Статья «Один в поле не воин: родительские собрания в детском саду как эффективная форма взаимодействия с родителями»
Статья
«Один в поле не воин»: родительские собрания в детском саду, как эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников. Личный опыт».
(автор - Черепанова Ася Владимировна, педагог-психолог МБДОУ детский сад № 14 города Кирово- Чепецк, Кировской области)
«Два человеческих изобретения можно считать трудными,
а именно: искусство управлять и искусство воспитывать»
(И. Кант)
Дошкольный возраст – достаточно сложный период, не смотря на совершенно противоположное мнение у родителей по этому поводу. Большинство из них в воспитании детей данного возраста сталкиваются с одними и теми же трудностями. В период посещения детского дошкольного учреждения ребенок проходит адаптацию к условиям детского сада, переживает два кризисных возраста, в процессе которых поведение малыша меняется и не все родители осведомлены, как помочь ему пережить это сложное время. В дошкольном возрасте так же происходит первичное становление черт характера и личности ребенка. Успешность формирования данных процессов зависит от того, как родители будут взаимодействовать с ребенком, какие будут применять меры воздействия, какого стиля воспитания будут придерживаться. Становятся актуальными проблемы: как правильно организовать игровое пространство, какие игры выбрать для детей разного дошкольного возраста; как справляться с капризами без применения наказаний и, наконец, как подготовить ребенка к обучению в школе? Где можно получить профессиональные ответы на интересующие родителей вопросы, не ударив при этом по семейному бюджету? Ответ – в детском саду, который посещает ваш ребенок, а точнее, на родительском собрании, которое организует и проводит педагог-психолог.
Родительское собрание – это групповая и традиционная форма работы с родителями, она имеет свои плюсы и минусы. К положительному аспекту можно отнести достаточно большой охват родительской аудитории, экономия времени педагога-психолога на подготовку и работу с родителями. На долю отрицательного аспекта выпадает частичная пассивность родителей, нежелание занимать какую- либо позицию в обсуждении заявленных тем, формальное восприятие информации. Однако, использование и варьирование на собрании элементов нетрадиционных форм работы (мастер – классов, тренингов, деловой игры…), введение элементов арт-терапевтических техник и упражнений, вовлечение родителей в диалог с психологом, побуждая высказывать свою точку зрения и делиться личным опытов, трансформирует родительское собрание в эффективную форму взаимодействия с родителями воспитанников. В таком случаи на благо начинает работать и «групповой эффект» - в процессе обмена опытом, происходит осознание, что трудности каждой семьи, чаще, не уникальны, а встречаются довольно часто. В совокупности с обратной связью «групповой эффект» создает психологически благоприятную и комфортную атмосферу, что, в дальнейшем, повышает интерес к родительским собраниям и доверие к работе специалиста. Такие родительские собрания, надо сказать, требуют тщательной подготовки и опыта работы от педагога-психолога, но эффективность таких собраний выше.
Как гласит народная мудрость: «Один в поле - не воин!» Отдельно взятое родительское собрание, в какой бы уникальной инновационной форме оно не проводилось, к сожалению, не сможет ответить на основные интересующие вопросы. А цикл нескольких встреч, ориентированных на возрастные особенности детей дошкольного возраста, часто встречающийся запрос и реалии современной жизни? Возможно… Работая педагогом-психологом в детском саду более десяти лет, имея опыт общения с родителями воспитанников и зная свои особенности и сильные стороны, выбрала для себя родительское собрание как интересную, творческую и наиболее эффективную, с моей точки зрения, форму взаимодействия с родителями. Разрабатывая, адаптируя и организуя родительские собрания несколько лет, выделила для себя цикл мероприятий, которые были проведены в течение 4 возрастных групп детсадовского периода и отвечают на часто задаваемые вопросы родителей. Результатом такой работы является таблица тем родительских собраний, подобранных в соответствии с возрастом, представленная ниже.
Таблица «Родительские собрания»
№ | Темы | Возрастная группа | |||
3-4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 | ||
1. | «Мы вам рады! Адаптация 3-х летнего ребенка к условиям детского сада» | | | | |
2. | «Конфликты в семье и их влияние на психику ребенка» | | | | |
3. | «Игра - не забава, а очень полезное дело!» | | | | |
4. | «Учимся переводить агрессию в позитив» | | | | |
5. | «Капризы и упрямство» | | | | |
6. | «О наказании, похвале и поощрении» | | | | |
7. | «Помочь учиться!» | | | | |
8. | «Семья в рисунках ребенка» | | | | |
9. | «Стили семейного воспитания» | | | | |
Надо сказать, что «побочным» положительным эффектом такой работы наблюдается небольшой вклад в сплочение родительского коллектива, что немаловажно для создания благоприятного социально-психологического климата в группе.
Родительское собрание способно решать актуальные задачи не только такие как повышение психологической компетентности, но и содействует профилактике, а в некоторых случаях, и коррекции возникающих трудностей в процессе детско-родительских отношений. Помогает создавать и сохраняет доброжелательную обстановку в родительском коллективе и, исходя из моего личного опыта работы, является эффективной формой работы с родителями воспитанников в детском саду.
А что же родитель? Я надеюсь, что создание условий для вовлечения и участия родителя в образовательной деятельности, подбор эффективных форм работы, оказание консультативной и психологической поддержки в вопросах развития, воспитания, образования, охране физического и психического здоровья детей, помогут родителю стать активным участникам образовательного процесса. И тогда, действительно, будет «осознавать, что рядом с ним существует мир детства, который не терпит фальши и равнодушия, который надо беречь и уважать, чувствовать и понимать».
Список литературы:
А.В. Козлова, Р.Л. Дешеулина «Работа ДОУ с семьей. Методические рекомендации», М., 2007 г.
Метенова Н. М. «Родительские собрания», Ярославль, 2014 г.
Система сопровождения родителей. Модель организации клуба «Молодая семья»: план – программа, занятия/авт.-сост. М.В.Тимофеева, Изд. «Учитель».