Статья «Танец - как элемент эстетического воспитания и коррекции детей с умственной отсталостью»
ГБОУ Республики Крым
«Бахчисарайская специальная школа-интернат»
Воспитатель ШАХОВА Е.С.
Танец – как элемент эстетического воспитания и коррекции детей с умственной отсталостью.
« Нельзя растить полноценного человека
без воспитания в нём чувства прекрасного…»
Р.Тагор
Эстетическое воспитание – это процесс целенаправленного и систематического формирования
умений адекватно воспринимать ,правильно понимать , верно оценивать прекрасное в природе,.
искусстве и обществе, а также способность создавать красивое.
Особенность эстетического воспитания состоит в том, что оно, прежде всего затрагивает чувства человека, вызывает у него разнообразные переживания, создаёт эмоциональную атмосферу, побуждает к общению с прекрасным.
Педагог в своей деятельности исходит из того, что воспитание школьников – это формирование всесторонне развитой личности. Эстетика есть везде. Задача педагога-помочь детям увидеть прекрасное во всём, что их окружает. Эстетика школьной жизни- вот где таится резерв повышения качества учебно-воспитательного процесса.
В процессе эстетического развития происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры нашего общества, формирование эстетического восприятий. А также представлений, суждений, понятий, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и развитие творческих способностей.
Трудно переоценить воспитательное и образовательное значение деятельности детей по интересам, которая проводится в кружках. Рациональная организация внутри школьной кружковой работы способствует более глубокому и всестороннему развитию учащихся, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития.
Внеурочная воспитательная работа в школе – интернате ведётся с учётом интересов, склонностей и способностей обучающихся на принципах добровольности, взаимоуважения, сотрудничества.
Танец является неотъемлемым элементом эстетического воспитания детей с ОВЗ.
Движения, связанные с музыкой, всегда сопровождаются эмоциональным подъёмом. Танцуя, дети испытывают эстетическое наслаждение, переживают светлые, радостные чувства. Каждый танец имеет чёткую педагогическую направленность, является средством, при помощи которого педагог учит ребёнка воспринимать музыку и передавать в движении её содержание и особенности. В танце ребёнок выражает свои собственные чувства, рождённые музыкой. Танец помогает развивать эмоциональность и образность восприятия музыки чувство ритма, мелодический и гармонический слух.
Для того, чтобы танец выполнял воспитательные задачи, надо научить детей владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с содержанием музыки. Выразительность и музыкальность движений опирается на общее физическое развитие детей, крепость мышц, ловкость, выносливость.
В то же время танец закрепляет, совершенствует навыки, приобретаемые на физкультуре – хорошая осанка, правильный шаг, умение ориентироваться в пространстве. Коррекция двигательных недостатков, выработка правильной осанки влияет и на воспитание чувства красоты, на формирование грациозных движений.
Цель танцевальной реабилитации – восстановление психоэмоционального состояния на основе развития навыков общения, выразительности движения, развития подвижности, исследование чувств и группового общения.
Танец - это не только средство для выражения чувств, но также и средство достижения более высокого уровня сознания. И исполнение, и наблюдение за движениями танца ведет к определенной релаксации и трансформации сознания.
Необходимо помнить, что умственно отсталые дети отличаются от здоровых сверстников.
У детей с умственной отсталостью отмечается узость объема воспринимаемой информации. Умственно отсталые выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Отмечается нарушение избирательности восприятия.
Для этих детей свойственны трудности в восприятии пространства и времени. Это мешает им ориентироваться в окружающем. Вызывает трудности в различении правой и левой стороны.
Отличительной чертой мышления умственно этих детей является не критичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. Они, как правило, не понимают своих неудач и довольны собой, своей работой. Для всех умственно отсталых детей характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Умственно отсталые обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, хотя понимание упражнения получается при многократном его повторении с показом.
Память умственно отсталых детей имеет свои специфические особенности. Такие дети лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У них позже, формируется произвольное запоминание, при этом преимущество преднамеренного запоминания у умственно отсталых выражено не так ярко, как у школьников с нормальным интеллектом. Слабость памяти у них проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом. Воспроизведение - процесс очень сложный, требующий большой волевой активности и целенаправленности.
Для внимания при умственной отсталости характерны малая устойчивость, трудности распределения, замедленность переключения. Сильно страдает непроизвольное внимание, однако преимущественно недоразвита именно его произвольная сторона. Это связано с тем, что умственно отсталые дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолевать. Они, как правило, в этом случае бросают работу. Однако, если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения.
Нарушение эмоционально-волевой сферы проявляются в недоразвитии эмоций, отсутствии оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех - слезами и т.д. Переживания умственно отсталых неглубокие, поверхностные. У некоторых эмоциональные реакции неадекватны источнику. Имеют место сильные перепады настроения: то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния - эйфория, дисфория, апатия).
Человек, который начинает двигаться, танцевать становиться более жизнеспособным, энергичным, здоровым. У него улучшается обмен веществ, работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышается иммунитет к различным заболеваниям. Более того, занятия нормализуют вес, улучшают фигуру, осанку, самочувствие, снимают утомление.
Коррекция танцевальными упражнениями стремится дать возможность каждому ребенку реализовать свои ощущения в непосредственном потоке самовыражения, представляющем собой не только формальные, но так же и естественные и самопроизвольные танцевальные движения.
Овладение методом релаксации, умелое чередование напряжения и расслабления при выполнении связок из элементов приучают организм к длительным и разнообразным физическим нагрузкам. В движениях танца участвуют все отделы позвоночника, что хорошо укрепляет мышцы спины и поясницы. Изменяется осанка, появляется грациозность в движениях, исчезает сутулость. Движения рук и плечевого пояса укрепляют грудные мышцы и межреберную мускулатуру.
Продолжительные занятия танцем корректируют фигуру. Элементы танца способствуют перераспределению подкожных отложений.
Самый широкий круг разнообразных жизненных ситуаций тесно связан с этой реабилитацией. При этом музыка является обязательным компонентом. Иногда в танце подчеркнуты творческие аспекты, иногда терапевтические. Данная методика может быть полезна для людей, которые не в состоянии иным способом выразить волнующие их чувства, и почти всегда эффективна при лечении большинства психологических проблем, как умеренных, так и серьезных. Физические симптомы, связанные с различного рода стрессами, также могут быть сняты танцевальной реабилитацией.
Особенно это заметно на занятиях оздоровительными танцами, целью которых является релаксация в движении. Если человек движется в танце раскрепощено, расслаблено, осмысленно, то значение физических упражнений не ограничивается их воздействием на мышцы: они оказывают положительное влияние на сознание, развитие интеллекта, на эмоциональную и духовную деятельность человека, происходит снятие накопившихся стрессов.
Занятия хореографией помогут детям с проблемами в развитии красиво и правильно ходить, выработают осанку, при необходимости избавиться от лишнего веса. Возможность осуществить коррекцию недостатков психологического и физического развития умственно отсталых детей средствами ритмической деятельности. Дети окрепнут физически, разовьют необходимые двигательные навыки, повысятся функциональные возможности внутренних органов и систем. Окрепнет нервная система. Занимаясь под музыку у детей развивается слух и чувство ритма, дополняя физическое воспитание – эстетическим .
Специфические средства воздействия на воспитанников, свойственные хореографии, способствуют общему развитию младших и старших умственно отсталых детей. Направленные на исправление недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально – волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.
В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представлений воспитанниками о пространстве и умении ориентироваться в нём.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать её характер (весёлая, грустная), развивают способность переживать, содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приёмы движений и характер упражнений.
Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как память, мышление, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, её ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену фраз.
Обучение танцевальному искусству осуществляется с помощью различных видов деятельности:
- Художественная деятельность развивает эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям, стимулирующим художественную самодеятельность школьника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Познавательная деятельность, которая расширяет кругозор школьника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), развивает любознательность, которая формирует потребность в образовании.
- Трудовая деятельность, направленная на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде самообслуживающего общественно-полезного труда.
- Общественная деятельность, которая содействует социализации школьника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирует его гражданскую позицию.
- Коммуникативная деятельность, осуществляемая как досуг школьника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), когда содержанием целью его деятельности является общение с другим человеком как ценностью.
Танец - самое любимое массовое искусство. Трудно представить народное празднество, вечер отдыха без танцев. Путь к познанию и совершенству танца – длинный и сложный, умение приходить не сразу. Помочь ребёнку развить творческие способности, воображение, выразительность движений, пластичность призван хореограф.