12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
ludmilka58
Россия, Донецк


Тюленева Людмила Павловна,

старший учитель,

МОУ «Средняя школа №50»,

г. Макеевка

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые теоретические аспекты метапредметного обучения младших школьников, в частности актуальность и целесообразность внедрения метапредметного урока в практику работы учителя начальной школы в рамках реализации ГОС НОО.

Ключевые слова: современные педагогические технологии, качественное образование, новый подход к практике работы



ТЕХНОЛОГИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО УРОКА

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ



Сегодня для всех очевидно, что целью качественного образования не может быть приобретение знаний, потому что:

сведения, которые мы преподносим детям, стремительно устаревают: то, что сегодня, бесспорно, завтра опровергается новой научной теорией или более точным наблюдением;

пассивный способ запоминания не продуктивен с точки зрения практической ценности и дальнейшего применения;

деятельностно-знаниевая парадигма образования требует нового подхода к практике работы и применения современных педагогических технологий.

Еще в XIX веке А. Дистервег утверждал: «Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самостоятельно ими овладевал». Ответ на вопрос, почему это нужно делать дают государственные образовательные стандарты начального образования ДНР или аналог в РФ — ФГОС НОО. Подробно устанавливая параметры результатов обучения, эти документы не содержат никаких рекомендаций относительно того, как обеспечивать эти результаты на уроках по конкретным школьным дисциплинам, составные методического инструментария.

Проведенные в США в 80-х годах прошлого столетия исследования (National Training Laboratories in Bethel, Maine) позволили обобщить данные относительно эффективности (средний процент усвоения знаний) различных методов в обучении взрослых. Эти результаты представлены на схеме (Рис. 1), которые подтверждают древнюю мудрость, сформулированную в китайской пословице: «Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Позволь мне сделать и это станет моим навсегда».

t1582009115aa.jpg


Рис. 1 Пирамида обучения (Learning Pyramid)

Как отмечалось выше, наиболее существенная особенность Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, в частности ДНР, состоит в его принципиальной ориентированности на образовательные результаты, причем на результаты нового типа. Наряду с предметными достижениями, которые традиционно планировались начальной школой, и личностным развитием, которое не подлежит инструментальной диагностике, была выделена такая группа достижений, как метапредметные результаты.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Метапредметная деятельность – деятельность за пределами учебного предмета, которая направлена на обучение обобщенным способам работы с любым предметным понятием, схемой, моделью и т.д. и связана с жизненными ситуациями.

Таким образом, цели, содержательная наполненность, требования к результатам учебной деятельности существенно изменились в свете нового стандарта. Урок при этом рассматривается как процесс организации учителем самостоятельной умственной деятельности ученика по качественному овладению полезным содержанием учебного материала за определенное время. Ученик, являясь равноправным участником образовательного процесса, самостоятельно добывает знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности, овладевает УУД и учиться анализировать свою деятельность на уроке. Учитель, в свою очередь, должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения.

Современные задачи, которые ставит жизнь, не укладываются в рамки какой-либо одной науки (предмета), они многомерны. Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.

Именно учитель начальных классов, как универсальный специалист, учитывая большие потенциальные возможности интеллектуального развития детей младшего школьного возраста, может при планировании и организации учебных занятий по разным предметам выявить характерные предметные взаимосвязи, определить необходимые средства обучения и развития обучающихся, а также спроектировать идентичные результаты учебной деятельности в нескольких учебных областях.

Теоретико-методологическая база конструирования урока в начальных классах в контексте метапредметного образования основывается на положениях двух концептуальных подходов:

«Метапредметное обучение, как результат, представляет собой овладение универсальными учебными действиями» (А. Г. Асмолов) [1]

«Метапредметный подход основывается на принципе человекосообразности – выявить, раскрыть и реализовать потенциал каждого человека. Метапредметное содержание образования и метапредметная деятельность ученика рассматривается в связке с соответствующим предметным содержанием и предметной деятельностью. Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них» (А. В. Хуторской) [1]

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что метапредметный подход к уроку определяется такими параметрами:

целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка;

преемственность всех ступеней образовательного процесса;

организация и регулирование любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.

Тогда метапредметный урок это урок, который предполагает: 

обучение переносу  теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность субъекта обучения; 

подготовку к реальной жизни и тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом младшего школьника;

формирование:

а) ключевых компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой и компетенции личностного самосовершенствования;

б) метапредметных  и  универсальных учебных   действий с учетом реальных потребностей и интересов общения и познания; 

в)  умение учиться, то есть способности обучающегося к самосовершенствованию и саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Целеполагание метапредметного урока:

Предметная цель – формирование конкретных знаний, умений применять эти знания, действовать продуктивно в изучаемой области.

Метапредметная цель – развитие всех типов мышления, расширение опыта творческой деятельности младших школьников, формирование мировоззренческих установок, ценностных, культурологических позиций.

Методическая цель – овладение навыками самоорганизации, умениями целеполагания и планирования, рефлексивными действиями, освоение приемов кооперативного обучения, техники ведения дискуссий.

Признаки метапредметного урока:

Целеполагание и овладение знаниями в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации на базе какого-либо вида деятельности (исследовательской, эвристической, проектной, коммуникативно-диалоговой, дискуссионной, игровой).

Создание проблемных ситуаций, требующих личностного самоуправления (т.е. регулятивных универсальных действий): учитель создает условия, в которых дети могут самостоятельно найти решения тех или иных поставленных задач.

Активизация интереса и мотивация обучения учащихся путём привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт каждого ученика.

Выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является их деятельность.

Способы деятельности на уроке являются универсальными, то есть применимыми к различным предметным областям.

Рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов.

Логика вышеизложенного формирует следующие особенности метапредметного урока:

метапредметная интеграция;

«деятельностный» способ передачи знаний;

формирование УУД (универсальных учебных действий);

развитие способности к социальной адаптации;

воспитание человека новой формации для освоения способа жизни.

Как видим, межпредметная интеграция является определяющим фактором метапредметной деятельности на уроке. В начальной школе имеет смысл как метапредметный рассматривать интегрированный урок.

Основной акцент на таком уроке делается на развитие конструктивного и образного мышления, творческой активности учащихся. Материал таких уроков является важнейшей частью системы межпредметных связей

Суть специально организованного педагогического процесса для учителя заключается в понимании нового содержания образования и технологий деятельности, а также в принятии новой для себя роли – тьютора.

Таким образом, актуальная задача ускоренного совершенствования образовательного пространства может решаться только в контексте метапредметного обучения как продуктивной технологии оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, создания условий для достижения ими успешности.

В. А. Сухомлинский писал: «Учение может стать для детей интересным, увлекательным делом, если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры». [3, с.65]


Литература:

Болтаева Г.С. Возможности реализации метапредметного подхода в начальной школе // Молодой ученый. 2013. №12. С. 406-409.

Государственный образовательный стандарт начального общего образования на 2015-2017 гг. (приказ МОН ДНР № 324 от 17.07.2015). – 49 с.

Сухомлинский В. А. О воспитании. – М.: Политиздат, 1973. – 272 с.

Хуторской А. В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. . 73 с. (Серия «Новые стандарты»).

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещенние, 2008. –151 с.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.