Статья на тему «Традиционное и современное образование»

1
0
Материал опубликован 13 July 2022

Традиционное и современное образование
В отличии от традиционного, при котором осуществляется передача ученику известных образовательных знаний, умений и навыков, современное образование - это созидание человеком в себе самом образа мира посредством активного полагания себя в мир предметной, социальной и духовной культуры. Основная миссия современного образования заключается в обеспечении условий для самореализации (самоопределения) личности. Традиционное - предполагало подготовку подрастающего поколения к жизни и труду, где человек – простая система, его можно формировать, им можно управлять. Сегодня Человек – это сложная система, в которой учение есть деятельность обучающегося или субъекта. В традиционном образовании, напротив, ученик понимался как объект, а учение – педагогическое воздействие на него, где знания транслируются, находятся извне, знания передаются по частям и крупицам. Оценка таких знаний производится в конце курса. В современной школе знания создают и получают сами обучающиеся на основе опыта, конструируются самим ребенком. Оценка знаний проводится в начале, середине, конце курса. Знания сегодня – это единство истины и ценностей, факта и смысла, сущего и должного, это школа мышления.
Технология дифференцированного обучения
Современное информационное общество предъявляет к школьникам высокие требования в отношении усвоения учебного материала, изучаемого по разным программам различных учебных дисциплин, в связи с чем резко возрастают перегрузки учащихся и снижается мотивация учения.
Принципиальной психофизической характеристикой школьников 10–15 лет является их направленность на осознание себя как личности. Именно для этого возраста обязательное изучение всех предметов на одинаково высоком уровне становится особенно проблематичным.
Этот уровень часто является недостижимым для большинства учащихся и при обязательности обучения лишает мотивации учебную деятельность, кроме того, препятствует осознанию учеником себя как личности, как субъекта учебной деятельности.
Данная проблема в технологии уровневой дифференциации решается введением так называемого базового уровня.
Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению.
Дифференцированное обучение на уроках русского языка – это работа по одной программе, но на разных уровнях сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого ученика посредством изучаемого предмета.
Мы знаем, что в Проекте стандарта полного среднего образования по русскому языку авторы выделили два уровня подачи материала: базовый и профильный. В то же время практика преподавания свидетельствует о том, что существует и третий уровень – углубленное изучение русского языка.
В связи с этим, например, методист Е .А. Рябухина предлагает делить содержание обучения русскому языку по трем уровням сложности, где первый уровень А может обеспечивать как обучение в общеобразовательных классах, так и индивидуальную образовательную траекторию, выбранную в рамках естественно-научного, математического, технического и других профилей. Уровень сложности В определен как рекомендуемый для учащихся, ориентированных на профильное гуманитарное образование, а также для учащихся, избравших в рамках индивидуальной образовательной траектории именно этот уровень изучения по различным причинам (желание подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ; необходимость усовершенствования языковых и речевых умений и т.п.). Уровень С рассматривается как уровень углубленного изучения материала.
Для данного подхода к дифференциации учащихся по уровням А, В и С (А – базовый уровень, В – продвинутый, С – углубленный) разработана особая система дифференцированного контроля знаний учащихся. Например, в пособии Н.Н. Соловьевой «Карточки для дифференцированного контроля знаний по русскому языку»
В карточки группы А включен материал, опирающийся на базовый уровень, определенный образовательным стандартом по русскому языку, и предполагается в большей степени проверка и оценка орфографической и пунктуационной зоркости. Карточки группы В отличаются более сложным материалом , который опирается на тот же базовый уровень. Карточки группы С предлагают выход на уровень анализа различных лингвистических явлений, требующий глубоких комплексных знаний теории и умения их реализовать в практической деятельности.
Автор данных разработок считает, что при дифференциации учащихся в соответствии с тем или иным уровнем учителю необходимо опираться на следующее:
общий уровень обученности, развития ученика, отдельные особенности психического развития (память, мышление, познавательная деятельность);
индивидуальные особенности ученика (склонность к гуманитарным предметам или точным наукам);
неспособность ученика усваивать предмет по тем или иным причинам (кроме умственного развития);
интерес ученика к тому или иному предмету.
Оценив каждого учащегося по данной схеме, можно приблизительно отнести его к той или иной группе. Однако необходимо учитывать то, что ученик может (и должен!) передвигаться из одной группы в другую; поэтому рекомендуется проводить диагностику примерно раз в полугодие.
Карточки могут быть использованы учителем для организации деятельности учеников на целый урок либо на 15–20 минут в зависимости от целеустановки.
Метод проектов
Среди новых педагогических технологий выделяется наиболее адекватная поставленным целям обучения русскому языку технология проектов, или метод проектов. Технология проектов, или метод проектов, в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития интеллектуальных умений, связанных с критическим и творческим мышлением.
Работа над учебным проектом, как правило, проводится в течение всего учебного года и включает в себя несколько этапов:
предварительный выбор старшеклассником темы (с учетом рекомендаций учителя);
составление плана, изучение литературы по данной теме и сбор материала, создание собственного текста, содержащего анализ литературы и собственные выводы по теме, защита, которая предполагает устное выступление выпускника с краткой характеристикой работы, ответы на вопросы по теме проекта. В некоторой степени это сближает учебный проект с уже традиционной формой – рефератом.
Обучение как исследование
Под исследовательским методом обучения понимается органи-зация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. В основе исследовательского метода обучения лежит исследовательская деятельность учащихся.
Таким образом, рекомендую использовать традиционные современные технологии обучения.

Источники:

https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/prochee/sovriemiennyie-piedaghoghichieskiie-tiekhnologhii-obuchieniia-russkomu-iazyku-v-shkolie-1

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.