Статья на тему «Внеурочные занятия политехнической направленности в начальной школе»
Внеурочные занятия политехнической направленности в начальной школе.
Аннотация
Статья посвящена изучению проблемы политехнического обучения младших школьников как средство развития инженерного, логического, технического мышления на внеурочных занятиях. Рассматриваются виды внеурочных занятий по данному направлению. А также рассказывается у кого первоначально зародилась идея о создании политехнической школы.
Ключевые слова: внеурочные занятия, политехническая направленность, начальная школа, младшие школьники, инженерное мышление.
В 2015 году председатель правительства РФ Дмитрий Анатольевич Медведев на встрече с сотрудниками службы занятости сказал: "По поводу профориентации у нас все довольно плохо обстоит, о чем я неоднократно уже говорил. Нашим вузам пора прекращать делать бесконечных юристов и экономистов, у нас их много, слишком много". Теперь стране нужны уже другие специалисты: инженеры, специалисты в области точных наук. "К сожалению, престиж этих профессий за определенные годы очень сильно поблек", [ ]- отметил Медведев.
На сегодняшний день внеурочные занятия политехнической направленности в школе приобретают все большую значимость и актуальность. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Также обучающийся должен владеть универсальными учебными действиями, способностью их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, уметь самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность, создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, использовать ИКТ.
Благодаря техническому творчеству, направленному на проектирование и конструирование, стало возможным дополнительно мотивировать школьников на изучение предметов физико-математического профиля, выбор инженерных специальностей.
Анализ опыта работы учителей начальных классов показывает, что обучающиеся имеют слабое представление о современных технологиях, предметах и их свойствах. Они не рассматривают политехническое образование как средство развития познавательной активности.
На этапе социально-экономических преобразований во всех сферах жизни общества, перехода народно-хозяйственной системы к рыночным отношениям все более возрастает роль политехнического образования в практической подготовке подрастающего поколения.
Термин «Политехнизм» - от греческого poly - много и techne – искусство,
К. Марксом был понимаем как владение человеком максимальным набором всесторонних знаний и качеств, с тем, чтобы ему быть эффективным в различных сферах деятельности в условиях жизни общества. Соответственно и термин «Политехническое образование» по Марксу означает образование, дающее человеку способность овладения максимальным набором всесторонних знаний и качеств, с тем, чтобы ему быть эффективным в различных сферах деятельности в условиях жизни в обществе.
Наиболее удобным временем для политехнического образования младших школьников может быть внеурочная работа. В условиях всеобщего начального образования успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеурочной деятельности. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся основная образовательная программа предусматривает внеурочную деятельность. План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы. Внеурочная деятельность предполагает добровольное участие и самостоятельность, которая направляется учителем и способствует углубленному знанию учащихся по предмету, развивающих их познавательные интересы и способности.
Обучение по технической направленности осуществляется по профилям «Мультимедиа и IT технологии», «Техническое конструирование, моделирование и макетирование», «Техническое творчество и инновационное предпринимательство», «Производственные технологии». Робототехника, 3D-моделирование и прототипирование, 3D-графика и 2Dдизайн, web-дизайн и Photoshop, авиамоделирование и конструирование, фото и видеомастерские, школы юного автомобилиста и юного спасателя МЧС – лишь малая часть всего многообразия программ и объединений технической направленности.
Идея политехнического образования впервые выдвинута Карлом Марксом и получила дальнейшее развитие в трудах Владимира Ильича Ленина. Владимир Ильич считал, что работа по политехнизации школы идет у нас чересчур медленно. В Наркомпросе было течение, которое хотело ранней профессионализации школы, которое говорило, что политехническое образование не нужно, нужно монотехническое; были разговоры о том, что не везде возможно проводить политехническое образование, что его следует проводить лишь в больших городах, а в деревне не нужно. На Украине идея политехнической школы была совершенно извращена.
В рамках внеурочной деятельности политехнической направленности существуют объединения, которые включают в себя реализацию проектов, теоретические основы о конструкциях, механизмах и принципах их действия, также сборка конструкций под руководством педагога; эксперименты с моделями, кружок Робототехники.
Внеурочная деятельность политехнической направленности способствует эффективному овладению обучающимися универсальными учебными действиями, так как объединяет разные способы деятельности при решении конкретной задачи. Использование конструкторов в «Робототехнике» значительно повышает мотивацию к изучению отдельных образовательных предметов на ступени начального общего образования, способствует развитию коллективного мышления и самоконтроля.
Внеурочные занятия политехнической направленности способствуют развитию инженерного мышления. Инженерное мышление объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое и другие: техническое мышление – умение анализировать устройство и принцип работы технических объектов; конструктивное мышление – умение строить модели решения поставленной проблемы и задачи; исследовательское мышление – определение новизны в задаче, умение сопоставить с известными классами задач, умение аргументировать свои действия, полученные результаты и делать выводы; экономическое мышление – рефлексия качества процесса и результата деятельности.
Можно отметить, что организация внеурочных занятий, имеющая политехническую направленность, должна расширять кругозор обучающихся, а также необходимо вводить во внеурочную деятельность кружки, секции с политехнической направленностью.
Перспективы развития школ связаны именно с внедрением во внеурочный процесс политехнических компонентов как фундамента профориентации на инженерные и рабочие профессии.
Библиографический список
1. Агринский, Н. К новым успехам в политехническом обучении учащихся Текст. / Н. Агринский // Нар.образование. - 1957. - № 10. - С. 40-44.
2. Александрова С.С. "Психологические особенности младшего школьника", статья 2004г.
3. Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащихся.- М, 2004. - с. 23-38.