12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ч.В.Н.532
Педагог дополнительного образования
Россия, Крым респ., Симферополь

Статья: «Проблемы внеурочной деятельности и дополнительного образования».

Исходя из изученного теоретического материала, своего опыта и опыта коллег, что в дополнительном образовании что во внеурочной деятельности существует не только много позитивного, но и множество недочетов. Начнем с проблем, которые наиболее распространены.

1 проблема – полное либо частичное отсутствие материально-технической базы из-за низкого финансирования (соответствующие СанПиН помещения, аппаратура, спортивный инвентарь, профессионально-техническое оборудование, расходные материалы). Т.е. по утвержденным в организации программам обучения все необходимое должно предоставляться за счет бюджета образовательной организации, а это в данное время не представляется возможным. Часть расходов ложиться на плечи родителей (приобретение расходных материалов, оплата конкурсов и поездок на соревнования и т.д.), но без полноценного обеспечения всего необходимого невозможно оказывать полноценные образовательные услуги – это суррогат.

2 проблема – с каждым годом конкуренция между внеурочными занятиями в школах и дополнительным образованием во Дворцах творчества и других подобных организациях растет. Школы начинают предлагать все более разнообразный спектр кружков и секций, и дети до Дворцов творчества «не доходят», ведь удобнее заниматься в школе у дома, чем ехать на другой конец города (особенно если не кому сопровождать).

3 проблема – исходя из моего педагогического опыта есть проблема со школьными сменами, например, очень часто детям, обучающимся во вторую смену, ставят нулевые уроки, и они начинаются около 11 часов утра, т.е. физически невозможно успеть. Приходится ребенку уходить из дома в 8 – 8:30, приходить на кружок к 9 и после бегом в школу, и это при условии, что школа рядом, а если нужно ехать? В результате посещаемость падает и педагог дополнительного образования в такой ситуации абсолютно бессилен.

4 проблема – следующим пунктом, на мой взгляд, является отношение некоторых родителей к увлечениям своих детей. Одни из них часто «наказывают» детей за плохие оценки в школе отказом в посещении любимого кружка либо секции. Другие же впадают в противоположную крайность и записывают ребенка на 10 - 15 объединений и посещение внеурочных занятий и организаций дополнительного образования, для такого ребенка, превращается в конвейер и беготню, без особого осмысления и понимания. При таком плотном графике посещение занятия может составлять по 20 - 30 минут, и нужно идти на следующий кружок. Либо посещение 1 занятия в неделю, вместо 2 - 3. Соответственно посещаемость хромает, а результаты освоения программы практически нулевые.

5 проблема – увеличение численности учащихся в группах, иногда до 20 – 25 человек. Все-таки дополнительное образование и внеурочная деятельность предполагают индивидуальный подход к личности ребенка, но при перегруженности групп это выполнить трудно. Дети, которым педагог уделил недостаточно внимания обижаются и могут перестать посещать кружок только из-за этого.

6 проблема – большое количество постоянно заполняемых бумаг, отчетов, планов, протоколов сильно выхолащивает и сил, и времени, чтобы подготовить занятие более интересно для детей часто не остается.

7 проблема – самой сложной и трудно решаемой проблемой, из моего педагогического опыта, является при всех вышеописанных факторах сохранять количество детей в группах, так называемую «сохранность численности контингента». Часто приходится отчислять тех, кто перестал ходить и зачислять вновь прибывших в середине учебного года, что не ведет к качественному обучению, ведь новеньким нужно «догонять» группу с самого начала, с азов.

В перспективе продуктивного взаимодействия дополнительного образования и внеурочной деятельности я вижу более адекватное и соответствующее спросу учащихся материальное обеспечение реализуемых учебных программ в образовательных учреждениях.

Возможно, следует ввести ограничение посещения одним ребенком бюджетных студий и секций, чтобы улучшить стабильность посещаемости и дать возможность другим детям тоже обучаться бесплатно.

Я считаю, что стоит заключить некий договор между учреждением дополнительного образования и близ лежащими школами, о секциях и кружках, которые не будут дублироваться, дабы не создавать друг другу конкуренцию, хотя бы в отдельных районах города.

Работа с родителями, на мой взгляд, является самой сложной. Многие настолько завышают планку своему ребенку, что у ребенка образовывается комплекс неполноценности. Исходя из анализа анкетирования в сентябре 2022 года в нашем учреждении, многие родители детей 5 - 6 лет указали, что их не устраивает организация концертов, выставок, конкурсов, соревнований и т.д. Не могу удержаться от комментария: родители только привели детей чтобы они начали получать дополнительное образование, прошло 2 – 3 недели и они уже недовольны, но многие дети карандаш держать не умеют, про ножницы даже речь не идет.

Необходимо проводить среди родителей и детей профориентацию, чтобы выбор объединения для получения дополнительного образования был осознанным: для чего они туда идут и чему их научат.

Я думаю целесообразно привлекать к сотрудничеству с дополнительным образованием и внеурочной деятельностью колледжи, для возможной подготовки и профориентации учащихся. Чтобы они видели цель и смысл своих занятий, и возможно, готовились к будущей профессии.

Подводя итог хочется сказать, что все-таки дополнительное образование и внеурочная деятельность дают очень большую свободу для выбора увлечений и будущих профессий учащихся, нужно немножко всем постараться сделать их лучше и продуктивнее и у наших детей детство будет наполнено не только школьными уроками и гаджетами, но и творческими поисками, спортивными достижениями, занятиями по душе, общением в среде единомышленников.


Список литературы.

1. Архипова О. В. Жизнь после уроков: радость познания // Дополнительное образование и воспитание. - 2013 - № 12 - С. 19-21.

2. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения [Текст] / А. Г. Асмолов // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 18-22.

3. Бахчиева О. А. Государственная система дополнительного образованиядетей в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения [Текст] / О. А. Бахчиева // Внешкольник. – 2010. – № 1. – С. 27-31.

4. Вяземский Е. Е. Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения: инновационный характер, функции, особенности [Текст] / Е. Е. Вяземский // Преподавание истории в школе. – 2009. – № 8. – С. 4-13.

5. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор [Текст] / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения). – 223 с.

6. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (в действующей редакции).

7. Интеграция общего и дополнительного образования / Под ред.Е.Б. Евладовой, А.В. Золотаревой, С.Л. Паладьева. М.: АРКТИ, 2006. 296 с.

8. Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р.

9. Куприянов Б.В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: проблемы взаимодействия и интеграции // Воспитание школьников. 2012. №6. С. 3–8

10. Максимова В.Н. Интеграция в системе образования. СПб: ЛОИРО,

2000. - 83 с.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Внеурочная деятельность школьников: к вопросу об интеграции общего и дополнительного образования [электронный ресурс]/ Л.С. Ручко, Н.В. Федотова. – Режим доступа: http://www.eduportal44.ru/koiro/enpj/default.aspx , свободный. (Дата обращения 24.09.2022).

Внеурочная деятельность педагога [электронный ресурс]/ Ч. Ш. Салчак. – Режим доступа: https://nsportal.ru/user/1123010/page/razdel-5-vneurochnaya-deyatelnost-pedagoga, свободный. (Дата обращения 26.09.2022).

Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе. [электронный ресурс]/ – Режим доступа: https://www.maam.ru/obrazovanie/vneurochnaya-deyatelnost, свободный. (Дата обращения 01.10.2022).

Дополнительное образование как средство реализации внеурочной деятельности. Проблемы. Перспективы [электронный ресурс]/ О.Н. Русских. – Режим доступа: https://pedportal.net/po-zadache/administrirovanie-shkoly/pedagogicheskiy-sovet-quot-dopolnitelnoe-obrazovanie-kak-sredstvo-realizacii-vneurochnoy-deyatelnosti-problemy-perspektivy-quot-1120459, свободный. (Дата обращения 01.10.2022).

Организация внеурочной деятельности школьников: опыт, проблемы, перспективы [электронный ресурс]/ Г.Е. Муравьева, А.К. Осин. – Режим доступа: http://pedagogika.ucoz.net/index/organizacija_vneurochnoj_dejatelnosti_shkolnikov_opyt_problemy_perspektivy/0-86, свободный. (Дата обращения 30.09.2022).

Проблемы и перспективы развития образования в современном мире [электронный ресурс]/ Г. Алексейчук. – Режим доступа: https://pedsovet.org/publikatsii/nachalnaya-shkola/-problemy-i-perspektivy-razvitiya-obrazovaniya-v-sovremennom-mire, свободный. (Дата обращения 24.09.2022).




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.