выяснить место этого понятия в системе понятий. Системное использование элементов истории при изучении математической терминологии содействует формированию познавательных интересов и положительных мотивов учебной деятельности.
Творчество неразрывно связано с исследовательской деятельностью обучающегося. Путь к глубоким знаниям должен базироваться на жизненном опыте и экспериментальных исследованиях. Обучение следует организовывать так, чтобы обучающемуся пришлось действовать самостоятельно, чтобы он экспериментировал, выбирал, исследовал.
Математика всегда влияла на развитие естественных наук и научно-технический прогресс каждой эпохи. Причем влияние осуществлялось через построение математических моделей. Поэтому необходимо формировать у обучающихся умение моделировать. С этой целью целесообразно использовать ситуации, связанные с имитацией процессов реальной жизни.
Известно, что нельзя построить дом, владея лишь технологическими навыками. Для этого надо прогнозировать, проектировать. Решая любую задачу (в быту, на производстве, в обучении), приходится постоянно предусматривать ход событий и на основе анализа, синтеза, обобщения ситуации, которая сложилась на этот момент, регулировать и корректировать свою последующую деятельность. Поэтому метод прогнозирования является достаточно ценным методом научного познания. В обучении математики целесообразно применять такие приемы прогнозирования: образное представление объекта с разных точек зрения, целостное видение проблемы.
С целью стимулировать деятельность обучающихся, направленную на установление связей между отдельными понятиями, целесообразно использовать такую стратегию обучения, как ассоциирование. Этот методический прием побуждает обучающихся рассуждать свободно и открыто. Эта учебная стратегия полезна тем, что позволяет всем обучающимся принимать участие в процессе исследования.
Методы позволяют сплотить коллектив, целостно воспринимать мир, развивают интерес к различным видам деятельности.
Метод «Дидактика» – это ситуации, моделирующие реальность. Цель – найти выход из ситуации, предложить пути ее решения и развития. Данный метод стимулирует познавательный процесс, развивает воображение, логику, чувство ответственности.
Метод «Успех» – это организованное сочетание условий, создающих возможность достижения различных результатов в деятельности. Цель – дать возможность ученику пережить радость признания, ощутить свои возможности в обучении.
Метод «Соревнование» – это метод, основанный на конкуренции. При применении данного метода естественное соперничество у обучающихся
направляется на воспитание нужных человеку качеств. Цель – развитие физических, нравственных и эстетических качеств. Особенную значимость данный метод имеет для учеников, отстающих в обучении. Такие ученики сравнивают свои результаты с достижениями одноклассников и прикладывают больше усилий для достижения подобных результатов.
Метод «Творчество» – проектная и творческая деятельность. Она развивает познавательные и творческие навыки, позволяет самостоятельно структурировать знания и решать поставленные задачи. Проектная деятельность представляет собой развёрнутую структуру учебной деятельности. Такая деятельность может представлять собой различные задачи и задания, направленные на развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения, формировать познавательный интерес к математике.
Метод «Создание проблемной ситуации». Данный метод актуален во время проведения урока и изучения новой темы. Смысл метода заключается в том, что необходимо дать материал, не вводив знания в готовом виде. Например, можно использовать проблемные вопросы: вопросы-противоречия, вопросы на установление сходства и различия, вопросы на установление причинно-следственных связей. Методика особенно актуальна на уроках математики, так как побуждает к пространственному мышлению, развивает логику и вызывает интерес к дисциплине.
Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Используемая литература:
1. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы — СПб.: Питер, 2011. — 512 с.
2. Кроль В.М. Педагогика: Учебное пособие / В.М. Кроль. - М.: Риор,
2018. - 290 c.
3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте:
Пособие для учителя. –– М.: Просвещение, 1983. – 96 с.