Тенденции современного образования

Аннотация. В статье рассмотрены тенденции и направления развития образования, приведены изменения направлений по новым ФГОС-2022. Рассматриваются новые направления развития современного образования. В статье описаны основные тенденции современного образования: гуманизация, демократизация, профилизация, непрерывность и преемственность в образовании.

Ключевые слова: образование, тенденции развития современного образования, федеральные государственные образовательные стандарты.

Annotation. The article deals with the problem of modern education development and changes according to the federal state educational standards of 2022 year. The author examines new directions of modern education development. The article describes major tendencies of modern education: humanization, democratization, profiling, continuing education.

Key words: education, tendencies of modern education development, federal state educational standards.

В педагогической науке понятия «образование» рассматривается как процесс, результат, система или ценность и имеет множество трактовок, однако в настоящее временя к данном термину все больше исследователи относятся как к компоненту культуры человека, социальному благу. Область образования становится приоритетной, а его содержание должно быть нацелено на обеспечение соответствующего уровня общей и профессиональной культуры, умственного развития отдельно взятой личности, его профессиональной квалификации и профессиональных компетенций. Центральной идеей образования признана «идея непрерывного и развивающего обучения» с ориентацией образовательной деятельности не только на познание мира, но и его преобразования. [3]

В настоящее время современное образование развивается, появляются все новые черты и тенденции его развития. Современные исследователи Душина Е.В. и Лутошиева Е.С., кандидат педагогических наук, выделяют несколько черт, характеризующих современное образование, среди которых выступают гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, системность и многие другие характеристики с приложением подробного описания. Современные педагоги в рамках тенденций образования понимают гуманизацию современного образования как «ориента­цию образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление от­ношений взаимного уважения учащихся и педаго­гов, основанного на уважении прав каждого чело­века; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала» [4].

Помимо принципа гуманизации одним из основополагающих факторов модернизации современного образования является принцип демократизации, который Рахметов Ж.А. определяет, как «предоставление участникам образовательного процесса определённых свобод для саморазвития, самореализации, самоопределения, самообучения, самовоспитания, что соответствует идее обновления содержания образования», что является важным аспектом в учебно-воспитательном процессе современной школы. [6]

Мария Николаевна Шацкая подробно изучала преемственность школьного обучения и определила его признаки в обучении, которые отражают свойства, позволяющие определить наличие или отсутствие преемственности в протекании педагогического процесса. Таким образом, признаками преемственности в обучении по мнению Шацкой М.Н. являются целостность, перспективность, поступательность. В своих работах исследователь указывает, что «формирование новых знаний совместно с опорой на уже знакомый обучающимся материал, с применением известных им оборотов речи, возможно даже подражание или копирование учителя начальной школы, к которому школьники сильно привыкли, дает неплохой результат». В ходе исследований было выявлено, что «преемственность между начальным общим и основным общим образованием – это двухсторонний процесс: с одной стороны – начальная ступень, формирующая те знания, умения и навыки, которые необходимы для последующего обучения в основной школе, с другой стороны – основная школа, развивающая уже накопленный в начальной школе потенциал». [10]

Основные тенденции образования в РФ

t1682619360aa.png

В настоящее время возрастает актуальность изучения профилизации школьного образования и ее роли в формировании образовательных стратегий старшеклассников. Это обусловлено новыми социальными вызовами и противоречиями, связанными с широкомасштабным внедрением профилизации школьного образования в России. В качестве одного из целевых ориентиров развития системы образования до 2020 года государство определяет предоставление возможностей всем обучающимся старших классов осваивать индивидуальные образовательные программы, в том числе проходить профильное обучение и профессиональную подготовку.1 Повышение качественной профориентационной работы является важной задачей в рамках развития профессионально-педагогического образования, поэтому именно профилизация дает возможность сгладить переход из средней школы в высшее учебное заведение и наиболее успешно и безболезненно подготовиться к Единому Государственному экзамену. Целью профориентации служит «оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности и выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда».

Кроме того, дистанционное обучение развивается во всем мире и является частью современного образования. Необходимо отметить, что в связи с развитием информационных технологий обучение стало возможно из разных точек планеты, таким образом, путем цифрового обучения проще осуществлять непрерывность в образовании; например, сторонники дистанционного образования A.B. Густырь, М.П. Карпенко, Е.С. Полат и В.П. Тихомиров утверждают, что дистанционное образование необходимо высшей школе на современном этапе его развития: «к основным преимуществам дистанционного образования данные авторы относят возможность получить образование в любом месте, независимо от местонахождения студента, что особенно актуально для стран, имеющих обширные территории, таких как Россия, Канада, Китай, Бразилия и др.» [8]

Подтверждением развитию дистанционного образования служат пользующиеся популярностью онлайн школы (например, Фоксфорд, Скаинг, Учи.ру, онлайн школа Екатерина Стукун) и многие другие авторские школы, работающие в онлайн формате. Однако, несмотря на неоспоримые преимущества дистанционного образования, есть различные мнения относительно процесса цифровизации образования в средней школе; более подробно с вопросами дистанционного образования в средней школе можно ознакомиться в статье. [9]

Современное образование в условиях ФГОС

Сущность образования в условиях глоба­лизации и информатизации общества «заключается в воспроизводстве и конструировании человеческого бытия с опорой на социокультурный фун­дамент, а содержание его черпается и пополняется из культуры и науки, а также из жизни и практики человека» [4]. В настоящее время с появлением Интернета процесс получения информации и новых знаний стал несравненно проще и быстрее, что влечет за собой и необходимость изменений в образовательном процессе, поэтому умение применять знания за пределами учебных ситуации стало важной задачей в современном обществе. Внедрение функциональной грамотности – «способность использовать знания, умения, способы в действии при решении широкого круга задач за пределами учебных ситуаций»2в учебно-воспитательный процесс вызвало много противоречивых откликов, как и большинство других «новинок» образования. Известно, что большинство педагогических инноваций проходят три этапа: 1) Что это и кто это придумал? 2) В этом что-то есть. 3) Как мы без этого жили раньше? В настоящее время большинство педагогов приняли понятие функциональной грамотности, успешно используют его и реализуют в преподавательской деятельности. Совершенно очевидно, что педагогический процесс – это взаимодействие педагога и учащихся, которое предполагает формирование определенных навыков и умений, а понимание функциональной грамотности лишь определяет более подробно наиболее жизненно необходимые.

С содержанием современного образования можно ознакомиться из источников законодательной базы по современной системе образования:

Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»;

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 

t1682619360ab.jpg

Период дистанционного обучения весны-лета 2020 года продемонстрировал, что «многие дети и подростки впервые осознали, что учителя и преподаватели – важная часть их жизни, что эта часть несет для них множество смысловых опор как в сфере обучения, так и воспитания». Ученики, лишенные контакта с педагогами, начали просить родителей и общество вернуть их в школы. «Кризис образования, как и всей социальной сферы, не является фатальным, скорее, это кризис обновления, который имеет масштабные последствия, преодоление которых требует системных усилий». [7] О сложностях дистанционного обучения известно много, тем не менее, для восстановления и развития образования России необходимо произвести ряд изменений по нескольким направлениям.

Федеральные государственные образовательные стандарты обновляются примерно раз в 10 лет. Современные ФГОС-2022 вносят новые изменения в образовательную деятельность, в проектах которых четко прописаны обязательства образовательного учреждения, сделан акцент на развитие метапредметных и личностных навыков с подробной конкретизацией в рамках каждой дисциплины. Кроме того, расписан формат работы и темы каждого предмета, зафиксированы конкретные результаты учеников с учетом возрастных и психологических особенностей учебников, а также определено базовое содержание программы воспитания для работы с детьми с ОВЗ. В августе 2022 года во ФГОС третьего поколения внесли правки, с которыми можно более детально ознакомиться в таблице (см. Приложение).

В России образование детей с ОВЗ непрерывно развивается. Вовлечение «особенных» детей в учебный процесс наряду с остальными детьми позволяет гармонизировать отношения между ними и повысить успешность их взаимодействия, что приводит к достижению социального успеха и совершенствованию современного общества в целом. Самосовершенствование начинается в том месте, где организована взаимопомощь, свобода и уважение достоинства каждого. Задачей государства является обеспечение подготовки педагогических кадров, обладающих специальными профессиональными подходами и методами обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями. Таким образом, складывается проблема готовности инклюзивного образования. «Одной из основных проблем психологии ограниченных возможностей, дефектологии, требующей своего решения, является разрушение стереотипов об инвалидности и создание нового социального образа людей с ОВЗ». Интеграция людей с ОВЗ в общество, в образование стала очень важной и актуальной для сообществ и народов во всем мире. В России этот процесс и его результаты не находятся на должном уровне с позиций развития (Степанова и др., 2018), что связано с рядом несоответствий, которые описаны в реферате доктора педагогических наук Галины Алексеевны Степановой. [1, 2]

ФГОС-2022 года не только определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине, но и включает такие направления, как шахматы с дополнительной подготовкой учителей, второй иностранный язык (как обязательный предмет) и введение Единого Государственного экзамена по иностранному языку (базовый и профильный уровень). Таким образом, можно сделать вывод о том, что новые образовательные стандарты посредством своих изменений повлекут за собой смену форм, видов деятельности и способов их реализации в общеобразовательной школе. Помимо этого, в школах 50 регионов России в следующем году планируют открыть более 2000 классов с современной техникой: 3D-принтерами, интерактивными панелями, конструкторами по робототехнике и VR-очками. Планируется, что к 2024 году таких центров в российских школах будет 16 тысяч.3

Промежуточный и итоговый контроль в современной школе

Образование претерпевает изменения в структуре, содержании и формах обучения. Современное школьное образование невозможно представить без новых аббревиатур: ЕГЭ, ОГЭ, ВПР. Введение Единого Государственного экзамена — «централизованно проводимый в Российской Федерации экзамен в средних учебных заведениях»4 – является новой (и с 2009 года – единственной) формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы. В 2014 году аттестацию для девятого класса переименовали в ОГЭ и сделали обязательной, а аббревиатура ГИА стала обозначать совокупность всех аттестаций. Тем не менее, введение ЕГЭ не упраздняет промежуточной контроль по итогам учебного года, в рамках которого проводится или итоговая контрольная работа, или диктант, сочинение или любая другая форма итогового контроля (проект, научная работа, эссе и т.д.). По закону об образовании «промежуточные аттестации являются правом, а не обязанностью ребенка, поэтому ученик, выбравший форму семейного образования или самообразования имеет право не сдавать контрольные каждый год»,5 но в таком случае учащийся должен понимать, что в случае непрохождения аттестации не допустят к итоговой аттестации – к ОГЭ и ЕГЭ, без успешной сдачи (прохождение порогового уровня) которых невозможно получение аттестата об основном общем и среднем образовании, а значит и дальнейшее поступление в высшее (или среднее специальное) учебное заведение.6

Много споров возникало о необходимости включения ВПР (всероссийских проверочных работ) в качестве обязательной формы контроля в средней школе, с другой стороны, ее преимущества очевидны: попробовать свои силы по предметам в школе, но в обстановке, близкой к экзаменационной, с характерными типовыми заданиями, похожими на задания Единого государственного экзамена; помимо этого, проведение таких работ является хорошей тренировкой и подготовкой перед ЕГЭ, упрощает выбор профессии, позволяет объективно оценить знания по предмету. Всероссийские проверочные работы были внедрены в учебный процесс с 2015 года по отдельным предметам, с 2016 года проведение таких работ проводилось на регулярной основе.

Образование в Смоленске

Смоленск – областной центр, который идет в ногу с современным образованием, которое осуществляется в соответствии с «новинками» и изменениями в образовании. Например, в ряде школ города Смоленска осуществляется инклюзивное (включенное) образование (например, МБОУ «СШ №25», МБОУ «СШ №16»). В школах в включенным образованием установлены пандусы и все необходимое для доступности для лиц с ограниченными возможностями, что подтверждается соответствующими документами: Паспорт. В поддержку развития инклюзивного образования в России выступили родительские организации и родители «особенных детей», в то время как, остальная часть общества к данному вопросу относится весьма осторожно. Тем не менее, инклюзивные тенденции закрепились в отечественном образовании и приобрели статус официальной государственной политики, что отражено в новом законе Российской Федерации «Об образовании» (от 29 декабря 2012 года). [5]

Потребности современного информационного общества растут, видоизменяются и необходимо принять в сложившихся обстоятельствах появление новых негосударственных образовательных учреждений. Очевидно, что в современном мире частные негосударственные школы способны принимать на себя и решать задачи современного личностно-ориентированного обучения. В рамках государственных школ данное направление также активно развивается, тем не менее, не всегда государственная школа в настоящее время способна принять на себя такой подход в полной мере, поэтому частные школы сегодня «являются своеобразными педагогическими экспериментальными площадками, в рамках которых внедряются в отечественную педагогику наиболее актуальные методы и технологии»7. Таким образом, результат работы таких учебных заведений может впоследствии определить направления развития и содержания будущего образования в России. Например, в Смоленске есть доступ к следующим частным школам:

 Частная школа комплексного развития с элементами углубленного изучения наук и технологий им. М.К. Тенишевой;

Общеобразовательная автономная организация Школа-студия «Дом»;

Частная гимназия XXI века (1-4 классы).

Начальная школа Top it School, компьютерная академия. 

Большинство частных школ на данный момент работают в рамках обучения младшего звена, в котором выполнение домашних заданий включено в образовательную деятельность согласно образовательной системе и проводится в рамках школы после основной учебной деятельности. В школах есть много современных интересных методик, шахматы, разговорные клубы на иностранных языках, робототехника, геймификация на уроках, эйдетика (обучение образному мышлению) и многие другие направления, которые не включены в программы среднего образования, но являются новыми и развивающими направлениями образования.

Выводы

В статье приведены тенденции развития образования, описаны основные положения новых ФГОС-2022, дано определение и необходимость внедрения нового понятия «функциональная грамотность» в рамках нового образовательного стандарта. Кроме того, упомянуты и разобраны изменения в положениях ФГОС по сравнению с ФГОС 1-го и 2-го поколения (см. Приложение): Приложение заключает в себе список изменений в современном образовании согласно новому ФГОС-2022 на каждой ступени общего среднего образования. Таким образом, была доказана необходимость внесения изменений в образовании и описаны следующие тенденции его развития: гуманизация, профилизация, демократизация, непрерывность и преемственность.

Были сделаны выводы о том, что изменение целей и содержания образования влечет за собой изменение структуры и форм работы в образовательной деятельности. В статье подтверждена модернизация современной школы путем следующих примеров: упомянуты школы с ОВЗ в г. Смоленске, упомянуты онлайн школы дистанционного образования, приведен список современных негосударственных школ г. Смоленска. Кроме того, в статье рассмотрены новые формы контроля в средней школе: Всероссийские проверочные работы, промежуточная аттестация, Государственная Итоговая аттестация (9,11 класс).

Список используемых источников

Stepanova G. A., Arpentieva M. R., Barbashov S. V., Demchuk A.V. Теория и практика инклюзивного образования (на английском). International Journal of Education and Information, 2019.

Stepanova G. A., Tashcheva, A. I., Stepanova, O. P., Kassymova, G. К., Tokar, O. V., Menshikov, P. V., & Arpentieva, M. R. (2018). The problem of management and implementation of innovative models of network interaction in inclusive education of persons with disabilities. International Journal of Education and Information, 12, С. 156 – 162. URL: https://dx.doi.org/10.15405/ (дата обращения: 17.04.2023).

Бухарова Галина Дмитриевна, Старикова Людмила Дмитриевна. Современное образование: сущность и направления развития. Известия Алтайского государственного университета №2, 2009, С. 7 – 11.

Душина Е.В., Лутошлива Е.С. Тенденции и черты современного образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2009. – № 5. – С. 78 – 80. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=163 (дата обращения: 11.04.2023).

Информационно-аналитический портал государственной программы РФ «Доступная среда». URL: https://zhit-vmeste.ru/ (дата обращения: 18.04.2023).

Рахметов Ж.А., Мачнева С.Г. Демократизация отношении в педагогическом коллективе как фактор успешной деятельности. Педагогическая наука и практика, № 3 (13), 2016, С. 64 – 68.

Степанова Г. А., Демчук А. В., Арпентьева М. Р. Современная стратегия обновления и развития образования: кризис, проблемы, пути решения // Гуманитарные науки. 2020. № 4 (52). С. 19 – 31.

Филатов O.K. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе. Ростов-на-Дону: ТОО Мираж, 1997. – 283 с.

Черникова С.С. Уроки английского языка в цифровой среде // Учительский журнал. Всероссийское педагогическое издание, 2023. – URL: https://www.teacherjournal.ru/categories/13/articles/2195 (дата обращения: 17.04.2023).

Шацкая М.Н. Преемственность как взаимосвязь различных этапов школьного обучения // Интерактивная наука, № 3 (58), 2021, С. 55 – 57.

Используемые Интернет-ресурсы

https://externat.foxford.ru/polezno-znat/fgos-2020

https://externat.foxford.ru/polezno-znat/gia

https://pedsovet.org/article/promezutocnaa-attestacia-na-semejnom-obrazovanii-v-voprosah-i-otvetah

https://www.forbes.ru/forbes-woman/345821-kak-proyti-attestaciyu-esli-vash-rebenok-ne-hodit-v-shkolu

Иллюстрации

https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10-klass/bogatstvo-dukhovnoi-kultury-7137110/obrazovanie-7122363/re-7cb4a769-73d3-4b01-b4a6-332b9beddde1

https://school55dolinaznanyi.ru/2021/12/05/%D0%BE-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B5-%D0%BD%D0%B0-%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D0%BE-%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%BC/

Школы

https://www.linguagymnasiumxxivek.ru/

https://www.shkolastudiadom.ru/

https://smol.top-academy.ru/top-it-school-primary-school

Приложение

t1682619360ac.jpg

t1682619360ad.jpg

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/fgos-2020​​​​​​​

1 О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»). Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) // Собрание законодательства РФ. 24.11.2008. N 47. ст. 5489.


2 https://obr-ku.ru/index.php/391-formirovanie-funktsionalnoj-gramotnosti-osnova-sovremennogo-obrazovaniya

3 https://externat.foxford.ru/polezno-znat/gia

4 https://ru.wikipedia.org/wiki

5 https://www.forbes.ru/forbes-woman/345821-kak-proyti-attestaciyu-esli-vash-rebenok-ne-hodit-v-shkolu

6 https://pedsovet.org/article/promezutocnaa-attestacia-na-semejnom-obrazovanii-v-voprosah-i-otvetah


7 https://www.dissercat.com/content/chastnoe-shkolnoe-obrazovanie-v-rossii-v-kontekste-novoi-obrazovatelnoi-paradigmy

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.