Статья «Понятие уровня родительского контроля и его значение в целом для воспитания детей дошкольного возраста»
Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями; это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. [18; с. 37]
Специально организованные действия, мероприятия считаются составляющими целями воспитания, в основе которых заранее заложены изменения в человеке. Все-таки в воспитании основной базирующей целью
является формирование и развитие ребенка как личности с теми качествами, которые необходимы ей для жизни в обществе. Происходит управление процессом социализации ребенка. На сегодняшний день родительский контроль стержень целенаправленного руководства над жизнью ребенка.
В современной литературе следует выделять два главных подхода, определяющих положения родителя и ребенка в этом процессе. Во-первых, рассмотрим ребенка в дошкольном учреждении, где он является объектом воспитания, под контролем воспитателя, который определяет цели и задачи, а также закладывает в воспитание все те ценности, которые определяют элементарное поведение в обществе. Этот подход привычно называть традиционным. Во - вторых, с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ребенок становиться активным субъектом воспитательного процесса. В этом случае детско-родительское взаимодействие приобретает личностно-ориентированный, субъектный, диалогический характер. [27; с. 14] Исходя из этого, можно сказать, что законные представители при воспитании ребенка опираются на уже слаженные стереотипы и принципы семейного воспитания.
Сибиряков С. Л. – специалист в области семейной педагогики говорит о том, что одним из ведущих способов воспитания является самый действенный и много дающий - это поощрение, положительный пример, показ. Нельзя требовать от ребенка то, что в нем не было заложено ранее, чему не научили сами. Конечно, все исходит от семейного воспитания, от его уровня контроля за ребенком. Семейное воспитание-это сложная, уже сложившаяся система взаимоотношений, где ведущая роль принадлежит родителям. По определению В.В. Столина, семья - это «открытая система, подверженная внешним воздействиям», и, по его утверждению, она «должна учитывать в своем строении всю совокупность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия». [52; с. 18] Отсюда можно сказать, что уровень родительского контроля имеет огромное значение в становлении личности ребенка, а именно в момент дошкольного возраста. На сегодняшний день специалисты в области психологии и педагогики становление личности ребенка тесно связывают со стилями семейного воспитания. Конечно, ребенок впервые сталкивается со структурой семьи, где он занимает определенную нишу, но и иногда он сталкивается с незнакомой ситуацией, где происходит процедура переноса и замещения. Об этой структуре отношения отмечает Г. А. Широкова.[58; с.159].
В современной отечественной педагогической литературе семейное воспитание рассматривается как процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимых социальных и педагогических условий для гармоничного развития личности ребенка, формирования у него жизненно важных качеств и свойств личности.
А. С. Макаренко впервые из советских педагогов уделял огромное внимание проблемам семейного воспитания. Он считал, что основным условием воспитания является наличие полной семьи, где присутствует любовь, взаимное уважение, а также место быть четкому режиму и трудовой деятельности. Действительно, семья должна быть тем коллективом, уровень родительского контроля должен быть заложен в первую очередь на правильное развитие и формирование личности. Где влияние родительского контроля не помешало бы приспосабливаться личности к окружающим людям. Семья формирует содержание общества. А.С. Макаренко утверждал, что только в той семье дети получат правильное воспитание, которая сознает себя частью общества, в которой деятельность родителей рассматривается как необходимое обществу дело. Каждая сформированная семья имеет свой стиль семейного воспитания - способ управления человеческим поведением, типичная для родителя система приемов воздействия на ребенка; совокупность родительских стереотипов, воздействующих на ребенка по всем направлениям его жизнедеятельности; типичную стратегию поведения родителей с детьми [56; с. 208]; наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. [37; с. 44]
Родительские ценностные ориентации, установки, а также характеристика социальной среды, в которую погружается семья, а также родительский контроль за ребенком (особенностями восприятия ребенка родителями его поведения и способами наблюдения за ним) относится к стилям семейного воспитания.
Уровень родительского контроля часть воспитания, которое составляет целое из трех частей. Во-первых, отношение к ребенку. Во-вторых, представление о ребенке и способов родительского контроля (воздействия). В-третьих, присутствие определенного характера обращения с ребенком. Все это факторы, влияющие на воспитание ребенка, а именно, становление и формирование полноценно нравственной личности.
В основе любого стиля воспитания родительское отношение к ребенку. Родительское отношение - это целостная система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ребенком, особенностей восприятия и понимания индивидуально-психологических особенностей ребенка его поступков. [16; с. 42] Когда речь доходит до родительского отношения, то должны понимать под ним как взаимосвязь и взаимозависимость родителя и ребенка, включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. К структуре общения можно подойти по-разному, охарактеризовать её путем выделения в трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. [2; с.6] Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между двумя лицами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между сторонами. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга в ходе общения, где далее возникает взаимопонимание. В стилях семейного воспитания всегда присутствует родительская позиция либо родительская установка, но отличие в той осознанности, которую принимает родитель.
Тот или иной стиль воспитания уже подразумевает родительскую позицию, в которой уже выработаны взгляды, намерения. Родительская позиция имеет два элемента: эмоциональное принятие и контроль. Два элемента обычно сопутствуют друг другу, что определяет в том, как строится поведение взрослых и какие психологические свойства формируются у ребенка. Основу формирования позиции родителя составляет его системы жизненных ценностей, где вырабатывается воспитательный процесс для своего ребенка. Под родительскими установками же понимается система, или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. [41; с. 34]
А. Я Варга утверждает, что родительское отношение и соотношение его структурных компонентов определяется не только индивидуальными особенностями родителей, но и возрастом ребенка. [16; с. 51] В дошкольном периоде детства закладываются те ценности, качества, которые формируют нравственно приспособленную личность к современному обществу. Конечно, родительское отношение это составляющая в формировании личности ребенка, которое способно изменяться и приспосабливаться в определенных пределах. Родительское отношение реализуется в поддержании контакта с ребёнком, формах контроля, воспитании взаимоотношениями. [41; с. 68] Из выше изложенного можно сделать вывод, что воспитание в жизни родителей и детей это сложный, трудоемкий процесс формирования и становления личности. Значит, уровень родительского контроля это базирующий, основной элемент в воспитании, что оказывает особое влияние на детское развитие.
В современной литературе понятие «родительский контроль» имеет большое значение для воспитания будущего поколения. В практике обычно используют понятие «родительский контроль» как отношение к выраженности у родителей запретительных тенденций, выражающиеся в требованиях подчинения правилам, выполнения детьми своих обязанностей; это попытка влиять на деятельность ребенка. [2; с. 57] Безусловно, чем выше этот показатель, тем больше ребенка ограничивают в праве следования собственным побуждениям, активно добиваются от него подчинения правилам и следят за тем, чтобы дети полностью выполняли свои обязанности. В противоположность этому, в семьях, с низкой степенью выраженности родительского контроля, к детям предъявляют меньше требований, налагают меньше ограничений на их поведение и выражение ими эмоций. [29; с. 67]
Говоря о родительском контроле не нужно забывать компоненты. Маккоби Е.Е. включила в родительский контроль следущие компоненты:
1. ограничительность - установление границ детской агрессии;
2. требовательность - ожидание высокого уровня ответственности у детей;
3. строгость - принуждение детей к чему-либо;
4. навязчивость - влияние на планы и отношения детей;
5. произвольное проявление власти.
Как уже говорилось, что основным составляющим в процессе воспитания ребенка является родительский контроль, то О. А. Карабанова разработала систему родительской дисциплины:
а) систему требований и запретов;
б) способ контроля исполнения требований и запретов;
в) систему санкций (наказания и поощрения);
г) родительский мониторинг. [27; с. 14]
Если говорить о системе требований и запретов, как одной из составляющих системы родительской дисциплины, то можно сделать вывод о том, что ожидания в отношении нравственно развитого человека с определенными ценностями и качествами нет и не будет. Родителями не учтены те функции, которые являются необходимыми для полноценного воспитания:
1) объективно воспринимают реальные цели воспитания ребенка;
2) представляет собой образцы и правила социально желательного поведения и деятельности ребенка;
3) создают условия для формирования способности ребенка произвольно регулировать свою деятельность и общение в соответствии с заданными нормами и правилами;
4) обеспечивают развитие саморегуляции и самодисциплины;
5) позволяют структурировать и организовать среду, обеспечивая безопасное, т.е. прогнозируемое и поддающееся разумному контролю со стороны ребенка, пространство жизнедеятельности.
Дети дошкольного возраста воспринимают родительские требования и запреты, как негативное отношение к себе, что влияет на их поведение и получение тех достижений, которые не желает видеть родитель. Как правило, обычно для детей дошкольного возраста влияние запретов, а они проявляются в родительском контроле чаще, усугубляет негативное поведение ребенка в окружении. Это влияет на проявление пассивности, формирование зависимости, формируется комплекс неполноценности. Психолог Карабанова О. А. говорит, что требования задают положительный социальный эталон поступков и качеств, стимулируют мотивацию достижений и активность ребенка. Запреты, напротив, ограничивают активность, приводят безынициативности ребенка, стимулируют развитие мотивации избегания неудач и блокируют формирование мотивации достижений.
В современном родительском воспитании требования можно разделить на подгруппы: обязанность и запрет. В первом случае у ребенка формируется самообслуживание, он выполняет обязанности, либо поручения самостоятельно. В работах Э.Г. Эйдемиллера и В.Юстицкиса можно проследить некоторые составляющие, либо сопутствующие элементы требований-обязанностей: чрезмерность требований-обязанностей - требования к ребенку очень велики, не соответствуют его возможностям, что увеличивает риск психической травматизации ребенка. Недостаточность требований-обязанностей - ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье, и родители нередко сетуют, что ребенка трудно привлечь к какому-то делу по дому. [59; с. 36]
Во втором случае рассматривать требования как запрет, значит, ребенку нельзя делать что-либо. В этом случае, как и в первом, сопутствующие элементы такие же, как и в первом: чрезмерность и недостаточность. Чрезмерность в требовании - запрета для ребенка проявляется в том, что ничего нельзя. Но, а когда запретов недостаточно, то это выражается в поведение «все можно». На сегодняшний день запреты присутствуют в родительском контроле над ребенком, но когда их мало, то в случае очередного запрета ребенок их легко нарушает. Да, в современном мире без запретов жить не возможно, особенно для детей дошкольного возраста. Современные родители понимают сущность запретов, порой их нужно минимизировать, но внешняя сторона окружающего мира порой не дает такой возможности. Для «хороших» родителей социальная значимость ребенка в обществе составляет ведущую роль в воспитании и запреты для таких родителей ограничиваются небольшим необходимым составляющим уровнем родительского контроля. В первую очередь касается здоровье ребенка (запрет на противоправные действия наносящие урон здоровью личности), сопутствующее безопасность (запрет на действия, которые угрожают жизни себя и окружение), уважение ценностей страны, другой личности (запрет на действия, которые противоречат законодательству страны, чести и достоинства социума.
Для ребенка дошкольного возраста основным аспектов в высказывании требований и запретов является то, в какой форме это представлено. В литературе требования разделяют на императивные и оптативные. Если императивные требования можно представить в виде приказа, распоряжения, указания, поручения, то оптативные - это совет, предложение, просьба. Императивные формы более обязывающие, навязчивые, категоричные. Оптативные же напротив более мягкие и главное к ребенка должно присутствовать желание выполнять то или иное действие.
Карабанова О. А. представила в литературе определенные правила, для того чтобы требования и запреты действительно были приняты ребенком и выполнялись: запреты должны носить всеобщий характер, иметь равную и незыблемую обязательность для всех, исключать двойственность понятия; запреты должны предъявляться в безличной форме.; запреты должны быть предъявлены в вербальной (словесной) форме, ясной и понятной для ребенка;
предъявление и обсуждение запретов должно осуществляться до нарушения правил, а не в его момент. [27; с. 39]
Контакт ребенка и взрослого, а мы говорим о ребенке дошкольного возраста, должно обеспечиваться в таких условиях, где предъявляемые требования были востребованы ребенком и приняты и тогда будет минимизированы нарушения данных требований. Это можно назвать профилактикой нарушение требований ребенком. В проявлении требования ребенком может выражаться в различные ситуации, где родитель иногда приходит к наказанию, либо поощрению. Конечно, это присуще уровню родительского контроля за ребенком и является обратной связью на его поведение и поступкам, а главное принятым в социуме нормам и правилам. Напомним, что человек-существо разумное и современные родители более стали задумываться о нравственном развитии детей. Соответственно уровень родительского контроля это та часть в которой ребенок функцию поощрения и наказания ощущает в положительном или отрицательном подкреплении его действий. Такие авторы как Р. Кэмпбелл, Х. Джайнотт, Й. Раншбург, П. Поппер, Д. Нельсен, Л. Лот, С. Глен, С. Спиваковская выделяют следующие виды наказаний: физические наказания, вербальная агрессия, аффективное воздействие на ребенка, лишение родительской любви, ограничение активности ребенка, лишение благ и привелегий, инициирование чувства вины, принуждение к действию, наказание естественными последствиями, отложенный конфликт, блокирование нежелательного действия, логическое объяснение и обоснование.
Карабанова О. А. физическое наказание приравнивает к варианту физической агрессии - намеренное причинение вреда, нанесение физического и психологического ущерба ребенку, унижение личности ребенка. [27; с. 59] Родителями необходимо важно «достучаться» до тех чувств, которые они может и испытывали в своем детстве, когда их наказывали физически. Эти воспоминания могут предотвратить побои. Есть закономерность, если родители испытывали хоть раз в детстве физическое наказание, то родители своих детей может и ненамеренно, но проявят физическое наказание. В этих родителях уже заложен стиль определенного воспитания. Данное наказание положительного эффекта родительского контроля не принесет хорошего формирования полноценной личности. Это представляет реальную угрозу для ребенка, особенно дошкольного возраста, где закладываются те нравственные качества, которые присущи современному обществу. Применение физических наказаний формирует у ребенка агрессивность, тревожность, лицемерие, зависимость. Наряду с физической агрессией обычно сопутствует вербальная агрессия. Она как правило может проявляться в различных формах: порицаниях, упреках, ворчливости, осуждении, прямой и косвенной негативной оценке личности ребенка. Все это является отрицательной составляющей в формировании нравственного развития ребенка, потому что происходит формирование низкой самооценки, тревожности, неуверенности в себе, закрытости для окружения. Соответственно у ребенка происходит понимание детско-родительских отношений. В дошкольном возрасте можно наблюдать высказывания о родительской любви.
Следующее воздействие на ребенка в рамках родительского контроля можно замечать гнев, ярость, крик. Вследствие этого воздействия у ребенка не возникает чувства сопереживания.
Американский психолог Гордон говорит подробно о лишение родительской любви. Родитель в случае непослушания ребенка демонстрирует в открытой форме свое отвержение: «Я тебя больше не люблю», «Ты мне не нужен». Это может выражаться в избегании контактов с ребенком, в стремлении уйти, покинуть помещение, в котором находится ребенок. Данный вид наказания неприемлем в большинстве случаев, т.к. вызывает у ребенка переживание эмоционального отвержения, страх, тревогу, потерю чувства безопасности. Однако, в некоторых случаях подобная форма воздействия оказывается весьма эффективной, если ребенок понимает, что родительский гнев направлен не на личность, а на конкретный поступок ребенка. В этом случае родитель использует технику «Я-сообщений» («Мне очень неприятен твой поступок, мне обидно»).
Следующая форма воздействия выражается как ограничение активности ребенка. В формировании личности это выражается в приобретении отрицания, обидчивости. Если говорить о лишение благ и привилегий, то этот вид взаимодействия на ребенка включает введение временного запрета на права, которыми уже обладал ребенок. Следует понимать, что лишение благ привилегий зависит от значимости для ребенка. Если это происходит каждый раз, то в ребенке формируется агрессивность, жестокость.
Соответственно О. А. Карабанова заметила для того, чтобы наказание было продуктивным, необходимо соблюдать ряд рекомендаций: а) соотнести наказание с возрастом ребенка и тяжестью проступка; б) наказание не должно быть отложенным, т.к. отложенное наказание порождает страх, тревогу, депрессию; в) нельзя наказывать будучи в состоянии аффекта; г) родители не должны объединяться единым фронтом против ребенка; д) не стоит делать проступок ребенка достоянием общественности, обсуждать его с друзьями и знакомыми. [27; с. 64]
Противоположной стороной наказания являются поощрения. В отечественной литературе авторы выделяют следующие виды поощрения: похвала, ласка, совместная деятельность, материальное поощрение, разрешение активности с расширением прав ребенка.
В воспитательном процессе ребенка дошкольного возраста должны осознанно приниматься родителями наказания и поощрения. В формировании личности нужно больше поощрений, чем наказаний – это формирует положительно отзывчивую личность для общества со своей значимостью и самоценностью.
Из выше изложенного можно сделать вывод, что уровень родительского контроля непрерывно связано с формированием личности ребенка. Эффективный контроль предполагает сочетание эмоционального принятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью. А. И. Захаров выделяет три вида родительского контроля: разрешающий, умеренный и чрезмерный. [23; с. 18]
При разрешающем контроле наблюдается отсутствие запретов и предписаний, начиная от малой степени попустительства вплоть до полной неспособности родителей совладать с чувствами детей. Допускаются полная активность и самостоятельность ребенка, отсутствуют порицания и наказания. Родители потакают капризам детей.
Отсутствие контроля имеет две формы: гипопротекция и потворствующая гиперпротекция. [59; с. 42] Гипопротекция - форма отсутствия контроля, при котором наблюдается недостаток опеки и контроля, приводящий, иногда, к полной безнадзорности; часто сочетается с отвержением ребенка и представляет собой чрезвычайно неблагополучный для ребенка тип родительского отношения. Форма, при которой наблюдается недостаток контроля и требований,- это потворствующая гиперпротекция, или воспитание ребенка по типу «кумир семьи», что выражается в потакании всем желаниям ребенка, чрезмерном покровительстве и обожании. [59; с. 42] При этом у ребенка формируется следующая внутренняя позиция: «Я нужен и любим, а вы существуете ради меня». В результате чего у ребенка непомерно высокий уровень притязаний и в то же время недостаточно эффективная волевая регуляция собственного поведения.
Умеренный тип контроля сочетает как твердость родителей, не перерастающую в излишнюю принципиальность и настойчивость, так и определенную ситуативную уступчивость в отношении желаний и требований детей. [23; с. 31]
Чрезмерный контроль проявляется в стремлении родителей следить за каждым шагом ребенка. Он распространяется на эмоциональную и двигательную активность детей, на непосредственность в выражении чувств, приготовление уроков и «свободное» времяпрепровождение, которое в данном случае значительно сокращается. [23; с. 34] Нередко контроль носит характер тотальных, прямо или косвенно подразумеваемых запретов, когда запрещается без разрешения делать что-либо или даже выражать свои желания. Обилие контроля характерно для доминирующей гиперпротекции, при которой обостренное внимание и забота сочетаются с обилием ограничений и запретов. [59; с. 48]
А. И. Захаров в своем опыте показал подробно, что, доминантность в отношении с детьми приводит к безоговорочному признанию взрослыми истинности любой своей точки зрения, категоричности суждений, приказному, повелевающему тону, навязыванию мнений и готовых решений, стремлению к строгой дисциплине и ограничению самостоятельности, использованию принуждения, физического наказания. Кредо таких родителей - «Я не успокоюсь, пока не заставлю его сделать все, чего хочу». [23; с. 50] В современной литературе уровень родительского контроля представлен как низкий, средний и высокий. И в зависимости от уровня родительского контроля в воспитании, выделяют следующие стили семейного воспитания:
Авторитетный стиль нужно понимать, как высокий уровень родительского контроля, где поощрение растущей автономии своих детей, теплые отношения с детьми являются итогом социально-адаптированных, уверены в себе, способных к самоконтролю детей. [26; с. 18] В данном стиле семейного воспитания действия родителей являются первостепенными и дети с ними соглашаются. Баумринд Д. в своих работах называет такой стиль моделью авторитетного родительского контроля и отмечает, что дети при таком поведении родителей уверены в себе, обладают высокой самооценкой, у них развит самоконтроль и социальные навыки. [59; с. 67]
Низкий уровень контроля и теплые отношения составляют основу либерального стиля. В этом случае законные представители не соко проявляют инициативу к поведению ребенка. Здесь главным выступает ребенок к родителю. По мнению Баумринд Д., которая называла такой стиль моделью гармоничного поведения родителей, либеральные родители так увлекаются демонстрацией «безусловной любви», что перестают выполнять непосредственно родительские функции, в частности, устанавливать запреты для своих детей. [11; с. 117] Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.
Существует противоположный стиль предшествующиму-индифферентный стиль (по Маккоби Е.Е. и Мартин Дж.) - с низким уровнем контроля и холодными отношениями. В данном случае наблюдается закрытость родителей от детей, безразличия к ним. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению.
Из выше изложенного образуется прямая закономерность уровня родительского контроля, проявляясь в разных стилях семейного воспитания, и формирование личности ребенка, а вследствие и на общение с социумом.