Статья "Пластическое интонирование, как средство формирования музыкальных способностей у младших школьников на уроках музыки"
Пластическое интонирование, как средство формирования музыкальных способностей у младших школьников на уроках музыки
Титовец Екатерина Евгеньевна,
4 курс,
специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»,
ГАПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж №1»
Аннотация: в данной статье рассматривается особенности использования на уроках музыки музыкально – пластического интонирования для формирования музыкальных способностей младших школьников. Проанализирован педагогический опыт в области развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки. Описан комплекс заданий для формирования музыкальных способностей у младших школьников.
Ключевые слова: музыкальные способности, пластическое интонирование, метод пластического интонирования, музыкальное воспитание, движение.
В контексте современной музыкальной педагогики вопрос формирования и развития музыкальных способностей занимает особое место среди актуальных задач. Эти способности не только служат опорой, но и оказывают неповторимое влияние на комплексное развитие личности: стимулируя эмоциональную глубину, поддерживая рост воображения, силы воли и фантазии; существенно повышает уровень восприятия окружающего мира. Включает активность творческих потенциалов разума и «мыслительных ресурсов», преобразует даже у детей с выраженной инертностью.
Актуальность данной проблемы подтверждается требованиями федеральной рабочей программы начального общего образования по музыке, которая определяет одну из приоритетных задач: «формирование музыкальных способностей одной из составляющих музыкального воспитания и задач предмета музыка». Так же федеральная рабочая программа определяет одно из направлений реализации учебных целей предмета «Музыка» — это введение обучающихся в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе: музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование). В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка.
Классик отечественной психологии Б.М. Теплов определил: «Музыкальные способности – индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки. В той или иной степени, музыкальные способности проявляются почти у всех людей. Ярко выраженные, индивидуально проявляющиеся музыкальные способности называют музыкальной одарённостью» [3].
Термин «пластическое интонирование» введен Т. Вендровой в 1981 г. Автор считает, что вовлечение движений помогает усилить у детей слышание музыки, открывая ее интонационно-образное содержание через жест, особые обобщенные движения. Освоение музыки через жест, движение позволяет воспринимать музыку активно, а не пассивно. Пластическое интонирование это один из способов, одна из возможностей «проживания» образов, когда любой жест, движение выступают формой эмоционального выражения содержания. Способность учителя найти такие объединяющие движения, которые бы показали главное душевное состояние, переданное в музыке, решает очень многое, ибо эти движения могут стать настолько понятными, настолько увлечь детей эмоциями, что действительно отпадает необходимость в длительных беседах по поводу характера музыки [1].
Для того, чтобы учащиеся младшего школьного возраста как можно более активно и деятельно воспринимали музыку, необходимо, чтобы учитель музыки постоянно поощрял естественную двигательную активность учеников. Привлечение различные движений в качестве одного из приемов работы на уроках музыки даст возможность активизировать слушание музыки посредством выявления ее интонационно-образного содержания через жесты и характерные обобщенные движения. На основе высвобождения эмоционально-моторного компонента восприятия и перевода его в сферу пластического интонирования происходит своего рода синтез слушания и исполнения, направленный, в конечном счете, на развитие музыкального восприятия [2].
В рамках педагогической практики пластическое интонирование в качестве одного из элементов урока может быть использовано любым преподавателем музыки при условии, что сам педагог является эмоциональным, искренним и активным в движениях человеком. В процессе использования данного метода на уроках музыки необходимо, чтобы педагог находился в постоянном визуальном контакте с учениками. В качестве дидактического материала для применения данного метода могут быть предложены яркие короткие ленты, газовые платки яркой расцветки, фигурки зверей, цветов и птиц, вырезанные из картона, геометрические фигуры ярких цветов, а также детские музыкальные инструменты [2].
Для определения сформированности музыкальных способностей обучающихся 2 класса было проведено диагностическое исследование.
Цель: выявить эффективность влияния использования метода пластического интонирования при организации слушания музыки на степень сформированности музыкальных способностей, через эмоциональную отзывчивость на музыку. Ее оценка осуществлялась на основе ряда критериев, каждый из которых оценивался по трем уровням – высокому, среднему и низкому.
Критерий 1. Степень активности, вовлеченности учащихся в двигательные реакции на звучащую музыку: внешне выраженное эмоционально-оценочное отношение к музыке, действенно-практическое сопереживание содержания музыки, естественность движений рук, головы, корпуса.
Критерий 2. Степень соответствия движений воспринимаемому музыкальному звучанию: способность чувствовать настроение произведения, характер, способность к переживанию образов, способность к воображению, эмоционально-эстетический отклик на музыку, распознавание музыки разного эмоционально-образного содержания, естественные движения рук, головы, корпуса.
По итогам исследования были получены следующие результаты:
По критерию № 1: у 2 класса 15 чел. Показали средний уровень: они продемонстрировали эмоционально-оценочное отношение к музыке, которое проявлялось не очень ярко и не постоянно; сопереживание музыке не вполне отвечало содержанию музыкального образа; движения рук, головы, корпуса были преимущественно естественные и свободные. А остальные 7 чел показали низкий уровень: в эмоционально оценочном отношении к музыке проявлялось равнодушие или негативное отношение; сопереживание музыке не отвечало или противоречило содержанию музыкального образа; в движениях рук, головы, корпуса наблюдалась наигранность или скованность.
По критерию № 2: у 2 класса средний уровень показали 15 человек, они продемонстрировали: движения, которые не вполне отражали настроение произведения, характер; движения, показывавшие наличие переживания образов; наблюдался эмоционально-эстетический отклик на музыку разного эмоционально-образного содержания; движения рук, головы, корпуса были преимущественно естественными и свободными; а низкий уровень показали 7 человека: они продемонстрировали: движения, которые, не отражали настроение произведения, характер; движения не показывали наличия переживания образов; наблюдался слабый эмоционально эстетический отклик на музыку или его отсутствие; в движениях рук, головы, корпуса наблюдались наигранность или скованность.
Результаты диагностики показали в целом лишь среднюю степень проявления эмоциональной отзывчивости на музыку у большинства учащихся 2 класса: низкий уровень (15 чел.), высокий уровень (7 чел.).
Мы сделали вывод о необходимости формировать музыкальные способности школьников на уроках музыки. Для этого был разработан комплекс заданий по пластическому интонированию для развития музыкальных способностей младших школьников на уроках музыки во 2 классе.
Целью комплекса является развитие музыкально-ритмического чувства у учащихся, формирование у них умения слушать и понимать музыку на более глубоком уровне, развитие координации движений и пластической выразительности.
Развитие навыков пластического интонирования происходит не сразу, на протяжении всего периода реализации комплекса на уроках музыки, по принципу: от простого – к сложному. При этом в процессе работы рекомендуется опираться на следующие этапы:
- этап формирования представлений о способах пластического самовыражения под музыку;
- этап накопления опыта «пластического» интонирования (освоения
«словаря жестов»);
- этап формирования навыков пластического изображения изменений в
музыкальном развитии;
- этап самостоятельного создания пластических этюдов – импровизаций.
Задания по пластическому интонированию входящие в комплекс позволят развивать музыкальные способности через реализацию следующих задач:
- развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным
произведениям;
- понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
- освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более
сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
- изучение особенностей музыкального языка;
-формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
В комплексе заданий присутствуют различные упражнения, которые направлены на развитие музыкального слуха и ритма у учащихся. Рассмотрим некоторые упражнения комплекса.
Упражнение «Эхо». Цель: активизация ритмического слуха. Обучающиеся повторяют ритмический рисунок под музыку. Сначала дети хлопают ритмический рисунок над головой, если ритмический рисунок дети выполняют с ошибками, задание повторяется, но с хлопками за спиной и т.д. Когда дети правильно научились хлопать ритм песни, учитель предлагает выполнить в данном ритме простейшие движения (притопы, переменный шаг и т.д.). Данное упражнение можно использовать на уроке по теме «Русский фольклор» на этапе реализации выбранного плана.
Упражнение «Высота». Цель: формирование звуко-высотного слуха. Обучающиеся сидят с закрытыми глазами узнают инструмент по тембру. Ответ дают с помощью движений-символов (например, под низкие звуки фагота «танцуют» ноги, под звуки скрипки - имитируют игру на этом инструменте, под высокие звуки флейты – кисти рук, а под ритм барабана - имитируют игру на этом инструменте, под звуки кларнета- имитируют движения кошки). Упражнение используется на уроке по теме ««Музыкальная сказка на сцене, на экране» на этапе выявления затруднений.
Применение данного комплекса заданий на уроках музыки способствует разностороннему развитию обучающихся, помогает им лучше воспринимать, понимать и исполнять музыку, а также развивать их пластическую выразительность и координацию движений.
Таким образом применение метода пластического интонирования на уроках музыки в начальной школе дает возможность:
- активизации познавательного процесса посредством высвобождения эмоционально-моторного комплекса;
- направления естественной двигательной активности детей младшего школьного возраста в необходимое эмоциональное русло;
- развития музыкального восприятия младших школьников через движение.
Список литературы
Вендрова Т. Е. Искусство в школе : пластическое интонирование музыки в методике Вероники Коэн / Т. Е. Вендрова – Москва : Академия, 2021. - 61 с.
Гергель Е.А. Пластическое интонирование как способ осознания ребенком интонационного содержания музыки / Е.А. Гергель, С.С. Тихонова – Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2019. – 105 с.
Музыкальная энциклопедия : энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыш. – Москва: Просвещение, 2022. – 209 с.
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Музыка» (для 1–4 классов образовательных организаций) – Москва 2023
Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования : утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 г., № 373; с измен. и дополн. от 1. 09. 2022. – Москва: Ажур, 2019.