Статья «СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ВПР, ГИА, ОГЭ, PISA»

28
0
Материал опубликован 10 April в группе

Пояснительная записка

1

Автор

Полянская Оксана Николаевна

2

Должность

Заместитель директора, учитель английского языка

3

Квалификационная категория

Высшая квалификационная категория

4

Преподаваемый предмет

Английский язык

5

Название образовательной организации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 78 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

(ГБОУ «ШКОЛА № 78 Г.О.ДОНЕЦК»)

6

Вид ресурса

Публикации

7

Тип ресурса

Статья

8

Название ресурса

«СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ВПР, ГИА, ОГЭ, PISA»

9

Целевая аудитория

Все учителя

10

Цели

1. Исследовать возможности формирования функциональной грамотности обучающихся через существующие системы оценки – ВПР, ГИА, ОГЭ и PISA.

2. Разработать системный подход к методическому сопровождению процесса формирования функциональной грамотности.

3. Определить эффективность применения различных методик в процессе подготовки обучающихся к итоговым аттестациям.

11

Задачи

1. Проанализировать существующие методические подходы к формированию функциональной грамотности в контексте ВПР, ГИА, ОГЭ и PISA.

2. Выявить ключевые компоненты, влияющие на успешность формирования функциональной грамотности.

3. Предложить ряд рекомендаций по интеграции различных форм оценивания в учебный процесс для достижения поставленных целей.

12

Актуальность

Актуальность исследования обусловлена растущими требованиями к образованию в условиях быстро меняющегося мира и необходимости подготовки учащихся к реальным жизненным ситуациям. Функциональная грамотность становится ключевым элементом успешной социализации и профессиональной реализации молодого поколения. Введение системного подхода к методическому сопровождению формирования этих навыков через различные формы оценки позволит подготовить учащихся к вызовам современности, повысить качество образования и обеспечить конкурентоспособность на рынке труда.

13

Практическое значение

Статья может быть полезна для педагогов, методистов и администраторов образовательных учреждений. Рекомендации по внедрению предложенной системы методического сопровождения позволят:

1. Разработать эффективные стратегии подготовки обучающихся к итоговым аттестациям.

2. Создать методические материалы, направленные на развитие функциональной грамотности.

3. Внедрить новые методики и подходы в образовательный процесс, что будет способствовать комплексному развитию учащихся.

4. Повысить уровень успеваемости и адаптивности учащихся в условиях внешних и внутренних образовательных стандартов.


СТАТЬЯPDF / 302.75 Кб

СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ВПР, ГИА, ОГЭ, PISA

Аннотация

В статье рассматривается система методического сопровождения процесса формирования функциональной грамотности обучающихся через различные формы оценки, такие как Всероссийские проверочные работы (ВПР), Государственная итоговая аттестация (ГИА), Основной государственный экзамен (ОГЭ) и международная оценка PISA. Особое внимание уделяется интеграции этих форм оценки в образовательный процесс для повышения уровня функциональной грамотности учащихся.

Ключевые слова: функциональная грамотность, методическое сопровождение, всероссийские проверочные работы, государственная итоговая аттестация, основной государственный экзамен, международная оценка, образовательный процесс, формирование навыков, критическое мышление.


Успешное будущее человека зависит

от качественного образования

и разностороннего развития.

В.В.Путин


Создание системы методического сопровождения процесса формирования функциональной грамотности обучающихся – это актуальная задача для образовательного сектора, особенно в контексте современных вызовов и требований. Формирование функциональной грамотности необходимо рассматривать как комплексный процесс, включающий как предметные знания, так и сопутствующие навыки, такие как критическое мышление, способность к саморегуляции и сотрудничеству.

Функциональная грамотность включает в себя способность учащихся эффективно использовать знания и навыки в различных жизненных ситуациях, что особенно актуально в условиях глобализации и цифровизации образования. Также функциональная грамотность - это не только знание предметного материала, но и умение его применять. Это значит, что ученики должны обладать навыками анализа информации, критического мышления и решения нестандартных задач. В данном контексте важным инструментом являются ВПР (всероссийские проверочные работы), ГИА (государственная итоговая аттестация), ОГЭ (основной государственный экзамен) и международные исследования, такие как PISA.

ВПР помогают выявить уровень готовности обучающихся к использованию знаний на практике. Основной целью ВПР является оценка уровня достижения обучающимися итоговых образовательных результатов по основным учебным предметам. ВПР обеспечивают диагностику знаний и умений, что позволяет выявить проблемы и трудности в обучении. ВПР содержат задания, которые требуют от учащихся не только воспроизведения знаний, но и анализа, сравнения, оценки и синтеза информации. Задания ВПР ориентированы на применение знаний в реальных жизненных ситуациях. Учащиеся, решая практические задачи, учатся использовать сложившиеся знания по различным предметам. Это позволяет им осознать значимость учебного материала и его связь с реальной жизнью. Для эффективного формирования функциональной грамотности важно интегрировать ВПР в общий учебный процесс. Это может быть достигнуто через подготовку регулярных проверочных мероприятий, которые будут не только оценивать, но и развивать навыки учащихся. Вопросы, похожие на задания ВПР, могут быть включены в уроки или домашние задания, что придаст им практическую направленность и пользы.  

ГИА помогает оценить уровень знаний конкретных учащихся и провести анализ на уровне школы и региона. Это служит основой для формирования программ поддержки, направленных на устранение выявленных проблем и пробелов в знаниях. В рамках ГИА учащиеся сталкиваются с заданиями, которые требуют применения знаний в новых, нестандартных ситуациях, направленных на то, чтобы проверить способность учащихся анализировать, сопоставлять и аргументировать свою точку зрения. Обратная связь помогает как учащимся, так и педагогам понимать, в каких областях требуется больше внимания, что значительно способствует личностному и профессиональному развитию всех участников образовательного процесса. Для того, чтобы ГИА имела максимальную вовлеченность в процесс обучения, необходимо интегрировать ее элементы в повседневную учебную практику. Педагоги могут подготовить учащихся не только за счет специально организованной подготовки, но и путем внедрения элементов, схожих по формату с заданиями ГИА, в регулярные занятия. Это может помочь учащимся привыкнуть к различным форматам заданий и развить у них уверенность в своих силах.

ОГЭ является важным этапом в образовательном процессе для учащихся девятых классов. Экзамен не только служит критерием успешности обучения, но и активно способствует формированию функциональной грамотности, необходимой для дальнейшего обучения и жизнедеятельности. ОГЭ помогает подтвердить готовность к продолжению учебы на следующем уровне образования. Одной из ключевых особенностей ОГЭ являются задания, основанные на практических и жизненных ситуациях. Это способствует развитию навыков применения знаний в реальной жизни и формирует у учащихся уверенность в своих силах. Для того чтобы ОГЭ был более полезным в формировании функциональной грамотности, важно интегрировать его элементы в повседневное обучение. Учителя могут включать задания, аналогичные тем, что представлены на экзамене, в домашние задания и текущие проверки. Это позволит учащимся привыкнуть к формату ОГЭ и укрепит их уверенность в своих знаниях.

Программа международной оценки учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) предлагает уникальный подход к оценке обучения и функциональной грамотности молодежи. Исследования PISA проводятся каждые три года и охватывают несколько ключевых областей: чтение, математику и естественные науки. PISA помогает оценить знания и умения учащихся в разных странах; выявить сильные и слабые стороны образовательных систем; сравнить результаты и определить факторы, влияющие на успешность обучения. Результаты PISA предоставляют ценную информацию о качестве образования в разных странах. Они позволяют выявить тренды, а также успешные практики и подходы, применяемые в различных образовательных системах. Обратная связь помогает образовательным учреждениям пересмотреть свои стратегии и программы, направленные на улучшение функциональной грамотности учащихся. Внедрение принципов PISA в учебный процесс поможет подготовить молодежь к вызовам современного общества, повысить их уверенность и готовность к применению знаний в жизни.

Таким образом, формируя функциональную грамотность через ВПР, ГИА, ОГЭ и PISA, учебные заведения обеспечивают учащимся возможность эффективно адаптироваться к изменениям в обществе и успешно справляться с жизненными вызовами. Важно отметить, что методическое сопровождение должно быть непрерывным и гибким процессом. В условиях быстро меняющихся требований сферы образования необходимо постоянно адаптировать подходы к обучению. Это достигается через профессиональное развитие педагогов, обмен опытом и внедрение новых образовательных технологий. Создание такой многогранной системы методического сопровождения, которая включает комплексный подход к образованию, активные методы обучения и вовлечение всех участников образовательного процесса, не только повысит качество образования, но и подготовит учащихся к вызовам современного мира, сделав их успешными и конкурентоспособными.


Список литературы:

1. Кузнецова, Т. В. (2021). Функциональная грамотность как цель современного образования. Вестник педагогических исследований, 12 (3), 45-50.

2. Сергеева, И. А. (2020). Методическое сопровождение подготовки обучающихся к итоговым аттестациям: от ВПР до PISA. Проблемы современного образования, 5 (10), 23-29.

3. Мартазин, А. В., Соболь, Е. Ю. (2022). Анализ успешности реализации функциональной грамотности в рамках государственной итоговой аттестации. Образование и наука, 24 (2), 67-74.

4. Федорова, Н. Г. (2022). Инновационные подходы к формированию функциональной грамотности в школе. Научно-педагогический журнал, 9 (1), 91-97.

​​​​​​​

t1744305495.png
ПРОВЕРКА УНИКАЛЬНОСТИ
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.