Статья «Организация деятельности обучающихся на уроках биологии»
Статья
«Организация деятельности обучающихся на уроках биологии».
Подготовила:
Учитель биологии, химии
Соколова Антонина Ивановна
Организация деятельности обучающихся на уроках биологии.
В связи с внедрением новых федеральных образовательных стандартов (ФГОС) выделяется целевая ориентация на результаты: предметные, метапредметные и личностные, которая является стержневым в модернизации образования, в том числе биологического. Заиндевая парадигма, господствовавшая в образовании на протяжении многих веков, исчерпала свои возможности. Переход к гуманитарной, деятельностной парадигме, которая обращена к Человеку через соблюдение его прав и обеспечение интересов, склонностей, потребностей и профессиональных намерений, не означает отказа от знаниевого образования. Последнее лишь становится частью целого – образования личности. Личностный результат определяет систему ценностных отношений, обучающихся к себе, к окружающим, к миру в целом; осмысленный выбор личностью жизненного пути; осознание человеком своего места в обществе и жизни.
С изменением содержания образования изменяются формы его организации, методы, применяемые педагогические технологии. Новые образовательные технологии направлены на активную деятельность обучающихся, подготовку подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни. Организация деятельности обучающихся биологии в информационно-образовательной среде становится условием формирования их информационной культуры. Обязательным элементом организации деятельности обучающихся биологии являются информационно-коммуникационные технологии, выступающие не только как условие осуществления системно - деятельностного подхода в организации обучения биологии, но и как средство воспитания. При организации деятельности обучающихся на разных этапах урока могут использоваться различные формы подачи материала и контроля знаний с помощью ИКТ, использоваться обучающие программы, ЦОР − электронные учебники, мультимедийные учебные пособия, электронные издания для проверки знаний (тематические самостоятельные и тестовые задания).
На уроках с применением ИКТ необходимы не столько технические условия, сколько владение педагогом навыком применения программного обеспечения. Презентации, содержащие яркий материал по изучаемой теме, задания для работы группы обучающихся, развивающие творческие способности школьников, могут использоваться учителем биологии на различных этапах урока. На экране могут демонстрироваться биологические термины, определения, формулы, схемы, графики, диаграммы. Контроль знаний через организацию онлайн тестирования, с выходом на образовательные сайты, может быть использован как на этапе актуализации знаний учащихся, повторении изученного материала, так и для текущего и итогового контроля знаний, а также при подготовке выпускников к итоговой аттестации по биологии. Тестовые задания, предлагаемые ученику, могут содержать подсказки, и автоматическую оценку знаний.
Таким образом, использование ИКТ на уроке позволяет: эффективно организовать деятельность обучающихся; обеспечить высокую степень дифференциации обучения при лично-ориентированном подходе; повысить объем выполняемой работы на занятии; улучшить контроль знаний; сформировать навыки исследовательской деятельности; обеспечить доступ к справочным материалам, электронным образовательными информационным ресурсам.
Организация деятельности обучающихся биологии в информационно – коммуникационной образовательной среде позволяет формировать мотивацию обучающихся, желание изучать биологию, любовь к живой природе. Значимой составляющей формирования мотивации учения является целеполагание. Понимание обучающимися целей учебной деятельности, нахождение в учении личностного смысла способствует формированию учебно-значимой мотивации. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые перед ним ставят в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты. Подросток, в отличие от младшего школьника, не только подчиняет свое поведение цели, заданной учителем, но и может самостоятельно ставить цели, планировать свою работу: как учебную, так и внеклассные и внешкольные виды деятельности.
Организация деятельности обучающихся на уроках биологии должна быть направлена на развитие у них учебно-познавательных мотивов, стремления к успеху. Созданию ситуации успеха способствуют: положительный эмоциональный климат на занятиях, уважительное отношение к ребенку, формирование познавательных интересов к предмету. Систематическое применение коллективной учебной работы при организации интеллектуально – познавательной (или преобразовательной) деятельности обучающихся биологии, учит их сотрудничеству. Особое значение для формирования учебно-познавательных мотивов в подростковом возрасте имеют самостоятельные формы учебной деятельности, самоконтроль и самооценка, различные виды взаимоконтроля и взаимооценки.
Использование смыслового чтения на уроках биологии способствует успешной организации познавательной деятельности обучающихся, повышению читательской грамотности, качества знаний школьников по биологии.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как: проблемно-поисковый способ, дискуссия и обсуждение,
моделирование и рисунок.
Примеры некоторых приемов по формированию смыслового чтения по биологии.
Работа с текстом биологического содержания (текст дан).
Прочитайте текст и выполните задание.
Кузнечик певчий
Кузнечик певчий – наиболее типичный представитель семейства Длинноусые, отряда Прямокрылые. У этих насекомых удлинённое тело, характерные прямые крылья и сильные, длиннее остальных, задние ноги. Благодаря таким ногам они прекрасно прыгают.
У кузнечика развитие происходит с неполным превращением, и насекомое постепенно с рядом линек приближается к взрослой форме, зачатки крыльев увеличиваются, и при последней линьке кузнечик становится крылатым. Стрекотанье кузнечиков мы начинаем слышать лишь в июле, когда они становятся взрослыми, так как звуковой аппарат помещается у них на крыльях.
Чаще всего заметить кузнечика очень сложно, поскольку окраска тела обеспечивает ему надёжную маскировку. Они ловко маскируются: зелёный – в зелёной траве; бурый – ближе к обочинам дорог. Помочь делу может отчасти способность кузнечика производить известное стрекотанье. Прислушиваясь к нему и понемногу осторожно подвигаясь к источнику звуков, можно обнаружить сидящего где-нибудь самца кузнечика.
Обычно «песни» кузнечиков лучше всего слышны тихим тёплым вечером. Для стрекотания большинство самцов-кузнечиков трутся ногами о самые толстые прожилки на своих надкрыльях, подобно тому, как скрипач водит смычком по струнам скрипки. На груди кузнечика сверху помещаются две пары крыльев. Их надкрылья являются довольно плотными, снабжены множеством жилок, поразительно напоминающих жилкование листьев.
Каждый вид кузнечиков издаёт свой, только ему присущий звук. Многие учёные могут даже определить, к какому виду принадлежит кузнечик, просто вслушиваясь в его стрекот. Чем быстрее самец-кузнечик потирает ногами о крылья, тем выше издаваемый звук. Кузнечик, медленно работающий ногами, производит лишь низкое гудение. У самцов-кузнечиков есть несколько поводов для «песен»; вероятно, самый важный из них – это привлечение внимания самок. Учёные даже ставили опыт, проигрывая запись «песни» самца-кузнечика самкам, которые при этом немедленно приходили в волнение.
Кроме частей тела, производящих звуки, у кузнечиков имеются образования, воспринимающие звуки, – органы слуха. Они расположены на голенях передних ног в виде двух продольных щелей, помещающихся с боков верхней части голеней, недалеко от сочленения их с бёдрами.
Используя содержание текста «Кузнечик певчий», ответьте на вопросы.
На какой стадии развития кузнечика появляются крылья?
Кто из кузнечиков издаёт «стрекотанье», и какие «инструменты» они для этого используют?
К какому отряду относится кузнечик, и сколько у него пар конечностей?
Приём «Восстанови текст». При подготовке к ГИА по биологии можно и нужно использовать следующую работу с текстом.
1. Умение включать в биологический текст, пропущенные термины и понятия из числа предложенных.
Задание 1. Вставьте в текст «Обмен белков» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ОБМЕН БЕЛКОВ
Ферментативное расщепление поступающих с пищей белков происходит в желудке и тонком кишечнике. Образовавшиеся ___________
(А) активно всасываются в ворсинки кишки, поступают в ___________
(Б) и разносятся ко всем клеткам организма. В клетках с поступившими веществами происходит два процесса: ___________
(В) новых белков на рибосомах и окончательное окисление до аммиака, который превращается в ___________
(Г) и в таком состоянии выводится из организма.
Перечень терминов: а) глицерин, б)аминокислота, в)лимфа, г) кровь, д) синтез, е)мочевина, ж) распад, з) глюкоза.
Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.
Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.
ЗАДАНИЕ. Вставьте в текст необходимые по смыслу слова из словарика. СЛОВАРИК: две, почки, мочеточники, объемом, форме, поясницы, непарный, позвоночника, ширина, масса.
ТЕКСТ: У человека две почки. Расположены они на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой. По форме почка напоминает боб. Величина почки – с кулак человека. Масса – 150-200 г, длина – 10-12 см, ширина – 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.
Мочеточники - трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.
Мочевой пузырь — непарный орган, объемом 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем транспортировать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?
Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.
Прием «Перепутанные логические цепочки»
На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста (как правило, историко-хронологического или естественно-научного). Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи.
Задание. Установите последовательность расположения отделов пищеварительного тракта у человека.
А) пищевод Б) желудок В) ротовая полость Г) глотка Д) толстый кишечник Е) тонкий кишечник.
После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения. Форма способствует развитию внимания и логического мышления.
Прием «Таблица верных и неверных утверждений» позволяет организовать работу по изучению учебного текста на стадии «осмысление».
Учащимся предлагается несколько утверждений по незнакомой теме. Среди них есть верные и неверные. Напротив каждого утверждения учащийся ставит значок: +, -, ?
Далее используя учебный текст, они находят подтверждение или опровержение утверждений.
Задание.
1. Корень - специализированный орган почвенного питания.
2. Существуют корневые системы: мочковатая, стержневая, придаточная.
3. Боковые корни отходят от главного.
4. Придаточные корни образуются только на боковых корнях.
5. Корень всасывает воду из почвы с помощью корневых волосков.
6. Рост корня обеспечивается делением клеток на его верхушке.
7. Кончик корня покрыт корневым чехликом.
8. В корне за зоной всасывания идет зона роста.
9. Корневые волоски - это выросты клеток покровной ткани.
10.Главный корень одуванчика похож на стержень.
11. У пшеницы, кукурузы, гороха – стержневая корневая система.
13. Под корневым чехликом находится зона всасывания
Приём «Лови ошибку»
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информацию. Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
ЗАДАНИЕ. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1.Генетический код представляет собой форму записи наследственной информации в молекулах нуклеиновых кислот. 2. Каждый ген кодирует информацию об одной молекуле органических соединений: липидов, углеводов, белков. 3. Код включает все возможные сочетания из двух нуклеотидов. 4. У разных организмов один и тот же кодон несет информацию о разных аминокислотах. 5. Избыточность кода выражается в том, что некоторые аминокислоты кодируются несколькими кодонами, или триплетами.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой переработки текста, и для синтеза собственного мнения.
Задание. Найди ошибки в последовательности описания энергетического обмена и запиши правильно :
А) Гликолиз осуществляется без участия кислорода Б) В результате образуется 36 молекул АТФ. В). Происходит распад сложных углеводов под действием ферментов до глюкозы Г)Кислородное расщепление пировиноградной кислоты сопровождается выделением большого количества энергии.
Прием «Установление соответствие»
Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте.
Например: Из элементов первого столбца, подберите соответствующие для второго и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами.
А) Вода 1) Органические вещества
Б) Белки 2) Неорганические вещества
В) Жиры
Г) Минеральные соли
Д) Углеводы
Е) Нуклеиновые кислоты
А | Б | В | Г | Д | Е |
| | | | | |
Прием «Кластер».
Этот приём систематизации материала, который предлагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди.
Составление кластера может предшествовать чтению текста, после которого кластер будет откорректирован.
Напишите в схеме (кластере) всё, что мы изучили о листе.
Прием «Толстые и тонкие вопросы»
Ученики должны уметь ставить вопросы и искать на них ответы на любой из стадий уроков. Разграничиваются «тонкие» вопросы, на которые можно найти краткие ответы в тексте и «толстые » вопросы, требующие развернутых ответов.
Приём направлен на реализацию сразу трёх целей, которые ставятся на любом уроке: ( регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД)
обучает ребёнка на практике применять новые знания и соотносить их с уже полученными;
отрабатывает умение формулировать вопросы;
воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же проблему.
Сформулированный ребёнком вопрос позволяет сделать вывод об уровне развития:
умения погружаться в текст;
способности анализировать информацию в контексте личного опыта;
навыка работать в малых и больших группах, выслушивать оппонента и доказательно высказывать свою точку зрения.
Например по теме «Биосинтез белка»
«Тонкие вопросы» | « Толстые вопросы» |
Что такое кодон? | В чём различие процесса транскрипции и трансляции? |
Что такое редупликация? | Какими свойствами обладает генетический код? |
Где в клетке собираются белки? | Определите, что не обходимо для биосинтеза белка? |
Приём «инсерт» (пометки на полях).
Учащимся раздаётся текст по теме «Амитоз». Предлагается прочитать текст и сделать в нем соответствующие пометки:
“+” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
“-” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали что это знаете;
“V” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым;
“?” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
Амитоз.
Митоз - наиболее распространенный, но не единственный тип деления клеток. Практически у всех эукариотических организмов обнаружено так называемое прямое деление ядер, или амитоз. При амитозе не происходит конденсация хромосом и не образуется веретено деления, а ядро делится перетяжкой или фрагментацией, оставаясь в интерфазном состоянии. Цитокинез не всегда следует за делением ядра, поэтому в результате амитоза обычно возникают многоядерные клетки. Амитотические деления характерны для клеток, заканчивающих развитие: отмирающих эпителиальных клеток, фолликулярных клеток яичников и т. д. Встречается амитоз при патологических процессах: воспалении, злокачественном росте и др. После амитоза клетки не способны приступить к митотическому делению.
После работы обсуждаются непонятные вопросы.
Из результатов исследования грамотности чтения следует вывод о необходимости поиска более разнообразных путей обучения школьников работе с текстами различного содержания, характера и формата. Задача учителя -учить понимать, анализировать, истолковывать текст в знакомой учащимся и незнакомой познавательных ситуациях остается все еще актуальной.
Для того чтобы совершенствовать обучение грамотности чтения, прежде всего необходимо согласиться с широким пониманием этого понятия, то есть понять важность использования прочитанного в различных жизненных ситуациях.
Необходимо расширить диапазон текстов и заданий к ним на уроках по естественнонаучным дисциплинам. Важно, чтобы различные формы представления текста, например, таблицы, схемы, диаграммы и пр., давались не только в качестве иллюстраций вербально описываемым явлениям, закономерностям, законам и теориям, и требовали лишь осмысления их формы. Не менее значимым представляется введение подобных текстов в познавательные задачи, при решении которых необходима интерпретация текстов, отклик на него, рефлексия и оценка.
В учебниках, как правило, учащихся не отсылают к текстам учебников. В них нет заданий, предполагающих найти информацию из разных источников знаний. Многие из текстов, необходимых сегодня подросткам, вступающим в жизнь, отсутствуют.
Учителям биологии предстоит работа, для осуществления которой необходимо понимать, что грамотное – в широком смысле слова – чтение лежит в основе всей деятельности человека, как и в период его обучения в школе, так и в будущем.
Список используемой литературы:
1.Мишакова, В.Н. Смысловое чтение как познавательная деятельность учащихся при изучении биологии /В.Н. Мишакова // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты: сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. 31 мая 2014 г.: Часть 3. Тамбов, 2014. С.98-99
2.Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения . М. : Народное образование, 2001.
3.Л.П. Сакович, Т.О.Кошенко. Формирование УУД при обучении предметам естественнонаучного цикла.- Южно- Сахалинск: Издательство ИРОСО, 2014.-140.
4. Задания из ВПР, ОГЭ.