Статья на тему: «Современные педагогические технологии, которые помогают повысить качество образования»
Статья на тему: «Современные педагогические технологии, которые помогают повысить качество образования»
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования.
Использование в процессе обучения новых образовательных технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создает условия для смены видов деятельности обучающихся. Выбор технологии зависит от многих обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса, характера и содержания дисциплины, то есть конкретно от:
- уровня знаний и умений преподавателя;
- общей цели и задач обучения, особенностей дисциплины, темы, запланированных целей и задач конкретного учебного занятия;
- отобранного преподавателем содержания учебного материала;
- уровня развития студентов, их умения обучаться, возможностей и возрастных особенностей;
- роли метода или сочетания методов в развитии познавательной деятельности обучающихся, их активности, самостоятельности и творчества;
- материальной оснащенности образовательного учреждения;
- времени.
Педагогическую технологию часто определяют, как совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью педагога и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).
Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и педагога по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.
Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности обучающихся.
Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся. В технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения.
Признаки педагогической технологии:
- технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора;
- технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
- функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей;
- поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым учителем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками;
- органической частью технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие обучающихся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.
Целью своей педагогической деятельности считаю организацию обучения и воспитания обучающегося во имя развития его личности. При этом приоритетными выделяю такие направления образования, как:
– гуманизация образования (признание прав обучающегося на уникальность, активность, внутреннюю свободу);
– гуманитаризация образования (приобщение обучающегося к творческой деятельности, вооружение его методами научного поиска, среди которых особую роль играют эвристические приёмы и методы научного познания);
– информатизация образования (использование информационных технологий в обучении).
Достижение поставленной цели вижу в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения современных образовательных технологий: личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения; метода проектов; технологии адаптивного обучения и информационно-коммуникационных технологий обучения.
В современной системе образования выбор или разработка технологии преподавания конкретного предмета осуществляется преподавателем на основе личных убеждений, предпочтений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. Для успешного проведения учебного занятия в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) необходимо, в первую очередь, осмыслить по-новому собственную позицию (помощника, организатора познавательной деятельности), знать, как технологии обучения обеспечивают мотивацию обучения каждого студента.
Среди большого числа новаций, применяемых в системе образования, особое внимание в своей педагогической деятельности уделяю таким технологиям, где преподаватель выступает не только источником учебной информации, а еще и является организатором и координатором творческого учебного процесса, направляет деятельность обучающегося в нужное русло, при этом учитывая индивидуальные способности каждого обучающегося. Среди подобных технологий мной наиболее используются технологии личностно-ориентированного обучения.
Использование технологии личностно - ориентированного обучения предполагает «признание учащегося главной действующей фигурой всего образовательного процесса», весь учебный процесс на учебном занятии я строю на основе этого главного положения.
Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется тем, что динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.
Личностно-ориентированное (личностно-развивающее) обучение (Н. А. Алексеев, Э. Ф. Зеер, В. В. Сериков, И. П. Смирнов, А. В. Хуторской, И. С. Якиманская и др.) предполагает признание главной движущей силой профессионального становления и развития самой личности обучающегося, ее потребности в самоактуализации своего личностно-профессионального потенциала. Решающим фактором развития является взаимодействие студента с профессиональной средой, преподавателями, учеными, специалистами, вовлеченными в реальную и виртуальную профессиональную деятельность.
Данная образовательная технология ориентирована прежде всего на саморазвитие и самореализацию личности в конкретной профессиональной деятельности. Ведущими мотивами этих процессов выступают перспективы профессиональной карьеры и смысловое профессиональное будущее личности, что существенно повышает активность и субъектность студента в образовательном процессе.
Личностно-ориентированное обучение предлагает три базовых метода для конструирования личностно-утверждающих ситуаций, в которых участники образовательного процесса реконструируют учебный материал с извлечением из него актуальных жизненных смыслов:
а) представление элементов содержания обучения в виде разноуровневых личностно-ориентированных задач;
б) диалог как особую дидактико-коммуникативную среду, обеспечивающую субъектно-смысловое общение;
в) профессионально-ролевые игры и включение студентов в решение реальных профессиональных задач.
Новые образовательные технологии приходят на помощь учителю, который должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности ребенка к обучению в современной школе. Развитие личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на «открытие» нового знания. В последние годы педагоги стараются повернуться лицом к ученику, внедряя личностно-ориентированное, гуманно-личностное обучение. Конечно, невозможно учащегося обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал. Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждое занятие способствовало развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, а, следовательно, повышению качества обучения.