Статья на тему «Значение плавания для детей с ОВЗ в ДОУ»
Значение плавания для детей с ОВЗ в ДОУ
Плавание является одним из оптимальных видов спорта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это обусловлено физическими свойствами воды: снижением нагрузки на тело и уменьшением силы тяжести. Водная среда помогает детям закаляться, укреплять здоровье, а педагог получает возможность работать над компенсацией нарушенных функций их организма.
Одной из особенностей жизнедеятельности ребят с нарушениями здоровья является недостаточная двигательная активность в течение дня. Для того, чтобы делать необходимое количество движений, необходимы регулярные физические упражнения и оздоровительные мероприятия.
Данный комплекс мер способствует улучшению общего состояния ребёнка. Систематическое плавание помогает снять мышечный тонус при гиперактивности, а при задержке развития способствует улучшению координации.
У воспитанников дошкольных учреждений работоспособность мышц невысока, поэтому в упражнениях следует совмещать нагрузку и отдых. Благодаря особенным свойствам воды при расслаблении уменьшается напряжение тела, вследствие чего позвоночник получает отдых и формируется правильная осанка.
Кроме того, плавание в воде без опоры способствует активному движению стоп ребёнка и профилактике плоскостопия. Ныряние и задержка дыхания под водой помогут тренировать органы дыхания и вестибулярный аппарат.
В детском саду занятия в бассейне создадут благоприятную физкультурно-оздоровительную среду. Упражнения для детей с ограниченными возможностями здоровья должны последовательно включать следующие комплексы упражнений:
ознакомление с водной средой;
общеразвивающие занятия на суше;
плавания различными способами;
индивидуальные занятия.
На этапе освоения воды включаются: объяснение техники безопасности; упражнения на погружение с открытыми и закрытыми глазами, задержку дыхания; некоторые подвижные игры. Вода в бассейне должна быть не выше груди.
При сухопутном плавании проводится диагностика состояния ребёнка. Педагог определяет силу рук и ног при помощи приседаний и подтягивания, а также выносливость и гибкость.
Ориентируясь на полученные результаты, педагог выстраивает траекторию обучения и включает дополнительные занятия на различные группы мышц.
После первичного ознакомления с водой и её свойствами можно приступать к плаванию с учётом индивидуальных особенностей учащихся и степени заболевания. На занятиях используются пенопластовые доски и другие приспособления для облегчения нагрузки.
Детям с лёгкой степенью нарушения здоровья показаны упражнения на спине. Программы для обучения плаванию дошкольников с ограниченными возможностями здоровья должны быть индивидуальны и составлены с учётом тяжести и специфики заболевания.
В бассейне ребёнку приходится удерживать тело в правильном положении и преодолевать сопротивление воды, а это помогает тренировать опорно-двигательный аппарат. Чередование расслабления и кратковременного напряжения в мышцах, как это происходит при плавании, позволяет выдерживать значительные для таких детей нагрузки. Вне бассейна выполнять подобные упражнения было бы довольно сложно.
Положительный результат от занятий в бассейне необходимо сохранить в максимальном качестве, поэтому важно соблюдать правила:
постоянство (при нерегулярных занятиях достигнутый эффект естественным образом снижается, поэтому плавание должно быть систематическим);
комфортная температура (резкие перепады температур могут спровоцировать простудные заболевания);
прогресс в занятиях (как и при любых физических нагрузках, сложность упражнений нужно увеличивать по мере овладения предыдущей ступенью).
Плавание можно назвать одним из самых эффективных способов закаливания и профилактики различных заболеваний. Систематические занятия в бассейне не только оздоравливают ребёнка и способствуют развитию внутренних органов, мышечного аппарата и позвоночника. Упражнения также имеют и воспитательное значение: они помогают развивать личность воспитанников и приобщают их к спорту. Ребёнок обретает уверенность в своих силах, становится самостоятельным и выносливым.