Статья «Развитие творчества у дошкольников»
Статья на тему: «Развитие творчества у дошкольников»
Аннотация
Тема развития творчества у дошкольников одна из самых актуальных у исследователей разных специальностей. Очень важно начать развивать творческие способности с детства, поскольку дети в этом возрасте особенно любознательны и у них огромное желание познавать окружающий мир. Мышление дошкольников более свободное, чем у взрослых, и это качество непременно нужно развивать. Важно быть терпеливым, не критиковать ребенка, и тогда результат обязательно появится.
Актуальность: воспитание личности, которая обладает богатым творческим потенциалом, способна к саморазвитию, умеет справляться с проблемами, начинается в детские годы. Поэтому данному вопросу необходимо уделять пристальное внимание.
Цель – исследовать развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: творчество, дети, способности, воображение, мышление.
Annotation
The theme of the development of creativity in preschoolers is one of the most relevant among researchers of various specialties. It is very important to start developing creative abilities from childhood, since children at this age are especially curious and have a great desire to learn about the world around them. The thinking of preschoolers is freer than that of adults, and this quality must certainly be developed. It is important to be patient, not to criticize the child, and then the result will definitely appear.
Relevance: the upbringing of a person who has a rich creative potential, is capable of self-development, knows how to cope with problems, begins in childhood. Therefore, this issue must be given close attention.
The goal is to investigate the development of creativity in older preschool children.
Key words: creativity, children, abilities, imagination, thinking.
Развитие творчества детей является одной из самых загадочных проблем, которая привлекает внимание исследователей многих специальностей. Изучение данной проблемы связано с тем, что основное условие прогрессивного развития общества – это человек, который способен к творческому созиданию.
Формировать творческие способности и качества нужно с детского возраста. Педагоги и психологи считают, что детей необходимо как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий (Л.А.Баренбойм, Л.С.Выготский, Н.А.Ветлугина).
Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для развития творческих способностей, так как в этом возрасте дети особенно любознательны, они обладают огромным желанием познавать окружающий мир. Взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их во всевозможные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. В свою очередь, накопление знаний и опыта являются необходимой предпосылкой для будущей творческой деятельности. Огромное значение имеет тот факт, что мышление старших дошкольников более свободно, нежели мышление более взрослых детей. И именно это качество обязательно нужно развивать.
Развитие творческих способностей всегда тесно связано с развитием воображения ребенка. Воображение делает жизнь детей богаче, ярче и интересней. Дети действуют подсознательно и не ставят перед собой цели, как взрослые. Детьми движет удовлетворение их потребностей, что вызывает у них положительные эмоции.
Понятие детского творчества предполагает деятельность ребенка, который создает «нечто новое», что не связано с возрастными ограничениями. Детское творчество очень тесно связано с игровой деятельностью, и порой очень сложно выявить грань между ними, поскольку она не всегда точно определена и прокладывается целевой установкой, ведь в творчестве поиск и создание нового часто осмысленны как цель, а игра изначально таковой не предполагает. Детское творчество в личностном плане базируется не столько на имеющихся задатках, оно в большей степени выступает как средство саморазвития, чем самореализации, способствуя становлению личности и созиданию самого себя. Чтобы развивать частное, необходимо развивать общее. Поэтому, если мы хотим успешно развивать, к примеру, слух, нужно в первую очередь развивать общие способности. А значит, следует заниматься всем: рисованием, музыкой, танцами, литературой, мастерством актера.
Условия творческого содействия взрослых и детей старшего дошкольного возраста:
1. Запаситесь терпением – не стоит ждать от детей «быстрых» результатов – они непременно произойдут, но не следует торопить события.
2. Не забывайте о доброжелательности, нет необходимости торопиться давать оценку детским работам – иногда это становится для детей источником неуверенности в себе, своих возможностях.
3. Не стоит расстраиваться из-за появления шума и движения во время занятий: творческий и эмоциональный запал «ищет» выхода. Вам удалось спровоцировать эту энергию, поэтому лучше попрыгать вместе с детьми, чем призывать успокоиться строгим голосом.
4. Попробуйте играть в «креативную педагогику», ведь это поле открыто для каждого: как нет детей без воображения, так и не существует педагога без творческих порывов.
Дети необычайно эмоциональны и впечатлительны. Они тонко чувствуют и бурно реагируют не необычное и новое, стремятся выразить свои впечатления в поделках и рисунках. Их завораживают необычные картины природы, наблюдения непривычных для них явлений, результатов экспериментальной деятельности. Они с радостью привносят всё новое и познанное ими в процесс творческой деятельности. Как раз в художественной деятельности проявляется вкус ребенка и эстетические переживания, полученные впечатления, развиваются самостоятельность, инициативность, творческие способности, оттачиваются интеллектуальные способности, расширяется кругозор.
Список использованной литературы
1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. СПб.: издательство Буковского, 2017. - 60 с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 2018. - 276 с.
3. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей // Дошкольное воспитание. 2017. №12. - 73-75 с.
4. Левин В.А. Воспитание творчества. Томск: Пеленг, 2019. - 56 с.
5. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 - 7 лет с народным искусством. 2-е издание исп. и доп. М: Мозаика - Синтез. 2015. - 210 с.
6. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. М., 2016. - 132 с.