Статья. «Развиваем креативность через функциональную грамотность: инновационные подходы на уроках ИЗО».
Статья.
«Развиваем креативность через функциональную грамотность: инновационные подходы на уроках ИЗО».
Автор: Корягина Елена Николаевна,
учитель изобразительного искусства, МБОУ ООШ №6, г. Мыски, Кемеровская область.
Аннотация
Статья посвящена исследованию возможностей развития креативности у подростков посредством формирования функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства (ИЗО). В работе рассматриваются современные подходы к пониманию функциональной грамотности как совокупности умений и навыков, необходимых для успешного решения жизненных задач, а также её роль в стимулировании творческого мышления учащихся. Особое внимание уделено методам интеграции различных видов деятельности на уроках ИЗО, способствующих развитию воображения, критического мышления и самостоятельности в процессе создания художественных произведений. Приводятся примеры конкретных педагогических технологий и методик, направленных на повышение уровня креативности подростков через развитие их функциональной грамотности.
Результаты исследования могут быть полезны для учителей ИЗО, а также педагогов других дисциплин, заинтересованных в развитии творческой активности своих учеников.
Введение
Современный образовательный процесс направлен на формирование у учащихся не только базовых знаний, но и важных жизненных компетенций, таких как критическое мышление, коммуникативные навыки и, конечно же, креативность. Функциональная грамотность представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для успешной адаптации и деятельности в обществе. Она включает в себя не просто запоминание фактов, но и понимание контекста, умение анализировать информацию, делать выводы и принимать обоснованные решения. На уроках изобразительного искусства эта концепция приобретает особую значимость, поскольку искусство само по себе является мощным инструментом для развития творческих способностей и формирования мировоззрения.
Креативность является одним из ключевых факторов успеха в современном мире. Она позволяет находить нестандартные решения проблем, генерировать новые идеи и адаптироваться к изменяющимся условиям. Уроки ИЗО предоставляют уникальную возможность для развития креативного мышления у школьников. Через работу с различными материалами, техниками и стилями учащиеся учатся видеть мир под разными углами, экспериментировать и выходить за рамки привычных шаблонов.
Методы развития креативности на уроках ИЗО
Для эффективного развития креативности на уроках ИЗО можно использовать следующие методы:
1. Проектный метод. Создание проектов, связанных с реальными задачами, такими как оформление школьных мероприятий, разработка логотипов или создание афиш. Это позволяет учащимся проявлять инициативу и находить нестандартные решения.
2. Метод ассоциаций. Использование ассоциативных игр и упражнений для стимуляции воображения. Например, задание нарисовать образ, связанный со словом, предложенным учителем, или создать композицию на основе неожиданных сочетаний предметов.
3. Интерактивные игры. Проведение групповых занятий, где учащиеся совместно создают произведения искусства, обмениваясь идеями, и дополняя работы друг друга. Такие занятия развивают навыки сотрудничества и коллективного творчества.
4. Импровизация. Задания, требующие быстрого реагирования и поиска решений без предварительной подготовки. Например, предложить ученикам за ограниченное время создать рисунок на заданную тему, используя минимум материалов.
5. Экспериментирование с материалами и техниками. Предоставление возможности экспериментировать с различными художественными материалами и техниками, чтобы ученики могли открывать новые способы выражения своих идей. Это может включать работу с нетрадиционными инструментами и поверхностями.
6. Визуализация абстрактных понятий. Задание визуализировать такие понятия, как «свобода», «радость» или «тревога». Этот подход развивает способность мыслить метафорически и искать оригинальные формы выражения сложных концепций.
7. Креативные задания с элементами проблемного обучения. Постановка перед учениками задач, решение которых требует творческого подхода. Например, разработать дизайн упаковки для необычного продукта или придумать альтернативную версию известного художественного произведения.
8. Использование арт-терапевтических техник. Применение методов арт-терапии, таких как рисование под музыку, работа с мандалами или создание коллажей, помогает раскрыть эмоциональные состояния и развить интуицию.
9. Коллективное обсуждение и критический анализ работ. Регулярное проведение обсуждений созданных произведений, где каждый ученик имеет возможность высказать свое мнение о работах других участников. Это учит анализу, оценке и конструктивной критике, что важно для развития креативного мышления.
10. Самостоятельное исследование и презентация. Организация мини-исследований, когда школьники самостоятельно изучают какую-то тему, связанную с искусством, и затем представляют свои находки классу. Это стимулирует интерес к новым знаниям и умение презентовать свои идеи.
Эти методы помогают развивать у учеников 5–7 классов творческое мышление, уверенность в себе и способность генерировать оригинальные идеи, что является важной частью процесса становления личности.
Для эффективного применения функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства и развития креативности есть необходимость различного подхода для решения образовательных задач. Так, например, существуют различия между креативностью в 5, 6 и 7 классах, которые заключаются в уровне развития и акцентах работы над этим навыком:
В 5 классе закладываются основы понимания особенностей и навыков креативного мышления на примерах простейших заданий и бытовых ситуаций.
В 6 классе развивается креативное мышление посредством коммуникативно-творческих заданий. Учащиеся знакомятся с методами решения творческих задач, например, с мозговым штурмом.
В 7 классе креативное мышление развивается в контексте решения новых и более сложных задач, требующих творческого и аналитического подхода. На занятиях используются интересные постановки задач, которые требуют от учеников проявления нестандартных подходов к решению проблем и вопросов.
Таким образом, в разных классах акцент на развитии креативности отличается: в 5 классе это общее представление о креативности и базовые действия, лежащие в её основе, а в 7 классе — развитие способности генерировать новые идеи, решать проблемы и находить нестандартные подходы к решению задач.
Рассмотрим несколько примеров уроков, направленных на развитие креативности через функциональную грамотность.
Урок 1: «Цветовая палитра эмоций»
Цель: Развитие эмоциональной выразительности через использование цвета.
Задание:
Учащиеся получают задание создать картину, выражающую определённые эмоции (радость, грусть, гнев, удивление). Они должны использовать различные оттенки цветов, чтобы передать настроение. Например, радость может ассоциироваться с яркими цветами (жёлтый, оранжевый), а грусть – с холодными оттенками (синий, фиолетовый).
Функциональная грамотность:
- Эмоциональный интеллект: учащиеся учатся распознавать и передавать эмоции через визуальные средства.
- Креативность: развивается способность к самовыражению через искусство.
Урок 2: «Абстрактный город будущего»
Цель: Развитие воображения и пространственного мышления.
Задание:
Ученики создают абстрактный рисунок города будущего, используя геометрические формы, линии и цвета. Им предлагается представить, каким будет город через 100 лет, какие технологии будут использоваться, какой будет архитектура.
Функциональная грамотность:
- Пространственное мышление: учащиеся развивают навыки работы с формой и пространством.
- Воображение и прогнозирование: задание стимулирует фантазию и умение предвидеть будущее.
Урок 3: «Портрет с характером»
Цель: Развитие наблюдательности и способности передавать индивидуальные черты личности
Задание:
Учащиеся рисуют портрет своего одноклассника или учителя, стараясь передать не только внешние черты, но и характер, настроение, особенности поведения. Для этого они используют разные техники рисунка и цветовые решения.
Функциональная грамотность:
- Наблюдательность: учащиеся учатся замечать мелкие детали внешности и характера людей.
- Самовыражение: через портрет они передают своё видение другого человека.
Урок 4: «История в картинках»
Цель: Развитие повествовательных способностей и творческого подхода к истории.
Задание:
Ученикам предлагают выбрать историческое событие или эпоху и нарисовать серию иллюстраций, рассказывающих о нём. Это может быть история о Древнем Египте, Средневековье или Великой Отечественной войне. Важно, чтобы рисунки передавали ключевые моменты события и атмосферу времени.
Функциональная грамотность:
- Историческая осведомлённость: учащиеся углубляют свои знания об исторических событиях.
- Повествование: развиваются навыки создания последовательного сюжета и передачи информации через визуальный ряд.
Заключение
Развитие креативности через функциональную грамотность на уроках изобразительного искусства является важным аспектом современного образования. Оно способствует формированию у школьников способности к самостоятельному мышлению, принятию решений и творческому самовыражению. Применение проектного метода, интерактивных заданий, творческих экспериментов и критического анализа позволяет сделать уроки интересными и полезными, дающими возможность учащимся проявить творческую инициативу и раскрыть свой потенциал.
Таким образом, развитие креативности через функциональную грамотность на уроках изобразительного искусства является важным аспектом современного образования. Оно способствует формированию всесторонне развитой личности, готовой к вызовам будущего.
Список литературы
Козырева Н.Н. Интеграция предметных областей как средство формирования функциональной грамотности // Педагогика. 2019. № 10. С. 45-50.
Лебедева Е.С. Методические рекомендации по развитию креативности на уроках изобразительного искусства // Вестник Московского государственного педагогического университета. 2017. № 12. С. 22-28.
Пономарёва Ю.А. Креативность и её роль в образовательном процессе // Вопросы психологии. 2018. № 11. С. 68-75.
Савельев Д.В. Современные подходы к развитию функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства // Школа будущего. 2019. № 5. С. 24-29.
Сухорукова Л.Н. Психолого-педагогические условия развития креативности у подростков // Образование и наука. 2017. № 19. С. 56-67.
Щетинина Н.П. Формирование творческой активности школьников на уроках изобразительного искусства // Современное образование: традиции и инновации. 2018. № 3. С. 34-39.