Статья на тему «Воспитательная среда — жизнь в искусственном мире или искусство жить?»
Статья на тему: Воспитательная среда учебных заведений начального образования в рамках современных ФГОС (автор Косницкая Е.А, учитель начальных классов).
Воспитательная среда – жизнь в искусственном мире или искусство жить?
Воспитательная среда1 — это искусственная среда, где детям представлены все формы общественной жизни. С одной стороны, это хорошо, а с другой нет. Хорошо тем, что за счет этого удается избежать влияния многих отрицательных воздействий реального социального быта ребенка. Плохо тем, что за счет своей искусственности она не в силах передать все многообразие жизненных взаимоотношений.
(С. Выготский)
Воспитательная среда, в моем понимании, это среда, в которой формируются навыки поведения, необходимые для жизни в обществе. А вот сама среда – это как раз школа, семья, детская площадка, спортивный клуб и т.д, т.е те места, где человек взаимодействует с другими людьми, вбирает в себя определенные навыки общения и поведения. Поэтому, я считаю, очень важно, чтобы ребенок посещал не только школу (детский сад), но и другие организации, вбирал в себя все самое лучшее, умел оценивать себя и других, формировать правильное мировоззрение. Но, поскольку я работаю в начальной школе, то и статья моя будет посвящена воспитанию младших школьников.
Начальная школа – это первая ступень образования, здесь ребенок получает свои первые образовательные навыки. Но как же образование можно развивать без воспитания. Ведь для ребенка не столько важно получить знания, сколько научиться взаимодействовать с одноклассниками и комфортно чувствовать себя в коллективе. Поэтому в своей работе я уделяю много времени воспитанию и адаптации учащихся. Современные ФГОС предполагают системно-деятельностный подход, а это значит, что ребенок должен добывать знания своим трудом, применять не только умственную, но и физическую активность, а для этого он в первую очередь должен быть хорошо адаптирован в коллективе. Не должен стесняться высказать свое мнение, не должен бояться сказать неправильно, не должен закрываться от общения с одноклассниками. В связи с этим теперь урок – это не просто получение знаний, это порой целый квест для ребят, где требуются навыки работы в команде. Так, например, я организую работу по рядам, где ребенок с каждого ряда, в порядке очереди, должен добежать до доски и зачеркнуть число, соответствующее правильному ответу при решении выражения. Это могут быть и групповые задания, дети очень любят работать в группе. Для этого мы создаем правило работы в группе, распределяем обязанности. Если отработать материал нужно быстро и с интересом, я использую групповой метод работы. Например, тема «Деление на слоги». Очень долго записывать слова, прохлопывать их, искать гласные, затем делить. Гораздо быстрее и интереснее выдать разрезной материал. На карточках написаны слова. Группа должна разрезать слова на слоги, но прежде обсудить свое решение. Здесь же и разноуровневое обучение. Даже самый слабый ученик не будет чувствовать себя слабым, т.к. он может работать ножницами по уже договоренному плану. Каждый участник, таким образом, является полноценным членом команды. Также мы работаем с коллажем, с проектами ну и много всего другого, что позволяет сплотить коллектив. Но урок – это лишь часть системы обучения, немаловажное значение имеет и внеурочная деятельность и перемены. По требованию ФГОС в начальной школе организована внеурочная деятельность. Здесь мы с ребятами в непринужденной обстановке можем разговаривать на различные темы в ходе изучения какого- либо материала. Исследуя, например, как развивается растение в тени и на солнце, мы можем затронуть темы уровня выше, чем начальная школа. Т.о пропедевтически и с интересом узнаем о сложных явлениях. Есть у нас и проектная деятельность, где сначала ребята трудятся самостоятельно, исправляют недочеты, дополняют проекты после проверки учителем. А затем, представляют свою работу одноклассникам, призывая их тоже увлечься своей темой.
Перемены стараемся проводить активно и с пользой. Часто я сама являюсь активным игроком, для того, чтобы привлечь других ребят. Объясняю правило новой игры, а затем ребята используют мои игры самостоятельно, многие сами находят игры и предлагают их одноклассникам. В классе организовано самоуправление, поэтому группа инициативных ребят периодически устраивают конкурсы на переменах, загадывают загадки, рисуют ребусы.
Я всегда поощряю учащихся за достижения не только в школе, но и в кружках. Ведь многие ребята занимаются спортом, танцами, музыкой и тп. Полученные грамоты мы вешаем на доску на весь учебный день. Я обязательно озвучиваю, кто и за какие заслуги, получил данную грамоту. На переменках дети имеют возможность рассмотреть грамоты, поинтересоваться у лауреата, чем он занимается и где находится данный клуб. Таким образом, ребята могут дружить не только в школе, но и собираться по интересам в различных клубах и студиях.
Немаловажную роль играют школьные традиции и праздники. Так, например, в школе могут быть организованы такие мероприятия как «Битва хоров», «Танцы в школе», «Театральная весна», «Патриотическая песня», «Конкурс стихов» и т.п. Дети с волнением относятся к таким мероприятиям, поскольку это конкурс, где есть победители и проигравшие. Подготовка занимает много времени, но результат того стоит. Коллектив становится дружнее, т.к. они связаны одной идеей, одной целью. Менее масштабные представления мы устраиваем для наших родителей. Небольшие сценки, танцы, стихи также способствуют творческому развитию и сплочению коллектива. Обязательна в моей работе поддержка со стороны родителей, ведь процесс воспитания не может быть односторонним. Родители всегда прислушиваются к рекомендациям учителя, помогают организовать совместные мероприятия и выезды. Так, ежегодно у нас есть традиция выезжать на природу с классом и проходить квест. Кроме того, мы посещаем различные экскурсии, спортивные клубы, экологический центр, проводим мероприятия в библиотеке и т.д. Взаимодействие ребят вне школы – вот моя главная цель. Научившись общаться и дружить в школе, ребята обязательно применят этот навык и в общении во дворе. И тогда, жизнь ребенка будет насыщена разными эмоциями. А начало всему – детский коллектив.
1Хусейнова, З. А. Воспитательная среда по Л. С. Выготскому / З. А. Хусейнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27.1 (131.1). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/archive/131/35963/ (дата обращения: 16.06.2022
"Театральная весна"
Выезд на природу
Калягина Ирина Владимировна