12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Белкина Лидия Константиновна1097
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

Статья:

«Взаимодействие семьи и школы.»


В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится:

«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте».



Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой трехсторонний общественный договор между семьёй, обществом и государством. Теперь родители обучающихся – субъекты образовательного процесса, непосредственно участвующие в ходе его проектирования и реализации.

Она из главных задач школы – создание педагогической системы, которая основана на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров.

Семья – это одна из основных ценностей, признаваемых обществом во все времена, сегодня как никогда она должна привлекать наше внимание. На данном этапе, необходимо ориентироваться на модели отношений семьи и школы, которые соответствуют новым жизненным реалиям, отвечают требованиям государства (ФГОС).

  В условиях внедрения новых образовательных стандартов возрастает значимость взаимодействия семьи и школы. С целью более близкого знакомства с родителями учеников, можно договориться на родительском собрании о «дне семьи», это день, когда учитель может посетить семью. Такой день необходимо определить заранее, составить список посещения семей. Делается это для того, чтобы увидеть, как и в каких условиях живет ребенок.

Семья и школа играют главную роль в жизни ученика, и от того, как он себя в них чувствует, зависит его развитие как личности. Поэтому ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления школьника. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика. Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств.

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление и взаимодействие школы и семьи, на усиление её воспитательного потенциала. Для этого разделим формы взаимодействия педагогов и родителей на две большие группы: традиционные и инновационные формы.

Школьный период охватывает три возрастных этапа: младший школьник возраст (6-10 лет), младший подростковый (11-14 лет), старший подростковый (15-17 лет). Это налагает на школу большую ответственность, поскольку в процессе социализации детей и подростков в течение целого десятилетия она выступает как важнейший образовательно-воспитательный институт, разделяя эту ответственность с семьёй. Поэтому в процессе взаимодействия семьи и школы необходимо определить цель и педагогические условия этого взаимодействия, соблюдение которых поможет повысить его эффективность. Цель взаимодействия состоит в привлечении семьи к совместной со школой социально-значимой деятельности, в обеспечении взаимопонимания стремлений школы и семьи в развитии детей и подростков, их ценностных ориентаций, творческого потенциала и других важных составляющих структуры личности.

Навыки и привычки правильного поведения, которые дети и подростки получают в школе, необходимо закреплять в семье, и наоборот. Можно с уверенностью сказать, что роли семьи и школы в социализации детей и подростков во все времена были тесно связаны и неразрывны, являясь необходимой частью социализации детей и подростков.

В процессе взаимодействия учителям рекомендуется использовать следующие принципы работы с родителями: доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.  В общении с родителями необходимо избегать категоричности, требовательного тона, толерантность, т.е. признание достоинства, свободы личности, терпимость к мнению другого. Не стоит навязывать свое видение родителям, ведь они уже сформировавшиеся личности со своим мировоззрением.

  Новые социальные изменения в обществе требуют от педагога открытости по отношению к семье ребенка. Подобный подход будет действенным в том случае, если провозглашаемые ценности преобразуются в ценности, объединяющие социальный, интеллектуальный, культурный опыт всех, живущих в едином педагогическом пространстве.

Индивидуальный подход к каждой семье- это один из самых главных принципов в работе учителя. Все семьи отличаются друг от друга. Эти различия зависят от многих факторов: родительской и человеческой культуры, традиций семьи, социального положения, особенностей здоровья членов семьи, ее состава, жилищных условий, и т.п.

Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты, эффективнее будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, заинтересованность педагога разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

     Родители должны видеть в учителе друга, человека, который всегда придет на помощь, выслушает, подскажет, поддержит, даст верный совет.

Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родительская общественность станут союзниками.  Наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в учебно-воспитательном процессе, следует считать такие:

неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток (либо недостаток) вещей, приоритет материального благополучия;

бездуховность родителей, отсутствие стремления к духовному развитию детей;

авторитаризм либо крайний либерализм, безнаказанность и всепрощенчество;

наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

отсутствие нормального психологического климата в семье;

фанатизм в любых его проявлениях;

безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий);

Организация социального взаимодействия педагогического коллектива школы с семьей предполагает ряд аспектов:

изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей, знакомство с бытовыми условиями учащихся;

составление программ совместных действий;

анализ результатов совместной воспитательной деятельности;

мониторинг социальной ситуации в классе, в микрорайоне школы.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.

Характер взаимодействия педагогов с семьей должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковое отношение.



Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребёнка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме «школа – семья». Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям:

Изучение семьи позволяет педагогу лучше узнать ученика, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения школьника с родителями. Учитель может использовать методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, и др.

Основной формой психолого-педагогических взаимодействия являются родительские собрания, которые проводятся как в традиционной, так и нетрадиционной форме (конференция, практикум, деловая игра и др.).

Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся.
Родители активно включаются во внеурочную деятельность: праздники  класса, походы,  спортивные игры, ролевые игры.

Родители могут выступать за различные изменения, помогать в реализации программ развития школы и участвовать в управлении школой через:

Родительские комитеты (классные);

Совет школы.

Информирование о содержании учебно-воспитательного процесса.

Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи. Родители информируются о новшествах и  изменениях,  происходящих в школе: ЕГЭ, ГИА, ФГОС, «Школьная форма»  и пр.

Самая большая работа с родителями возложена на плечи классных руководителей.

Каждый  классный руководитель ведёт протоколы родительских собраний. Анализ таких протоколов позволиляет   увидеть картину посещаемости родителями собраний.

Введение ФГОС требует иных взаимоотношении семьи и школы, взаимоотношений которые   построены на сотрудничестве, взаимодействии и доверительности. 


После посещения школы во время «Дня открытых дверей»,  родители оставиляют свои отзывы о данном мероприятии:

Приятным моментом была встреча родителей  в фойе школы с вручением небольшого пожелания. Сразу складывалось впечатление, что родителей тут ждут и рады их видеть.

Посещение уроков помогло объективно оценить уровень самостоятельности ребёнка, умение слышать и слушать педагога, выполнять задания, организовывать свою учебную деятельность.

Отношение педагогов было очень доброжелательное, открытое.



 Основной целью взаимодействия семьи и образовательной организации является вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство. Только совместными усилиями, школа и семья смогут достичь желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.

Использование таких форм взаимодействия, как родительские собрания, конференции, лекции, встречи с учителями - предметниками, администрацией, поможет создать благоприятные условия для обеспечения взаимопонимания  в формировании здоровой личности ребенка, ее ценностных ориентаций, в  раскрытии  индивидуальности каждого ребенка, его творческого потенциала.


Формирование здоровья подрастающего человека происходит в течение всего учебно-воспитательного процесса, с использованием разных видов деятельности, форм, методов и приемов. Однозначно, что без участия родителей учащихся вся эта работа будет неэффективной.

Притча...

"В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, т. к. все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам. Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, они ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами – белой, черной, синей, красной, зеленой, желтой. Сыновья решили, что это очень дорогой заказ и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали они заказчика, ждали, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе. Первый сказал: "Возьму белую шляпу, т. к. белый – благородный цвет". "Возьму черную, – сообщил второй, – строгий стиль меня всегда привлекал". Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвертый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло – и взял желтую шляпу. Пятый очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как все меняется, – он взял себе зеленую шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – и выбрал синюю шляпу. Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца. Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всем происходящем, анализировать факты и события. Второй брат начал видеть все в черном цвете, обращать внимание на недостатки во всем. И многим это даже нравилось. Брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет. Брат, который взял желтую шляпу, находил во всем только хорошее, видел все в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным. Все, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал. Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше". [Зинкевич-Евстигнеева Т., Грабенко Т. Шесть шляп мышления. //Школьный психолог. – 2001. № 15. https://psy.1sept.ru/article.php ?ID=200101518)



Дата проведения: с 2 сентября по 5 сентября
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.