12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Штерн2065
Россия, Воронежская обл., рп Латная Семилукский муниципальный район

Проблемы взаимодействия семьи и школы

Семья – один из важнейших социальных институтов социализации личности ребенка. Именно в семье закладываются основные нормы морали и нравственности, формируется характер ребенка, его личность. Таким образом, семья – это группа людей, связанных общим бытом, главная цель которой - наиболее эффективное удовлетворение потребностей в самосохранении и самоутверждении каждого ее члена. Семья создает у ребенка ощущение дома как места, где его любят и ждут, принимают его таким, какой он есть, защищают в сложных ситуациях.

Именно в семье ребенок учится общаться, сотрудничать, взаимодействовать с другими людьми, учится оценивать себя и окружающих. Благодаря семейному воспитанию, в первую очередь, родителям, у ребенка формируются зачатки эстетического отношения к миру, приходит понимание красоты в разнообразных явлениях жизни, природы, человеческих отношений. Соответственно, необходимо изучать семью как педагогическую основу, поскольку ее воспитательная функция идет вслед за репродуктивной.

При поступлении ребенка в школу важно выстроить гармоничные взаимоотношения в параллели семья и школа. Грамотно выстроенные отношения позволяют сформировать успешную личность обучающегося. Семейное и школьное воспитание взаимосвязаны, могут дополнять и в чем-то даже заменять друг друга, но они не равнозначны. По своей специфике семейное воспитание в корне отличается от школьного. В семье все воспитательные процессы так или иначе основаны на чувстве: привязанности, любви членов семьи друг к другу. Семейное воспитание является частью общественного, в конечном итоге именно общество подает запрос семье на воспитание определенных черт характера личности, а семья, в свою очередь, стремится реализовать этот запрос.

Основная цель работы школы как социального института — всесторонняя подготовка обучающегося к жизни в современном обществе, к осознанному личностному самоопределению, успешной самореализации в профессиональной деятельности. В школе осуществляется обучение и воспитание подрастающего поколения. Социальные функции школы определяются актуальностью образовательных потребностей населения [1].

Необходимо подчеркнуть, что школа как социальный институт, с одной стороны, действует от имени общества, объединяет и воплощает в жизнь значимые общественные ценности. Однако при этом, все большее значение приобретает школа как социальная общность педагогов и учащихся, как равнозначных субъектов образовательного процесса.

Гуманистическая педагогика рассматривает семью как активный субъект педагогического процесса. И, соответственно, сотрудничество семьи и школы нужно строить на основе отношения к детству как к особой эпохе в жизни человека. В конечном итоге, задачи воспитательной работы семьи и школы общие – это формирование человека, способного реализовать себя в личностной и профессиональной сферах.

Результатом взаимодействия семьи и школы должно стать наиболее полное осуществление воспитательного потенциала семьи, расширение ее возможностей как воспитывающей среды, предупреждение возможных ошибок в «родительской педагогике», помощь родителям, согласие и сотрудничество в образовательно-воспитательном процессе в интересах детей.

Принципы успешного взаимодействия семьи и школы:

1. Семья должна принимать активное участие в педагогическом процессе, должна знать о преобразованиях, происходящих в школе на современном этапе.

2. В отношениях между школой и родителями ведущей идеей должно стать согласие и сотрудничество в интересах развития и становления личности обучающихся.

3. Фундаментальной базой взаимодействия семьи и школы является гуманистический взгляд на ребенка, оптимизм в оценке возможностей его развития.

4. Основная задача сотрудничества учителя и родителей – формирование и развитие личностных качеств обучающегося, его задатков, способностей, интересов, отношений.

5. Учитель должен научиться диагностировать особенности воспитательных отношений в семье, «родительской педагогики». На основе данных диагностики и наблюдения осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку (его семье), помогать родителям в случае необходимости, предупреждать возможные ошибки семейного воспитания.

Таким образом, в успешном взаимодействии семьи и школы заинтересованы обе стороны. Учителям необходима помощь родителей в решении непосредственно учебных задач, проблем воспитательного плана, а особенно – профилактике асоциального поведения детей и подростков. Главными условиями формирования положительного отношения родителей к школе является следующие:

привлечение родителей к жизни школы, их просвещение, согласованность педагогической и родительской тактики обучения и воспитания;

своевременная квалифицированная помощь и поддержка в трудных педагогических и жизненных ситуациях;

осведомленность родителей о школьной жизни, об образовательном процессе, о всех возможностях, которые семья может использовать для образования своего ребенка;

беспристрастное и своевременное разрешение конфликтных ситуаций.

Популярность школы в родительской среде определяется также уже сложившимся опытом общения и взаимодействия. Формальные, неинтересные классные и школьные родительские собрания лишь отбивают желание родителей бывать в школе, и, напротив, заинтересованное отношение к родителям, умение в каждом ученике увидеть положительное начало, заметить успех, привлечение к общешкольным делам - все это способствует росту авторитета школы и желанию родителей помогать ей.


Рекомендации психолога

Наиболее эффективным методом изучения мнения обучающихся и родителей по тем или иным проблемам является опрос. С помощью опроса выявляются проблемы, волнующие участников педагогического процесса, а своевременное решение возникающих спорных моментов способствует сближению позиций в понимании школьной жизни обучающимися, родителями и учителями.

Одной из эффективных форм сотрудничества классного руководителя и родителей является клуб по интересам. Встречу участников клуба можно совместить с неформальным чаепитием. Рекомендовано подобные встречи проводить 1 раз в месяц. Сначала будет приходить небольшое количество заинтересованных родителей, но при регулярном проведении количество активных участников клуба постепенно увеличивается. Обучающиеся начинают больше ценить школу и прислушиваться к мнению родителей, что очень важно для подростков. Благодаря подобным встречам, оперативно решаются многие вопросы, изменяется в положительном ключе эмоциональное отношение обучающихся к присутствию членов семьи в школьной жизни.

Большое позитивное значение в формировании гармоничного взаимодействия семьи и школы имеет совместная деятельность школьников с отцами. Деятельность может быть совершенно различной – от спортивных клубов, где теенерами выступают родители, до кружков, где отцы могут поделиться своими знаниями и опытом. Это позволяет повысить родительский авторитет даже в самой сложной возрастной группе – среде подростков. Дети, чьи родители ведут подобные кружки, начинают пользоваться уважением среди сверстников.

В школе также можно организовать комиссию по решению спорных и конфликтных ситуаций. В этой комиссии могут принимать участие школьники разных возрастных групп. Подобная система решения конфликтных или просто возникающих проблем решает сразу несколько педагогических задач – происходит развитие коммуникативных навыков и повышается уровень ответственности учащихся. Отношения между одноклассниками и учителями гармонизируются, и развивается активная гражданская позиция школьников.

Одним из главных направлений работы по организации взаимодействия семьи и школы является ученическое самоуправление, шефство старшеклассников над обучающимися младших классов, что позволяет воспитывать более ответственное отношение к собственной учебе.

И самое главное, - все мероприятия, направленные на улучшение школьно-родительского взаимодействия, должны осуществляться только исходя из интересов обучающихся и быть направленными на их развитие.



Литература

Семья и школа: проблемы и пути взаимодействия в условиях реализации новых стандартов: учебно-методическое пособие/ под общей редакцией О.А. Щекиной.-СПб.:СПбАППО,2013

https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2014/10/16/vzaimodeystvie-semi-i-shkoly-obshchie-problemy-i

https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2018/11/28/problemy-i-puti-vzaimodeystviya-semi-i-shkoly

https://www.maam.ru/detskijsad/principy-i-metody-semeinogo-vospitanija-ponjatie-semeinogo-vospitanija.html

https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2018/12/25/vystuplenie-na-shmo-klassnyh-rukovoditeley-0

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.