12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Майорова Светлана Александровна16

Наследие отечественных педагогов в области образования.


Майорова

Светлана Александровна

учитель-логопед

«специалист первой категории»

МБДОУ «Ясли - сад № 370 г. Донецка»


«Детство - важнейший период в человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самостоятельная, неповторимая жизнь!

От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце от окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А. Сухомлинский

Развитие советской педагогики, несмотря на разные своего рода «катаклизмы» шло по восходящей линии. Развитие педагогической науки происходило в условиях строгой цензуры и репрессий. Вопреки всему, в советский период сформировалась определённая система воспитания, которая на протяжении большого количества времени доказывала свою эффективность. Данный период в истории педагогики подарил нашей стране выдающихся учёных. Их идеи, взгляды, теории и сейчас изучаются в педагогических учебных заведениях, берутся за основу при создании новых концепций. Выдающиеся советские педагоги внесли огромный вклад в историю образования, их труды стали классикой мировой педагогики, хочется отметить таких отечественных педагогов, как А.С. Макаренко, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Л.В. Занков,

В.А. Сухомлинский и др. великие педагоги.

Биография В.А. Сухомлинского.

Особое внимание хотелось бы уделить Василию Александровичу Сухомлинскому (1918-1970) - советскому педагогу, писателю, публицисту, создателю народной педагогики. Родился педагог в 1918 году в селе Васильевка в бедной крестьянской семье. Детские годы Василия пришлись на очень тяжелое время: повсюду господствовала разруха, классовая ненависть и недоверие, голод. Отец Василия Александровича - Александр Емельянович Сухомлинский  до Октябрьской революции работал по найму, как плотник и столяр в помещичьих хозяйствах и сдельно - в крестьянских хозяйствах. В советское время Александр Емельянович - был общественником активистом, принимал участие в руководстве потребительской кооперацией и колхозом, выступал в газетах, заведовал колхозной избой-лабораторией, руководил трудовым обучением в семилетней школе. Мать В. А. Сухомлинского, Оксана Авдеевна, была домашней хозяйкой, выполняла мелкую портняжную работу, трудилась в колхозе. Вместе с Александром Емельяновичем она воспитала, кроме Василия, ещё троих детей Ивана, Сергея и Меланию. Все они стали сельскими учителями. После окончания сельской школы-семилетки в 1933 году Василий продолжил образование в Кременчугском педагогическом институте. Однако серьезная болезнь вынудила его прекратить обучение и вернуться домой. Таким образом, 17-летний Сухомлинский приступил к работе учителя украинского языка и литературы в сельской школе. Одновременно он перевелся на заочное отделение педагогического института в Полтаве, получив полноценное высшее образование. В 1941 году молодой учитель добровольцем отправился на фронт. Во время одного из боев за Москву в начале 1942 года осколок снаряда задел его сердце. Лечение Василий проходил на Урале. Сразу после выписки Сухомлинский остался в Удмуртии и приступил к обязанностям директора поселковой школы.

Педагог всегда старался выстраивать воспитательный процесс таким образом, чтобы он приносил радость обеим сторонам: учителю и ученику.

На должности директора средней школы в поселке Павлыш он проработал до конца своих дней.


Основные труды В.А. Сухомлинского.

Василий Александрович Сухомлинский - автор 40 монографий и брошюр, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Общий тираж его книг составил около 4 миллионов экземпляров на различных языках, которые посвящены основам, законам и правилам воспитания, свои мысли, педагогические идеи, практические рекомендации Сухомлинский опубликовал в изданиях в периодической печати.

Выдающийся педагог-новатор В.А. Сухомлинский посвятил всю свою жизнь детям, став для них не только учителем, но и добрым наставником, проницательным и чутким другом. Любовь и забота о детях, их будущем пронизывает всю его деятельность и творчество, в книге «Сердце отдаю детям», которая посвящена воспитательной работе с начальными классами, она посвящена миру детства. А детство, детский мир – это мир особенный. В этой книге В.А.Сухомлинский уделяет внимание не только детям, но и семьям из которых пришли дети и родителям.

Педагог твердо верил в могучую силу воспитания - в то, во что верили Н.К. Крупская, А.С. Макаренко и другие выдающие педагоги.

Предлагаемые читателю «Письма к сыну» В.А.Сухомлинского являются своего рода документом эпохи. «Письма к сыну», как, пожалуй, и все произведения Сухомлинского, нельзя рассматривать как своего рода методическое руководство.

Труды великого педагога-новатора, которые были известны не только в Советском Союзе, но и пользовались успехом по всему миру:

Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - 2-е изд. – Киев: Рад. школа, 1972. - 244 с.

Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М, 1990.

Сухомлинский В.А. Письма к сыну: кн. для учащихся / В.А. Сухомлинский ; предисл. Г. Медынского. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1987. - 120 с.

Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина: пер. с укр. / В.А. Сухомлинский. - 3-е изд. - М.: Мол. гвардия, 1979. - 335 с.

Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива / В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

Педагогические идеи В.А. Сухомлинского, как основа личностно-ориентированного подхода.

Основной целью учебно-воспитательного процесса В.А.Сухомлинский полагал всестороннее развитие личности. Одним из основополагающих

в системе взглядов на суть учебно-воспитательного процесса существует положение о неповторимости каждого ребенка.

Второй принцип личностно-ориентированного подхода к учебе и воспитанию - принцип отсутствия признания неспособных детей. С положением об отсутствии неспособных детей, бездарных и ленивых детей в свою очередь связано положение о неравенстве умственных способностей детей, которое на первый взгляд ему противоречит.

Основные принципы В.А.Сухомлинского.

Основные принципы гуманизма в педагогике Сухомлинского включали в себя:

доверие к ребенку;

обучение без давления;

не преемственность наказаний;

сотрудничество педагога и родителей;

нравственность;

труд как творчество;

свобода выбора;

ответственность за сделанный выбор.

Основными педагогическими разработками В.А. Сухомлинского стали:

воспитание гражданина, личности коллектива, коллективом, природой;

соотношение индивидуального и коллективного воспитания;

развитие творческого начала для детей;

семейная педагогика;

взаимосвязь дошкольного и школьного обучения и воспитания.

Основываясь на идеи великого русского педагога К.Д. Ушинского, который утверждал, что характер человека более всего формируется впервые годы его жизни, В.А. Сухомлинский выводит важнейшую формулу воспитания детей. «Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца» - всем известный афоризм В.А. Сухомлинского. Поэтому ключевой гуманной установкой в воспитании педагога было воспитание без наказания. В Павлишской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим принципом всего коллектива. Вначале Сухомлинский признавал целесообразность наказаний, он считал, что в определенных случаях они могут быть эффективным методом воздействия. Но в последние годы своей деятельности Сухомлинский решительно отстаивал эту позицию: обучение учащихся несовместимо с наказанием. Он имел грубое отсчитывание, высмеивание, выставление из класса, записывание жалоб в дневник.

Немалую роль в воспитательном процессе с позиций гуманной педагогики Сухомлинский отводит труду. В центре его дидактической системы стоит трудовое воспитание.

Другим важным компонентом воспитания В.А. Сухомлинский считает природу, которая связана с трудом. В.А.Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. К.Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».

Уход за животными, посадка цветов, птичья кормушка - все это учит читать природу, понимать красоту и беречь ее.

У Сухомлинского огромное количество цитат и афоризмов, дошедших до наших дней и не утративших былой актуальности. Его высказывания посвящены нормам жизни и поведения, воспитанию, формированию личности ребенка и семейной жизни. Сухомлинский вошел в историю педагогики как педагог-гуманист, разработавший собственную самобытную концепцию воспитания. Вместе с А.С. Макаренко В.А. Сухомлинского признали лучшим в области развития педагогики не только в родном государстве, на территории Советского Союза, но и во всем мире. Плодотворные и созидательные идеи педагогов-практиков не утратили своей актуальности и сегодня.

Заслуги В.А. Сухомлинского.

Педагогические и исследовательские труды его были высоко оценены:

кандидат педагогических наук (1955)

заслуженный учитель школы УССР (1958)

член-корреспондент АПН РСФСР (1957)

член-корреспондент АПН СССР (1968)

герой Социалистического Труда (1968)

лауреат Госпремии УССР (1974)

ордена — Красной Звезды, Ленина (2),

медали — Ушинского, Макаренко.

Вывод:

В.А. Сухомлинский является талантливым человеком в области педагогики, его труды принесли большую пользу в воспитательную систему. Сухомлинский сумел разъяснить все тонкости и законы воспитания детей, он объяснил очень важный аспект воспитания детей без наказания, а поощрение за хорошие поступки. Он доказал, что такой метод воспитания гораздо действеннее и благоприятнее действует на ребенка.

Василий Александрович определил три главные потребности человека: материальные потребности, потребность в познании, и, потребность в другом человеке, обуславливая это тем, что человеку требуется всестороннее воспитание, многогранное восприятие окружающего мира с окружающими его людьми.

На основании вышеперечисленного можно с легкостью сказать, что Василий Александрович Сухомлинский - является важной фигурой в педагогике, его труды формируют одну общую, в тоже время разнообразные способы воспитания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики: учеб. Для вузов. М.: Просвещение, 2007. 574 с.

2. Грохольская, О.Г. Гуманистическая направленность стратегии развития образования сегодня // Педагогика. 2016. № 8. С. 31-38.

3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа. 1973. 288 с.

4. Грохольская О.Г. Дидактические системы русских педагогов: краткий исторический экскурс // История и педагогика естествознания. 2017. № 2. С. 25-31.

5. Ахияров К.Ш. Педагогическое творчество В.А. Сухомлинского и современная школа, Уфа, 2002 год.








Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.