Статья на тему «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование с неживой природой»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4»
Статья на тему
«Развитие познавательных способностей
детей старшего дошкольного возраста
через экспериментирование
Составила воспитатель:
Гришакина Ю.Ф.
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях. Задачей воспитателя является удовлетворение потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Чувство любознательности у детей расценивается как стремление к новым знаниям, это может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. Современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. В детском саду развитие познавательного интереса осуществляется в играх, в общении, в образовательной деятельности.
Экспериментирование, бесспорно, является не только средством экологического воспитания и образования, но и умственного развития. Оно формирует у ребёнка первичную естественнонаучную картину мира. Итогом такой работы станет развитая наблюдательность, умение мыслить самостоятельно, осознанное бережное отношение ко всему окружающему.
Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.
«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И. Савенков). Следовательно, необходимо увеличивать долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе. Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства.
Исследовательская деятельность старших дошкольников включает следующие этапы:
- выделение и постановка проблемы;
- поиск и предложение возможных вариантов решений (гипотеза);
- сбор материала;
- обобщение полученных данных, формулировка выводов.
Проблему развития познавательной активности дошкольников широко исследовали педагоги и психологи: С. Л. Рубинштейн, Н. Н. Поддьяков, Л. И. Божович, Б. Г. Ананьев, М. Ф. Беляев, О. В. Афанасьева, Л. А. Венгер. Авторы определяют дошкольный возраст как сензитивный для развития познавательной активности, выделяя её основные этапы формирования – любопытство, любознательность, познавательный интерес. В настоящее время в системе дошкольного образования применяются самые разные педагогические технологии.
В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-ключевые компетентности:
-Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом);
-Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений);
-Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания);
-Здоровьесберегающая (через беседы о неживой природе);
-Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения).
При организации экспериментально-исследовательской деятельности использовались различные методы и приемы:
- эвристические беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей в группе создавалась мини-лаборатории, в которой имеются необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканчики, тарелки, контейнеры), бросовый материал (камешки, песок, ракушки, семена, шишки, скорлупа от грецких орехов, желуди, мох, веточки, воск, водяные шипучки, лакмусовые бумажки, пищевые красители, соль, сахар, проволоки, бусины, пуговицы, монеты, бумага разной плотности, пластилин), инструменты для опытов (лупа, термометр, магнит, зеркало, песочные часы, фонарик, ветряные мельницы, вертушки, и т. д.).
С детьми проводились беседы об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Дети были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.
На протяжении всего учебного времени проводились НООД (непосредственная образовательная деятельность), опыты-эксперименты по темам «Эксперименты с воздухом», «Опыты со снегом», «С водой», «С почвой, глиной, песком», викторины, квесты «Живая и неживая природа», «Звёздное небо».
Создавались дидактические пособия – уникуб «Воздух-невидимка», «Воздух, почва и вода», макеты «Круговорот воды в природе», «Огненная лава», лэпбук «Неживая природа», «Весна».
С родителями проводились консультации «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию», «Экспериментируем с детьми дома», «Игры с природным материалом», «Опыты и эксперименты с водой дома», «Создание условий для поддержки детской инициативы», «Создание предметно-развивающей среды дома».
На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.
Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Результаты проведённой работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:
• повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
• повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
• личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.); знания детей о неживой природе;
• повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.
Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома; повышение компетентности родителей в организации этой деятельности.
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.