Статья на тему «Проектная деятельность как инструмент формирования социальной успешности школьников старших классов»

2
0
Материал опубликован 1 June 2023

Статья на тему «Проектная деятельность как инструмент формирования социальной успешности школьников старших классов»

Для того чтобы определить суть понятия «социальный успех», необходимо проследить историю его возникновения. Успех – это удача в достижении достижений, общественное признание, хорошие результаты в работе, учебе и других видах общественно полезной деятельности. Успешным называют человека, который достиг желаемой цели и испытывает удовлетворение от того, что достиг ожидаемых результатов.

По мнению Е.Ю. Варламовой, социальный успех – это стабильное состояние личности, основанное на позитивной «Я-концепции», которая отражает ее включенность в систему социальных связей и взаимоотношений в качестве полноценного субъекта общества, что способствует эффективной социализации и реализации важного социального статуса.

Человек инстинктивно стремится к успеху (самоуважению, самоутверждению, самореализации). Это желание проявляется как потребность в положительной оценке со стороны окружающих. Не исключение и дети. Продукты его изобретения, выдумки и созидания отражает его «я» и является мощной движущей силой для возникновения успешного состояния общества. При поддержке соответствующего образования это перерастет в личностное качество. Успех этого процесса в значительной степени зависит от чувств, вызванных успехом или неудачей ситуации.

Согласно С.Л. Рубинштейн чувство радости, вызванное успехом, придаёт силы и энергию для дальнейшей успешной деятельности, а печаль и разочарование, которые возникают, когда работа идет не очень хорошо, могут снизить энергию и вызвать у человека нежелание продолжать эту деятельность. Для каждого ребенка необходимо создать ощущение счастья, от которого он будет испытывать чувство успеха, что положительно скажется на процессе деятельности.

Педагоги-практики выделяю два аспекта при объяснении успехов детей

успех – это не удача, а результат поставленных целей и задач (объективный)

успех – это ощущение положительных эмоций (субъективный)

Концепция «ситуация успеха» получила всестороннее развитие в педагогике. Ее целью является создание условий для личностного развития учащихся, содействие формированию их социального успеха и превращение их из пассивных объектов в основной объект собственной образовательной деятельности.

Социальный успех понимается как достижение социального признания и самооценки в социально значимой деятельности, взаимодействиях и решении жизненных проблем. Ребята могут преуспеть в определенных областях социально значимой деятельности.

Области социального успеха, которые демонстрируют индивидуальность учеников:

Образовательная деятельность

Предпрофессиональная деятельность

Общественная деятельность

Досуговая деятельность

Семейное взаимодействие

Социальное взаимодействие

Рассмотрим показатели социальной успешности. Достижения в учёбе и науке вызваны интересом к обучению, во внеучебной деятельности – удовлетворением, активность в общественной жизни школы – самореализованностью, социальная адаптация – решённостью значимых проблем.

Проектную деятельность можно считать эффективным способом формирования успеха молодежного общества. В ходе реализации проектной деятельности важно использовать

эффективные методы обучения:

учёба через социальный обмен и сотрудничество;

создание образовательных ситуаций, которые мотивируют учащихся к обучению;

исследовательская деятельность;

приобретение опыта в решении проблем, принятии решений и позитивном поведении;

независимость школьников в самооценке.

Первым шагом в проекте является поиск проблемы, которую можно исследовать и которую мы хотим решить. Каждый может выбрать интересующую именно его тему, согласно своим предпочтениям.

Работа с проектом всегда способствует умению находить оригинальные, нестандартные способы и средства исполнительской деятельности, что приводит к развитию творческих способностей школьника.

Опросы, анкетирование и исследования по тематике проектов невозможны без социального взаимодействия. Ученики приобретают опыт общения со сверстниками, педагогами и незнакомыми людьми.

Ограничений на творческое самовыражение на этапе защиты проекта нет. Проект может сопровождаться презентациями, видеороликами, таблицами, инфографикой, картами и другой мультимедиа. На данном этапе проводится самооценка выполнения проекта с целью понимания проделанной работы и уровня удовлетворенности проектом.

Понимание практического применения продуктов проектной деятельности позволяет оценить смысл проделанной работы и ощутить свой личный социальный успех.

Проектная деятельность помогает решать приоритеты современной общеобразовательной школы, в ходе проектной работы формирует творческую, смелую и свободомыслящую, высококультурную, глубокую, постоянно изменяющуюся и развивающуюся личность.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации