12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сидорова Ольга Юрьевна297
"Что такое учитель? Я тебе отвечу. Это не тот кто учит чему-либо, а тот кто побуждает ученика найти самое лучшее, что есть в нём, чтобы выявить и раскрыть в нём то, что ему уже известно". Паоло Коэльо
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

Смысловое чтение на уроках русского языка во внеурочной деятельности. 

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»

(Дидро)

«А что есть чтение – как не разглядывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов».

Марина Цветаева


Актуальность смыслового чтения определена требованиями ФГОС основного общего образования к образовательному результату, определяющему значимость формирования функциональной грамотности, читательской компетентности учащихся.

В школе всегда большое внимание уделялось обучению чтению, работе с текстом.

Сегодня необходимо воспитать грамотного читателя. Одним из путей развития читательской грамотности является обучение смысловому чтению.

Смысловое чтение обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех УУД:  

Личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

Регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

Познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;

Коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Ключевые направления формирования умений работы с текстом.

-выделение главного в тексте;

-составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;

-умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;

-грамотно пересказать прочитанный текст.

-умение составить план прочитанного;

-воспроизводить текст по предложенному плану;

-умение пользоваться образцами решения задач;

-запоминание определений, формул, теорем.

-работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);

--подтверждение научных фактов;

-конспектирование новой темы.

3 этапа работы с текстом:

1. Работа с текстом до чтения

2. Работа с текстом во время чтения 

3. Работа с текстом после чтения

Слайд 7.

Работа с текстом до чтения

Цель: развитие важнейшего читательского умения, антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача педагога: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

К основным видам чтения относятся:

-Работа с текстом до чтения (знакомство с личностью автора, библиографией, работа с названием, эпиграфами, сносками, выстраивание ассоциативного ряда по названию и т. п.)

Приемы предтекстовой деятельности

«Мозговой штурм»

«Глоссарий»

«Ориентиры предвосхищения»

«Предваряющие вопросы»

«Рассечения вопросов».

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).
Главная задача педагога: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.

Работа с текстом во время чтения (обобщение части прочитанного текста, постановка вопросов обобщающего характера, высказывание предположений по дальнейшему развитию сюжета и роли героев в композиции текста и т.п.)

Приемы текстовой деятельности

«Чтение вслух»

«Чтение про себя с вопросами»

«Чтение с остановками»

«Чтение про себя с пометкой»

Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.

Главная задача педагога: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.

-Работа с текстом после чтения (выявление авторской позиции, обсуждение, дискуссии по истолкованию текстов, выявление главных смыслов, идей произведения, выполнение творческих заданий и т.п.)

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Приемы послетекстовой деятельности

«Отношения между вопросом и ответом»

«Проверочный лист»

«Вопросы после текста»

В старшем звене на уроках русского языка и литературы мы сталкиваемся практически со всеми видами смыслового чтения.

выбирать вид чтения в зависимости от цели;

- извлекать необходимую информацию из прочитанного;

- различать основную и второстепенную информацию;

-свободно ориентироваться и различать тексты разных стилей;

-понимать и адекватно оценивать языковые средства в текстах разных стилей

и т.п.

Внеурочная деятельность предполагает расширение образовательного пространства (т. е. создание дополнительных условий, обеспечивающих применение УУД на дополнительном материале, способствующих развитию школьников).

Представляю вашему вниманию фрагменты внеклассных занятий, на которых использовала различные тексты и приёмы.

«Мозговой штурм». Приём «Ассоциативный куст». Работа с текстом до чтения. Название притчи «Книга» назовите все возможные ассоциации с этим словом.

Следующий тип чтения - ознакомительное чтение. Работа с текстом во время чтения. Текст «Добрая книга».

Приём «Корзина идей». Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой

- Как вы думаете, о чем будет текст?

-Кто может быть главным героем?

- Какое событие в тексте может быть описано?

Читаем цепочкой, по абзацам.

Приём «верные и неверные утверждения» можно использовать при изучении не только лингвистического материала.

Приём «Тайм-аут» является самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и группах. Работа с текстом после чтения. Чтение первой части текста. Работа в парах.

Приём «Ключевые слова». Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают признак предмета, состояние или действие. К ключевым словам не относятся предлоги, союзы междометия и часто местоимения. Иногда смысловой абзац текста в целом является вспомогательным и вообще не содержит ключевых слов.

Задания, которые можно предложить учащимся:

Задайте друг другу вопросы уточняющего характера. Ответьте на них. Если у вас нет уверенности в правильности ответа, вынесите свои вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.

3. Проделайте ту же работу со следующими абзацами.

4. Найдите значение новых слов, пользуясь любой стратегией.

5. Суммируйте то новое, что вы узнали из текста.

Традиционно работа с такими текстами после чтения – составление плана.

Составление различных планов текста.

Приём «Ключевые слова». Приём «Вопросный план». «Тезисный план».

Приём «Отношения между вопросом и ответом» - одна из самых эффективных послетекстовых стратегий. От остальных она отличается тем, что обучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял - не понял), показывает необходимость поиска места нахождения ответа.

Цель стратегии - обучение пониманию текста.

Ответ на вопрос может быть в тексте или в голове читателя. Если ответ в тексте, он может находиться в одном предложении текста или в нескольких его частях. Чтобы ответить на вопрос, надо найти точный ответ в одном предложении текста. Если он содержится в нескольких частях текста, такой ответ надо формулировать, соединяя их.

Если ответ в голове читателя, то в одном случае читатель составляет его, соединяя то, что автор говорит между строк или в косвенной форме, и то, как сам читатель интерпретирует слова автора.

Я начал читать и зачитался. Доброта была душистая, похожая на дыхание цветов исходила от этих страниц.

Приём «Инсерт»  – это маркировка текста по мере его чтения. Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.

1. Чтение индивидуальное. 
Читая, ученик делает пометки в тексте: 
V – уже знал; 
+ – новое; 
 – думал иначе; 
? – не понял, есть вопросы.

2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.

Уже знал (V)

Узнал новое (+)

Думал иначе  (–)

Есть вопросы (?)

Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь  мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив, не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию  умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.

Прием «Чтение в кружок». Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас  есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".

Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

Пришвин М.М. Весенний переворот.

Днем на небе были на одной высоте "кошачьи хвосты", на другой - плыл огромный неисчислимый флот кучевых облаков. Мы не могли узнать, что наступает и что проходит: циклон или антициклон.

Вот теперь вечером все и сказалось: именно в этот вечер совершился долгожданный переворот, переход от неодетой весны к зеленеющей весне.

Случилось это так: мы шли в разведку в диком лесу. Остатки желтых тростников на кочках между елками и березками напоминали нам, какую непроницаемую для солнечных лучей, какую непроходимую глушь представляет собой этот лес летом и осенью. Но глушь эта нам была мила, потому что в лесу теплело, и чувствовалась во всем весна. Вдруг блеснула вода, и мы с большой радостью узнали в этой воде Нерль. Мы пришли прямо на берег и будто попали сразу же в другую страну с теплым климатом: бурно кипела жизнь, пели все болотные птицы, бекасы, дупеля токовали, будто Конек-горбунок скакал в темнеющем воздухе, токовали тетерева, дали сигнал свой трубный почти возле нас журавли; словом, тут было все наше любимое, и даже утки сели против нас на чистую воду. И ни малейшего звука от человека, ни свистка ни ту-туканья мотора.

В этот час и совершился переворот, и начало все расти и распускаться.


Приём «Словесное рисование»: опишите весенний переворот.

Напиши свое сочинение о весне 5 – 7 предложений. Сначала обдумай текст, представь картину, которую будешь рисовать. Запиши свой текст в тетради, а потом поработай редактором и корректором.

Слайд 21 Прочитайте текст.

В лесу, в горе, родник, живой и звонкий,

Над родником старинный голубец

С лубочной почерневшею иконкой,

А в роднике березовый корец.

Я не люблю, о Русь, твоей несмелой

Тысячелетней, рабской нищеты.

Но этот крест, но этот ковшик белый..

Смиренные, родимые черты!

(И. Бунин)

Укажите, в каком названии текста содержится не только тема, но и основная мысль текста.

Родимые черты

Родник

О Родине

Русь

Алгоритм выполнения задания:

Прочитайте задание, подчеркните ключевые слова в задании (ответьте на вопрос:

- что я буду искать!). Помните, что в данном случае нужно найти название, которое отражает и тему, и основную мысль текста.Все задания, связанные с содержания текста, требуют анализа информации текста:

-о чём хотел сказать автор? (тема);

-какова основная задача автора текста?

-что хотел донести до читателя? в чём убедить? (основная мысль).

(В данном тексте автор говорит о роднике (тема);

основная задача автора — показать, что родник — это часть Руси, родины; родник, живой и звонкий, позволяет лирическому герою вновь увидеть «смиренные, родимые черты». Это основная мысль, к которой он приходит в ходе лирических размышлений.

Один из ответов в своей сути совпадает с выделенной основной мыслью автора текста. -Какой?

Приём, «ромашка вопросов Блума», в основе которого заложены различные типы вопросов, может применяться на уроках работы с текстом. Ромашка состоит из 6 лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса:

Простые вопросы, отвечая на которые нужно воспроизвести какие-то факты, герои, название места, которые описаны в произведении.

Уточняющие вопросы:

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно они начинаются со слова

почему?

Творческие вопросы содержат частицу бы.

Оценочные вопросы, направленные на выяснение критериев оценки тех или иных

событий, явлений, фактов.

Практические вопросы обычно направлены на установление взаимосвязи между

теорией и практикой. Они возможны при анализе стихотворного текста.

Учитесь читать и пересказывать лингвистический текст. «Правописание Н и НН в именах прилагательных»

1. Когда в суффиксах имен прилагательных пишется одна буква Н? Ответ запишите словами.

2.Когда в суффиксах имен прилагательных пишется две буквы (НН)? Ответ запишите словами.

3.Почему некоторые слова выделены другим шрифтом (курсивом)? Как выделенное курсивом помогает вам усвоить текст?

4. С какой целью по теме «Правописание Н - НН в прилагательных может быть предложено это стихотворение?

Чудо неслыханное,

Диво невиданное

Со дна океанного

Прими как данное,

Нечаянное, Негаданное, Нежданное,

Но желанное.

Приёмы «Обобщение»

Особое внимание при анализе текста уделяю приёмам сжатия текстовой информации. Обращаю внимание на определение микротем текста (абзацное членение). Приемы – обобщение конкретных, единичных явлений (сокращение текста целыми предложениями или частями в сложном, в которых не отражена главная мысль микротемы); исключение подробностей, деталей (сокращаем, исключая сходные понятия, конструкции объединяем два предложения в одно); и, наконец, третий – упрощение (текст микротемы передаем своими словами).

Приём «Несплошной текст». Вниманию учащихся предоставляется билет в театр.

Задание :  сформулируйте 3 задания:

- на умение найти и извлечь информацию (Где находится данный театр? Какова цена билета? На каком ряду будет сидеть человек, купивший билет)

   - на умение интегрировать и интерпретировать информацию  (Когда был в Москве человек, купивший билет? )

    - на умение осмыслить и оценить информацию  (На удобном ли месте будет сидеть человек, купивший билет?  Когда лучше прийти в театр: непосредственно перед представлением или чуть раньше и почему?)

Таким образом, приемы и методы технологии смыслового чтения сегодня актуальны и востребованы, так как соответствуют основным требованиям модернизации образования – формированию предметных, личностных и метапредметных образовательных результатов, и решающим условием организации развивающего обучения выступает совместная учебная деятельность.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (5)

Сидорова Ольга Юрьевна, 31.10.22 в 20:34 2Ответить Пожаловаться

Ирина Владимировна Казарцева, благодарю Вас за отзыв!
Сидорова Ольга Юрьевна, 31.10.22 в 20:40 1Ответить Пожаловаться
Сорокина Светлана Валерьевна,
Горбачёва Марина Юрьевна,
Потамошнева Наталья Алексеевна, спасибо за благодарность на публикацию.
Сидорова Ольга Юрьевна, 01.11.22 в 21:31 1Ответить Пожаловаться

Легоцкая Вера Сергеевна , благодарю вас за добрые слова о работе!
Селиванова Галина Геннадьевна, 11.12.22 в 21:33 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ольга Юрьевна!
Сидорова Ольга Юрьевна, 12.12.22 в 08:16 0Ответить Пожаловаться
Благодарю, Галина Геннадьевна.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.