12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

Оценочная деятельность на уроках русского языка

Камаева Ж.А.

учитель русского языка

и литературы

МОУ Аргаяшская СОШ №2

Оценочная деятельность на уроке является очень важной составляющей обучения и воспитания, стимулом развития мышления, активности и успеваемости учащихся.

Если раньше процедура оценивания являлась прерогативой учителя, то в условиях ФГОС в оценочную деятельность активно включаются и обучающиеся. Именно поэтому к выставлению отметок нам нужно подходить очень серьезно и основательно.

Учитель, мы уверены, должен руководствоваться следующими требованиями в своей работе:

оценка должна быть не субъективной, а объективной. Мы должны ставить отметки за метапредметные, предметные, личностные результаты обучения, а не за личные качества ученика. Оценка не может быть инструментом власти учителя. Как говорил Е.Н.Ильин: «В оценке зачастую мало педагогики и много власти»;

оценка должна быть обязательно прокомментирована: за что и почему она ставится;

учащиеся должны заранее знать критерии оценивания как устных, так и всех видов письменных работ;

ставить отметки до звонка, чтобы отметка не потеряла свою значимость;

работая над накопляемостью отметок, подумывать на каждом уроке разные виды контроля;

обучающиеся должны быть активными соучастниками оценочной деятельности;

поощрять любое достижение ученика, создавать ситуации успеха;

активно использовать как суммирующее, так и формирующее оценивание.

Мы, учителя-словесники, на своих уроках работаем над формированием умения применять свои знания на практике, развитием устной и письменной речи учащихся, пунктуационной и относительной орфографической грамотности.

Оценивание знаний, умений учащихся является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое, текущее и срезовое оценивание.

В своей работе мы используем традиционные формы контроля: опрос (фронтальный и индивидуальный); различные виды диктантов(графический, лексический, контрольный с грамматическим заданием…); работы по развитию речи: различные виды сочинений и изложений.

При оценивании данных видов работ мы обращаемся к сборнику «Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку» (сост.В.И.Капинос и Т.А.Костяева).

При оценивании устных выступлений учащиеся обращаются к плану рецензии на ответ.

План рецензии

Выслушай внимательно одноклассника и установи:

Полно или поверхностно передано содержание;

Соблюдена ли логическая последовательность (по плану ли рассказ);

Доказано ли высказывание примером (литературным, содержательным, цитатой);

Сделан ли вывод или обобщение по теме высказывания;

Богата и правильна ли речь.

Каждый пункт рецензии оценивается одним баллом, которые переводятся в отметку ( за 5б-«5», за 4б-«4», за 3б-«3»).

Эффективным сборником для внешнего оценивания является рабочая тетрадь для учащихся «Тематический контроль» под ред.И.П.Цыбулько (изд. «Национальное образование»). Издания серии являются инструментом для реализации деятельностного подхода в обучении школьников в соответствии с новым ФГОС и формирования у учащихся функциональной грамотности; представляют материал для текущего, тематического и итогового контроля в форме самостоятельных, контрольных, лабораторных работ и проектов; обеспечивают возможность формирования навыков самоконтроля посредством анализа выполненных работ.

Издания выпускаются для всех классов основной школы и старшей школы и позволяют организовать систематическую подготовку обучающихся к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.

Для достижения хороших результатов внешнего оценивания мы должны постоянно работать над формированием индивидуальных успехов учащихся, т.е. оценивание должно иметь и формирующую (внутреннюю) функцию. Учитель должен поделиться с учеником инструментом оценивания. На своих уроках мы использую следующие виды внутреннего контроля:

взаимопроверка (после выполнения какого-либо задания учащиеся меняются тетрадями, исправляют ошибки, ставят отметку, сверяясь с эталоном);

вамопроверка (после выполнения работы ученик сам себе ставит отметку, сверяясь с эталоном, который я обычно записываю на обратной стороне доски). Конечно, не все ученики по разным причинам могут выставить объективную отметку, поэтому приходится пересматривать работы во время проверки тетрадей;

самый распространенный прием оценивания - поурочный балл. Отметка может ставиться не только за единовременный ответ (когда на подготовку ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный по времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока при условии, если в процессе занятия не только заслушивались ответы ученика, но и осуществлялась проверка его умения проверять знания на практике. Важно следить за тем, чтобы отвечали прежде всего те учащиеся, которые не активны на уроках. При этом планировать до урока опрос данных учеников;

на этапе закрепления пройденного материала ставлю отметки за домашние задания. Перед сдачей тетрадей ученики задают вопросы, исправляют ошибки.

На разных этапах контроля можно использовать и универсальные приемы:

Синквейн. Эффективен при работе с терминами, лексическом анализе…

Кластер. Прием чаще использую при изучении тем, требующих охвата большого объема информации (например, темы «Самостоятельные и служебные части речи», «Лексика»…).

Тесты. Стараюсь не пользоваться теми видами тестов, где ученики выбирают варианты верных и неверных ответов. Готовлю такие вопросы, которые требуют однозначного верного ответа в форме слов, словосочетаний и предложений. Можно самим учащимся дать задание составить тест по определенной теме.

Многие орфографические правила в учебниках по русскому языку написаны сплошным текстом. Предлагаю учащимся перевести сплошной текст в схему, таблицу или алгоритм.

Можно предложить ученикам побывать в роли учителя (при объяснении или закреплении материала, проверке тетрадей, составлении и проведении тестовых работ…).

Чтобы эффективно управлять обучением учащихся, учитель должен обладать достаточной информацией, которую дает ему новая форма контроля-оценочный лист (карта самооценки). Он позволяет получить информацию о знаниях и умениях учащихся в виде таблицы, к которой заранее сформированы критерии. К примеру, на уроках русского языка в любом классе, начиная с пятого, можно пользоваться картой самооценки, позволяющей определить ЗУН учащихся по определению признаков той или иной части речи.

Карта самооценки


Признаки прилагательного

знаю

сомневаюсь

Не знаю

1

Знаю, что обозначает имя прилагательное




2

Знаю, какие у прилагательного морфологические признаки ( постоянные и изменяемые)




3

Знаю, какую синтаксическую роль выполняет в предложении прилагательное




4

Умею находить прилагательное в тексте




5

Умею использовать прилагательное в речи (устной, письменной)




6

Умею правильно образовывать формы прилагательных




В течение года подобную карту самооценки можно использовать до или после изучения той или иной части речи.

На этапе текущего контроля по той же теме «Имя прилагательное» можно использовать карту самооценки следующего содержания:

Карта самооценки

Тема: «Имя прилагательное» (обобщение)

Класс: 6

Фамилия имя ученика:

1 этап (теоретический)


2 этап (практический)


3этап

(творческий)

тест-опрос

(10 вопросов)

Правописание прилагательных с «Н» и «НН»

(10 слов)

Правописание прилагательных с «НЕ»

(10 слов)

Правописание сложных прилагательных

(10 слов)

Написание мини-сочинения на свободную тему(минимум 6-7 предложений).Обязательное условие: использовать в тексте прилагательные всех трех разрядов)

Самооценка

Оценка

учителя

Самооценка

Оценка учителя

Самооценка

Оценка

учителя

Самооценка

Оценка учителя

Взаимопроверка

Оценка учителя

0 ош.-«5»

1 ош.-«4»

2 ош.-«3»

0 ош.-«5»

1 ош.-«4»

2 ош.-«3»

0 ош.-«5»

1 ош.-«4»

2 ош.-«3»

0 ош.-«5»

1 ош.-«4»

2 ош.-«3»

0 ош.-«5»

1-2 0ш.-«4»

3 ош.-«3»


Учащиеся выполняют работы теоретического, практического и творческого характера. На первом этапе отвечают на 10 теоретических вопросов теста, на 2-ом этапе проверяется умение правильно писать Н и НН в суффиксах прилагательных, НЕ с прилагательными, правописание сложных слов, на 3-м этапе ученики пишут мини-сочинение на определенную тему с обязательным условием «Использовать прилагательные всех трех разрядов». Пользуясь ключами к ответам, учащиеся проводят самопроверку (1-2 этапы), взаимопроверку (3-й этап), ставят отметки за каждое задание по заранее оговоренным критериям. Рядом с отметкой ученика выставит свою отметку и учитель. Таких карт самооценки можно придумать большое количество. Главное, чтобы они работали на результат.

Чтобы определить, достигнуты ли результаты урока, мы проводим рефлексию. На уроке можно использовать разнообразные формы:

Символические (светофоры смайлики…);

Шкалы, лесенки знаний;

Продолжи фразы:

Сегодня я на уроке узнал…

Я научился…

Было трудно…

Форм и приемов рефлексии существует много. Каждый учитель использует свои, те формы, которые считает эффективными.

Оценивание выражается не только в отметках. Постоянно мы пользуемся эмоциональной оценкой, говорим хорошие слова, комплименты за удачно выполненную работу, активность на уроке, прилежание… И это тоже формирует у учащихся уверенность в себе, желание учиться.

Следует помнить, что если ученик понял цели урока, если уверен, что может достичь требуемого, что полученная отметка зависит только от него, то это действительно способствует его развитию.













Опубликовано в группе «Инновационная деятельность педагогов МОУ Аргаяшской СОШ №2»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.