Статья «Организация контрольно-оценочной деятельности на уроках математики»
Организация контрольно-оценочной деятельности на уроках математики
Важным звеном процесса обучения математике является контроль знаний и умений школьников. Глубина и прочность знаний учащихся явно зависит от систематичности и глубины контроля. В процессе обучения контроль, как правило, присутствует на всех этапах, начиная с самых первых моментов в овладении учениками новым материалом, и до завершения темы. Основной целью контроля и оценки качества знаний ученика учителем является определение качества усвоения учащимися программного материала – уровня овладения ими знаниями, умениями, навыками, предусмотренными стандартом по математике.
Система оценивания должна строиться на следующих принципах:
-Оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и тематическое (промежуточное, итоговое) оценивание.
-Оценивание может быть только критериальным. Критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться совместно.
-Оценивать можно только то, чему учат. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретали навыки и привычку к самооценке.
-Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
Основные цели контрольно-оценочной деятельности:
-активизация учебно-познавательной деятельности каждого учащегося;
-самооценка уровня усвоения материала.
Виды контроля:
-текущий контроль;
-тематический контроль;
- итоговый контроль.
Формы контроля и оценки знаний учащихся:
-тестирование;
-математические диктанты
-тесты;
-контрольный устный счет;
-уплотненный фронтальный опрос;
-срез знаний;
-самостоятельная работа;
-контрольная работа и т.д.
Алгоритм самооценки
-Что нужно было сделать в задаче (задании)?
-Какова была цель, что нужно было получить в результате?
-Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
-Справился полностью правильно или с ошибкой?
-Справился полностью самостоятельно или с чьей либо помощью?
-Какое учебное действие развивали при выполнении задания?
-Каков был уровень задания (базовый или повышенный уровень)?
-Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу (удовлетворительный, хороший, отличный, превосходный).
- Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.
Основные правила при выставлении отметок:
-нельзя наказывать отметкой;
-если мы знаем, что у ребенка в данный момент сложная жизненная ситуация, которая сама по себе травмирующая, то относиться к отметкам надо предельно осторожно, чтобы не спровоцировать неблагоприятную спонтанную реакцию;
-если отметка спорная, то ставим её в пользу ребенка.
Перечисленные формы учета и контроля знаний учащихся помогают решать основные цели урока.
Если ребёнку удаётся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни, на высокую оценку себя со стороны окружающих.