Статья по теме «Современное образование: теория, методика и практика»
Статья по теме: «Современное образование: теория, методика и практика»
Подготовила:
Дубровина Юлия Олеговна
Учитель начальных классов
Ярославль, 2021 год.
«Образование – то, что остаётся после того, когда забывается всё, чему учили».
Альберт Эйнштейн.
На сегодняшний день образование становится непрерывным и главным открытием в новом мире, что требует от современного учащегося обучения на протяжении всей жизни. Образовательная система является важнейшей частью любого общества. Она же воспитывает будущих выпускников в определенном образе, закладывая ценностные характеристики и отношение к окружающей действительности, чтобы потом они самостоятельно использовали это в жизни. Однако данное происходит не спонтанно. Окружающий мир диктует определенные требования к детях, а образование пытается реализовать всё в действительность. Сложность этой схемы состоит в том, что система образования очень пассивна и не может быстро реагировать на изменение внешних условий. Постоянно возникают противоречия между старым традиционным образованием и новыми требованиями общества, которые существуют в одном образовательном учреждении. Современное образование в широком смысле этого слова меняется. Главная задача образования заключается в «постоянном повышении образовательного уровня населения нашего государства и подготовку нового поколения к жизни в условиях демократического общества» [2].
Современное образование - это риторическое действие человеком, посредством активного познания себя в мире социальной культуры. Основная миссия современного образования заключается в обеспечении условий для самореализации личности человека. Процесс образования направлен на получение учеником качественных знаний, которые помогут ему в будущем эффективно выполнять трудовые обязанности, хотя не все выпускники могут справиться с нагрузкой, и почти половина из них выбирают короткий и лёгкий путь – поступление в колледж или техникум после 9-го класса. Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в двадцатом веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности, а с другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются проблемами в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования.
Как утверждает один известный советский и российский учёный Г.А. Бордовский: «Сейчас современное российское образование ругает даже ленивый. Все говорят, что оно год от года становится всё хуже, но каждый ставит ему свой диагноз. Одни убеждены, что главная беда в том, что мы потеряли «лучшее в мире образование», другие утверждают, что проблемы в образовании связаны с тем, что его форма не доведена до конца». Я считаю, что современное образование более доступное и обширное не только для ребёнка, но и для родителя, ведь не стоит забывать про обновления системы образования. Например, новая система ведения отметок и контроля над успеваемостью ребенка с помощью электронного дневника, которые помогают следить за отметками учеников и учителям, и родителям. Кроме того, благодаря данной системе, всегда можно узнать о заданном домашнем задании, а также о ближайших родительских собраниях, школьной жизни и корректировки в процессе обучения. Изучение информатики также является подходом к обучению, что помогает школьникам ориентироваться в мире современной технологий. Компьютерные классы в школах оснащены современными компьютерами, интерактивными досками и прочей аппаратурой, через которую ученикам намного проще усваивать материал.
В современном образовании довольно много методов и приёмов для работы с детьми. Методы обучения – понятие сложное и неоднозначное. Многие ученые так и не пришли к единому мнению и толкованию этой педагогической категории, но, несмотря на это, всё же можно отметить и нечто общее, что сближает точки зрения. Речь идет о том, что в последнее время большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Современные методы обучения можно разделить на три главные группы: пассивный, активный и интерактивный. Пассивный – это метод, когда учитель управляет уроком, а дети слушают лекцию и записывают материал в тетрадь. Активный – это метод, когда учитель и ученик взаимодействуют на равных и ведут диалог, беседу, дискуссию, а интерактивный – ученики взаимодействуют с учителем и с одноклассниками (например, работа в группах, защита проекта и прочие).
Отработав четыре года учителем начальных классов в сфере образования, я выделила более важные и нужные для работы современные методы обучения, с которыми познакомлю поближе. Они нравятся не только мне, но и в первую очередь учащимся, которые заинтересованы в работе благодаря новым современным методам:
Метод проектов. Проектная деятельность эффективно используется нами, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Творческие исследования, которые представляют собой самостоятельную работу ребёнка во внеурочное время по школьным предметам, таким как: русский язык, литература, математика, окружающий мир, музыка и физкультура, а также на общеразвивающие темы, направленны на расширение кругозора детей. Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая классно-урочная система. Современный проект учащегося – это дидактическое средство познавательной деятельности, развитие креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств. Главной задачей современного метода является исследование окружающей жизни детьми вместе с учителем. Учитель может быть как в роли помощника, так и в роли эксперта, создавая комфортные условия для развития личности ребёнка, способствуя успешному усвоению знаний.
Лэпбук. Лэпбук является самодельной интерактивной папкой, содержащей множество кармашков для карточек и иллюстраций, мини-книжек или схем, подвижных деталей, дидактических игр, которые вмещают в себя огромное количество материала. Попадая в руки ребёнка, лэпбук помогает ему сосредоточиться на теме урока, повторить и закрепить изученное, систематизировать знания. Таким образом, образовательная деятельность становится не только познавательной, но и интересной, творческой и даже увлекательной. Лэпбук – это особая форма организации учебного материала, прежде всего, основа групповой или парной проектной деятельности взрослого с ребёнком. В результате такой работы получается исследовательский проект. Важно в такой деятельности сформулировать и продумать образовательные, развивающие, воспитательные и творческие задачи.
Информационно – коммуникативные технологии (презентация). Использование компьютерных технологий позволяет сделать урок более интересным, мобильным, а главное современным. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку огромные энциклопедии или репродукции – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске. В презентации можно использовать всё необходимое для урока, включая аудио или видео – сопровождения. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися на любом уроке. Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся. В начальной школе практически все учителя используют презентации на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении внеклассных занятий и другое. Ребёнок жаждет получить новые знания, тем самым становясь творческой, настойчивой и трудолюбивой личностью. Таким образом, мы можем сделать вывод, что использование современных технологий в образовании способствуют у учащихся формирование интеллектуальности, креативности и самостоятельности.
Портфолио. Не стоит забывать, что портфолио ученика начальных классов реализует одно из основных положений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – формирование универсальных учебных действий. Портфолио предполагает активное участие не только учащихся, но и их родителей в оценочную деятельность. Я уверена, что основная цель портфолио в начальной школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности. Мой третий класс продолжает с удовольствием заполнять своё портфолио новыми работами и проектами. У каждого есть чувство гордости за свои достижения в учёбе или вне учебное время. Особенно интересно наблюдать, как они обмениваются друг с другом информацией, сравнивают работы друг друга и вносят новые коррективы в своё портфолио. В такой работе важен дух соревнования. Он не даёт погаснуть интересу ребёнка к учёбе, стремлению к приобретению знаний, желанию учиться и трудиться.
Объяснительно – иллюстративный метод и раздаточный материал. В этом методе обучения я использую иллюстрации или схемы и раздаточный материал к ним, чтобы облегчить детям усвоение темы, так как иногда одного учебника и рабочей тетради недостаточно. Далее мы выполняем задания на индивидуальных картах, опираясь на иллюстрацию и обсуждением содержание темы урока. Также раздаточный материал помогает закрепить пройденную тему урока. В процессе закрепления сосредотачивается внимание на главных пунктах материала. В таком методе обучения удобно получать обратную связь, информацию о том, насколько успешно поняли учащиеся объяснение. Такой анализ помогает подобрать соответствующие виды упражнений, заданий и самостоятельных работ для овладения учебным материалом.
Тренинги. Очень часто дети говорят о неудовлетворённости психологическим климатом в детском коллективе (классе), чувствуя при этом дискомфорт и неуверенность в общении с одноклассниками. Существует довольно много вариантов проведения тренингов для младших школьников. Из них можно выделить такие методы как: групповая дискуссия, игровые методы, релаксация, упражнения по арт-терапии, групповые работы, работы по коррекции общения. В своей работе я люблю использовать такие варианты проведения тренингов, как сказкотерапия и дискуссия. Данные занятия помогают сформировать у детей нравственные ценности, выявлять отклонения в поведении, раскрепощать и развивать в детях толерантность друг к другу, то есть сплотить школьный класс. Подобные занятия проводятся в классе, способствуя тому, чтобы школьники были более расслаблены в процессе общения и легко усваивали информацию.
Компьютерные программы. Обучение информатике и ИКТ в начальной школе направлено на формирование у младших школьников первоначальных представлений об использовании компьютера, свойствах информации и способах работы с ней. Существует связь с различными предметами школьного курса, с такими как: математика, окружающий мир, русский язык, литературное чтение, музыка. Также не стоит забывать о самостоятельном опыте ребёнка, включение в процесс обучения содержательных игровых ситуаций или заданий для усвоения предметных знаний, овладение способами действий и коллективное обсуждение ответов, позволяющих оказывать положительное влияние на развитие познавательного интереса у учащихся. Существует множество компьютерных программ для детей младшего школьного возраста, но учитель должен подобрать тот, который эффективно воздействует на ребёнка. Учащиеся из моего класса пользуются множеством компьютерных программ, таких как:
Компьютерная программа «Веселый забор». Игра развивает основные навыки учащихся начальной школы - чтение, грамотность, устный счет.
Компьютерная программа «Правописание слов русского языка». С помощью тренажёра дети и их родители могут проверить свои знания правописания слов русского языка.
Компьютерная игра «Таблица умножения в мультиках 2.0». Обучающая программа по математике, позволяющая поэтапно изучать таблицу умножения с использованием картинок и мелодий из мультфильмов. Основная цель игры - заинтересовать ребенка изучить таблицу умножения, сделав процесс изучения интересным, наглядным, веселым и увлекательным.
Обучающая программа – тренажёр решения заданий «Отличник». Программа способна генерировать примеры, уравнения, задачи по математике и упражнения по русскому языку для учащихся с 1 по 4 классы. После решения ученик получает соответствующую отметку, которая сохраняется. Это даёт возможность ведения статистики отметок.
Онлайн-платформа «Учи.ру» - платная образовательная онлайн-платформа, основанная в 2012 году. Платформа включает в себя онлайн-курсы по школьным предметам, а также внешкольные курсы программирования. Учителя, зарегистрировавшись на сайте, добавляют на сайт учеников своего класса и раздают им логины и пароли для входа на платформу. В личном кабинете учителя доступна информация о прохождении ребёнком курсов, его успеваемости. Помимо основной программы, есть «полная версия», которая включает в себя школьные предметы, развивающие игры, курсы по программированию, открывает доступ к олимпиадам, а также к «тайной лаборатории» - разделу с задачами повышенной сложности. Ученики работают в основном во внеурочное время, выполняя домашние задания, задания для индивидуальной работы. При выполнении заданий, система строит диалог с учеником. За выполнение курса каждый ученик получает электронный сертификат, который можно распечатать и вложить в портфолио. Также на данной платформе во время дистанционного обучения, учитель может запланировать и провести урок в «виртуальном классе» с использованием электронной доски, а позже получить детальную статистику об образовательных результатах по каждому ученику (сколько заданий выполнили ученики, сколько времени было затрачено на их выполнение, какие задания и темы вызвали наибольшую сложность). «Учи.ру» – это отличный способ сделать свои уроки ещё более яркими, используя компьютер или интерактивную доску в классе.
Следовательно, преподаватель самостоятельно принимает решение о выборе конкретного метода обучения или их сочетании для проведения учебного занятия. Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных и эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, применять новые образовательные технологии в учебный процесс. Одной из основных задач в образовании для меня является развитие у учащихся интереса к учению и творчеству, так как интерес и творчество в учебном процессе являются сильными инструментами, побуждающие к глубокому познанию предмета. Каждый учитель знает и понимает, что активность аналитического осмысления учебного материала младшим школьником довольно быстро снижается, если ученик на протяжении нескольких уроков вынужден анализировать один и тот же учебный материал, выполнять однотипные мыслительные операции. Известно, что детям быстро надоедает выполнять одно и то же, их работа становится малоэффективной, замедляется процесс развития.
Я считаю, что на уроках необходимо применять современные обучающие технологии в учебный процесс. Они позволяют разнообразить формы и средства обучения, повышая тем самым творческую активность учащихся.
Обучение занимает практически всю жизнь человека. Этот процесс начинается с детства и длится до смерти. Сейчас любую нужную для нас информацию мы можем найти в интернете, а зазубривать какие-то сведения нет необходимости. Главное сегодня – это уметь пользоваться этими сведениями. Ведь под словом обучение надо понимать не только посещение различных учебных учреждений. Ведь как сказал древнегреческий философ Аристипп «Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут». Многим основным знаниям мы обучаем в школе, и того не подозревая обучаемся сами. Но, наверное, каждый ученик все же хотел бы внести некоторые изменения в школьную жизнь.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время существует огромное количество возможностей для обучения. Научить современных детей сложно, ведь довольно часто мы сталкиваемся с телефонной зависимостью ребёнка, нежеланием учиться, ленью. Применяя эффективные методы обучения, и основываясь на взаимосвязи учителя и ученика, можно добиться успехов. Учить ребенка радостно, без принуждения – возможно, если в своей работе педагог использует обучающие технологии. Использование современных технологий может превысить преподавание традиционных учебных предметов, рассмотрев детский труд, придав понимание и запоминание учебного материала, а главное, подняв более высокий уровень интереса детей к учебе. Ведь как сказал Федор Иванович Янкович де Мариево «Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания».
Источники и список литературы:
https://studopedia.ru/1_95413_sovremennogo-obrazovaniya.html
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2019/08/30/sovremennye-metody-obucheniya
https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2019/10/13/statya-sovremennoe-obrazovanie
РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2021. – 140 с.
Непрерывная система образования "школа–университет". Инновации и перспективы. Сборник статей Международной научно-практической конференции / 2017.