12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Рачеева Лилия Анатольевна58

Рачеева Лилия Анатольевна,

преподаватель русского языка и литературы, права, преподаватель РКИ


Статья на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение одарённых и талантливых детей в ссузах»

Значение слова:

Одарённый – это:

1. прич. страд. прош. вр. от одарить.

2. чем. обладающий какими-нибудь свойствами, качествами, способностями. Человек, одаренный богатым воображением.

3. Талантливый, даровитый.

Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.


Каждый из нас является одарённым человеком в той или иной области, а многие из нас и в нескольких: художественной, творческой, интеллектуальной, лидерской, академической. Если внимательно вчитаться в значение слова одарённый, то это синоним слова - талантливый.

Одарённость — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью.

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности. Но бывает и так, что с самого детства ребёнок никак не проявляет себя и тайно пишет стихотворения, рассказы, не показывая взрослым, так как ранее их творчество раскритиковали и они замкнулись. И вот тут уже нам педагогам стоит тщательно приглядеться к нашим обучающимся.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Однако мировая практика работы с одаренными детьми указывает на то, что при отсутствии валидных методов идентификации одаренности эта работа может привести к негативным последствиям. Вместе с тем выбор психодиагностических процедур и методов работы с одаренными детьми определяется исходной концепцией одаренности.

В связи с этим требуется серьезная просветительская работа среди учителей и социальных педагогов, завучей воспитательной работы, а также родителей для формирования у них научно адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одарённости.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одарённых детей, является вопрос о частоте проявления детской одарённости. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одарённого можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одарённость — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одарённых детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Тот или иной ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития. В свою очередь, это создает условия для формирования различных видов одарённости. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам.

Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими.

Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога.

Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности.

В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка, например заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.

В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток необходимых знаний, умений и навыков, а также недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка.

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны делать своего рода «допуск» на недостаточное знание о его истинных возможностях, понимая при этом, что существуют дети, чью одаренность они пока не смогли увидеть.

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека).

1) Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития.

Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т. п. Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности (т. е. «маску» одаренности, под которой — обычный ребенок) в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т. п.

2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности.

Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.

3) Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т. д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим — как отстающий в психическом развитии.

4) Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире—степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.

Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем.

Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одаренный ребенок» в плане констатации (жесткой фиксации) статуса определенного ребенка. Ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он — «одаренный», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребенком, который начал обучение в специализированном образовательном учреждении, но потом перестал считаться одаренным.

Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).

Одна из основных характеристик одаренных детей и подростков — независимость (автономность): отсутствие склонности действовать, думать и поступать сообразно мнению большинства. В какой бы области деятельности ни проявлялась их одаренность, они ориентируются не на общее мнение, а на лично добытое знание. Хотя эта личностная характеристика помогает им в деятельности, тем не менее именно она делает их неудобными для окружающих. Одаренные дети ведут себя менее предсказуемо, чем этого хотелось бы окружающим, что приводит иногда к конфликтам.

Учителю следует всегда учитывать эту психологическую особенность, понимая ее природу.

Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы).

Необходимо снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка как по положительному, так и по отрицательному критерию при использовании психодиагностических методик: высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, низкие его значения еще не являются доказательством ее отсутствия.

Данное обстоятельство особенно важно при интерпретации результатов тестирования. Так, на высокие показатели психометрических тестов интеллекта могут влиять мера обученности и социализации ребенка. В свою очередь, низкие показатели по тесту креативности могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей. И напротив, высокие показатели могут быть следствием невротизации, нарушения селективности мыслительного процесса, высокого мотива достижений или психологической защиты.

Неправомерно осуществлять идентификацию одаренного ребенка на основе единой (единственной) оценки (например, на количественных показателях, характеризующих индивидуальный уровень интеллектуального развития). К сожалению, в школьной практике достаточно часто ограничиваются оценкой коэффициента интеллекта (IQ), который определяется с помощью психометрических тестов интеллекта. Именно эти тесты (нередко вместе с тестами креативности, применяемыми для измерения творческих способностей) чаще всего используются при отборе детей в классы и школы для одаренных.

Итак, одарённость трактуется как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом. При этом именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализован ее потенциал.

Такой подход делает приоритетной задачу воспитания, а не просто обучения одаренного ребенка.

И нужно помнить о том, что особое внимание должно быть уделено бережному отношению к одаренному ребенку, предполагающему понимание не только преимуществ, но и трудностей, которые несет с собой его одаренность. Ведь одарённые дети/подростки во многом отличаются от других воспитанников и поэтому требуют особого подхода в обучении, воспитании и социализации. Но чтобы точно узнать каждого обучающегося, нужно провести входной контроль по русскому языку и литературе, включив в работу творческое задание (написать небольшое сочинение, рассказ, историю). При проверке работ внимательно рассмотреть почерк обучающегося и, если он ровный и красивый и нет орфографических ошибок, а сама работа идеальна по содержанию, то смело в дальнейшем предлагаем поучаствовать в конкурсе сочинений. Если при выразительном чтении стихотворения обучающийся выразительно и артистично рассказывает, то это будущий участник литературного фестиваля или поэтического конкурса. Важно акцентировать внимание обучающихся на том, что сам преподаватель тоже любит участвовать во многих конкурсах и прочитать свое стихотворение. Как например это:

Что знаем мы о русском языке:

Что он красив, певуч, изящен.

Что он подобен неиссякаемой реке

От звука к слогу, от слога к слову - един, прекрасен.

В нем строгость норм, в нем проницаемость времен

В нем столько толкований и имен.

Язык подвижен и графически увековечен

В уме и в речи навеки вечен.

Поделившись своим творчеством, многие обучающиеся тоже начинают раскрываться и читать свои творения. На одном уроке литературы один обучающийся признался мне и всей группе, что не смог выучить стихотворение и предложил прочитать свое. Он прочитал перед аудиторией несколько своих произведений и вместо двойки получил две пятерки, а уже позже рассказал стихотворение по программе.

Таким образом, очень легко создать условия для ежедневного участия обучающихся в различных видах творчества. В нескольких группах студенты начали критиковать и возмущаться стихотворениями изучаемых по программе поэтов. И пришлось мне провести эксперимент вместе с ними и доказать им, что писать стихотворения очень сложно! И для этого нужно вдохновение и талант! Что не так уж и легко написать стихотворение…Подобрать рифму и настроение, сюжет, да и чтобы был смысл в самом произведении! А что говорить о написании рассказа или романа, если на написание одного стихотворения у нас ушло 2 пары… После данного эксперимента у обучающихся не было больше возражений, что писать сможет каждый! Сможет, конечно, но для этого надо постараться. И обучающимся была предложена первая строка, а уже последующие мы сочиняли:

Ты для меня ангел или бес?

Или источник вдохновения?

Словно спустившийся с небес

Порыв блаженного затменья.

Ты для меня ангел неземной,

Ты словно сон прошедших лет.

И в сердце рядом ты со мной

В душе моей не гаснет свет. (группа № 18, 1 курс) Обучающиеся: Волошина Елизавета, Турчанова Ангелина.

Душа болит, а сердце плачет.

Но все давно уже прошло,

А может это что-то значит?

А может это хорошо?

Душа болит, и сердце плачет,

Когда ты смотришь на меня.

Порыв мятежный нас куражит,

Воспоминания храня…

Забвению придать мечты?

Соврать себе, что всё прекрасно?

Поверить в то, что мы чужды?

Забыть любовь? Я не согласна!

Душе становится больней,

И плакать сердце продолжает.

Но нас ведь делает сильней

Всё то, что нас не убивает. (группа № 5, 1 курс) Обучающиеся: Несмеянова Екатерина, Мелешкина Кира, Бойко Екатерина.

Главное при общении с обучающимися - это их заинтересовать и увлечь в творчество. Ведь каждый из них может участвовать в конкурсах: художественных, проиллюстрировав на конкурс фрагмент романа или написать коллективно сценарий к мероприятию. Определить круг детей, у которых есть талант в учебной, художественной или спортивной деятельности это совсем легко! Нужно просто их спросить и они откликнутся на участие во многих проектных работах и творческих конкурсах.

Работая не только с одарёнными детьми, а со всеми обучающимися, так как я считаю, что каждый обучающийся одарен какими-либо способностями, талантом, педагог должен уметь вставать в рефлексивную позицию к самому себе. Так, одним из основных психологических принципов работы с детьми/подростками является принцип «принятия другого», согласно которому учитель должен изначально принимать ученика как индивидуальность со своими уже сложившимися особенностями и помогать ему развиваться.

Список использованной литературы:


Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн.2. Казань:изд-во Казанского университета, 1998.

Рабочая концепция одаренности. — 2-е изд., расш. и перераб. Богоявленская Д. Б. (ответственный редактор), Шадриков В. Д. (научный редактор), Бабаева Ю. Д., Брушлинский А. В., Дружинин В. Н., Ильясов И. И., Калиш И. В., Лейтес Н. С., Матюшкин А. М., Мелик- Пашаев А. А., Панов В. И., Ушаков В. Д., Холодная М. А., Шумакова Н. Б., Юркевич В. С. — М., 2003.

Толковый словарь Д.Н. Ушакова. Эл. адрес: https://dic.academic.ru/




8


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.