Статья «Школа и семья, процесс коммуникации»
А.В. Васильева
Школа и семья, процесс коммуникации
В данной статье рассматриваются анализ основных понятий «коммуникация», «коммуникативная компетентность», «взаимодействие семьи и школы»
Ключевые слова: общение, коммуникация, взаимодейчтвие.
Современная школа России находится в процессе модернизации образования, в основе которого лежат новые жизненные ориентиры, следовательно, и новые образовательные цели и планируемые результаты. В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными умениями. Современный ученик должен быть креативным и любознательным; иметь навыки работы с информацией и медиа средствами; научиться строить межличностное взаимодействие и сотрудничество; развивать критическое мышление; уметь ставить и решать задачи, направленные на саморазвитие; быть готовым к продолжению образования. Так же нынешнее общество требует формирование личности активной и ответственной, которая может работать как самостоятельно, так и в коллективе. В условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) актуализируется проблема формирования коммуникативной деятельности детей. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать, понимать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и коммуникативное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться и быть социально ориентированным. Одной из задач новых стандартов является формирование коммуникативных универсальных учебных действий, в частности развитие речи.
Современному выпускнику начальной школы важно не только усвоить определённый объём знаний, но и освоить универсальные учебные действия, которые дают учащемуся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Универсальные учебные действия открывают учащимся возможность ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности [1].
Коммуникация – одна из важнейших составляющих нашей жизни. Мы ежедневно вступаем в межличностное взаимодействие для достижения значимых для нас целей. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, активность определяют достижения человека во всех областях жизни.
Коммуникативные действия обеспечивают:
социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
умение слушать и вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Вступая в отношения с окружающим миром, мы предоставляем информацию о себе, в свою очередь, получаем интересующую нас информацию, анализируем ее и планируем свою деятельность в обществе на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного опыта общения между семье и школой. Чем раньше этот опыт освоен, тем богаче арсенал средств коммуникации, тем успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно, самореализация личности в обществе зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры.
Методы взаимодействия школы и семьи, используемые на практике, имеют возрастные характеристики. Таким образом, у детей они отличаются от взрослых, а младшие школьник общаются с окружающими взрослыми и сверстниками иначе, чем учащиеся старших классов. Методы, приемы и техники общения пожилых людей, как правило, отличаются от общения молодежи. Дети более импульсивны и прямы в общении. В их общении мало обратной связи, и само общение часто чрезмерно эмоционально. С возрастом эти черты постепенно исчезают, и общение становится более сбалансированным, вербальным, рациональным, выразительным экономичным. Обратная связь также улучшается.
В современной науке изучаются такие основные проблемы коммуникации, как коммуникативное взаимодействие, формирование коммуникативных навыков в учебном процессе с точки зрения психологии и педагогики. В целом анализ литературы показывает, что эта проблема была разработана в основном в отношении педагогики высшего образования и среднего образования. В то же время обзор научных источников ясно показывает его слабые знания в рамках педагогики начального образования. Между тем, коммуникативная деятельность, являющаяся одним из основных в начальном школьном возрасте, а в подростковом возрасте - ведущая, не целенаправленно сформированная в начальной школе, значительно усложняет ее внутреннее раскрытие и реализацию в школе, среди сверстников и общества в целом.
Коммуникативный навык является одним из основных. Если младший школьник освоит его на высоком уровне, то это позволит ему эффективно взаимодействовать с другими людьми в различных видах деятельности. Важно начать формирование коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в будущем. Эти умения называют "коммуникативной компетентностью", "коммуникабельностью". Коммуникативные умения учащихся формируются только в процессе непосредственного общения со сверстниками, учителем и другими людьми. Результативное, удовлетворяющее интересы участников диалога, общение подразумевает овладение ими, коммуникативной компетенцией, составляющей, которой и являются коммуникативные умения.
Коммуникативная компетентность - владение сложными коммуникативными навыками и способностями, знание культурных норм и ограничений в общении, знание этикета в сфере общения, соблюдение приличия, хороших манер и воспитания. Также коммуникативная компетентность – это обобщающая коммуникативная собственность человека, включая коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере общения. Это готовность и способность взаимодействовать, словесные и невербальные (выражение лица, язык тела), с другими людьми [3].
Принципиальный подход к решению проблемы социализации школьников - это взаимодействия школы и семьи, формирования коммуникативной компетентности представлен в трудах Л.С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей. Исходя из концепции Л.С. Выготского, можно утверждать, что формирование коммуникативных умений детей является одной из приоритетных задач школы, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных умений субъектов общения[2].
Библиографический список
Агафонова И.Н. Формирование у детей умения сотрудничать в команде: коммуникативная компетентность учащихся. / И.Н. Агафонова.// Управление начальной школой. – 2009. – №4. – С.1 – 16.
Выготский Л. С. Психология познания/Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1977. – 127 с.
Перовская Л.А. Компетентность в общении,- М.: Изд-во МГУ, 2003