12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Молькова Наталия1678
Место работы МОУ Бурмакинская СОШ №2 ( группы детского сада) работаю с дошкольниками учителем - логопедом и воспитателем . Стаж работы почти 20 лет воспитателем и 10 лет учителем- логопедом. Закончила Ярославский государственный педагогический университет
Россия, Ярославская обл., Ярославская область Некрасовский район с. Бурмакино
Материал размещён в группе «Логопед и Я»

Зачем логопеду пуговицы?

Давайте вернемся в детство и вспомним бабушкину шкатулку или коробку с пуговицами. Мы разбирали ее часами, фасуя их по цветам и размеру. Запускали руки в пуговицы и поднимая их вверх, делая «дождик». Дайте ребенку коробку с пуговицами и посмотрите, как у него заблестят глаза, как он с интересом и увлечением будет разбирать этот «клад», а мы попробуем направить этот интерес в нужное и полезное русло.

Педагоги и родители давно используют игры с пуговицами - это занимательный материал для овладения счетом, закрепления знаний формы, цвета и размера. Еще игры с пуговицами развивают мелкую моторику рук, тактильное восприятие, зрительную моторную координацию. Ребенок учится классифицировать предметы по цвету, размеру и форме. Да, пуговицы интересны и занимательны особенно для детей младшего дошкольного возраста, но мы попробуем использовать данный материал для детей 5-8 лет, ставя другие цели. Педагоги, всегда находимся в поиске оригинальных и необычных занятий, пособий для того чтобы увлечь и заинтересовать ребенка чем-то новым и занимательным. Пуговицы - один из интересных материалов, который можно использовать в работе по коррекции звукопроизношения.

Пуговицы просты в применении. Они не пачкаются, не образуют пыль, не вызывают аллергии, легко моются, что немало важно в образовательных учреждениях. Пуговицами нельзя уколоться или порезаться, то есть они безопасны. Но есть важный момент: пуговицы маленького размера нельзя применять с детьми младшего дошкольного возраста. Коррекционные упражнения и дидактические игры можно проводить с группой детей и индивидуально. Элементы игр с пуговицами можно включать как часть занятия. Я разделила эту работу по блокам.



Первый блок - развитие мелкой моторики

«Мы с пуговицами играем – пальчики укрепляем»

Первый блок по развитию мелкой моторики рук включается в логопедические занятия, как элемент на протяжении всей коррекционной работы. И мы используем игры с пуговицами как дополнение для поддержания интереса детей, не минуя традиционную пальчиковую гимнастику.

Оборудование и описание: наполняем емкость пуговицами (таз, коробку, шкатулку)(фото1)

Лучше использовать красивую шкатулку или сундучок, ребенку будет намного интересней. Упражнения сопровождаются короткими стишками.

Задачи:

- развитие мелкой моторики рук и координации движений;

- улучшение памяти, внимания;

- снижение утомляемости.

Упражнения для рук и пальцев

Логопед

Посмотри, какая красивая шкатулка, давай откроем ее и посмотрим, что внутри. Давай поиграем с пуговицами? Игру мы будем сопровождать стихами, постарайся повторять за мной.

Ребенок повторяет стихи, постепенно стихи заучиваются с ребенком наизусть.

«Дождик»

1.Пусть ребенок просто поиграет пуговицами, как хочет: пересыпает их, поднимает их и делает «дождик».


«В окна дождик гулко стукал.

Капли пели: кап-кап-кап!

Разбудили капли кукол.

Бродит ветер - косолап

В чаще сада. Что-то ели,

Что-то липы зашумели!

Капли роем загудели:

Кап-кап-кап!»

(автор С. Северный)

«Жадина»

2.Опустить руки в емкость с пуговицами и захватить их, как можно

больше, сжимая их между ладонями, рассыпать пуговицы.

Ладони поднять вверх, потом вниз набрать в кулачки как можно больше пуговиц, рассыпать пуговицы.

«Ладошки вверх,

Ладошки вниз

А теперь их на бочок

И зажали в кулачок.»

( потешка)

3.Набрать пуговицы в ладони, сложенные «лодочкой» и медленно высыпать их в емкость, как будто перетирая пуговицы между ладонями.
«Раз-два, взяли! Раз-два, дружно!
Лодку на воду столкнём.
В руки вёсла мы возьмём –
На рыбалку поплывём.»

(автор Е.Шевцова)

4.Поднять руки над емкостью и постараться высыпать пуговицы по одной, потом по две и т.д.

«Раз, два, три, четыре, пять будем пуговки считать!»

5.Похлопать и погладить ладошками по пуговицам.

Игры

«Найди клад», « Сделай бусы»

Логопед

Ты любишь искать сокровища или клады? Здесь в пуговицах спрятан клад, попробуй его найти, а потом расскажи мне, что ты нашел.

Предварительно логопед прячет мелкие игрушки в пуговицы и предлагает найти клад, который лежит на дне. Ребенок ищет игрушку или игрушки и рассказывает, что он нашел.

Логопед

Посмотри, какие красивые пуговицы (используем пуговицы на ножках). Давай сделаем бусы.

Ребенок нанизывает на леску или нитку пуговицы. Бусы делаются произвольно.

Второй блок - совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза

«Звуки - пуговки считаем, по порядку называем»

Параллельно с коррекцией звукопроизношения мы совершенствуем фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза, где тоже можно использовать все те же пуговицы. В данной работе мы используем логолинейку. Игровых упражнений на данную тему разработано много и мы, логопеды, их используем, но игры с пуговицами в таком новом формате для детей будут очень интересны.

Оборудование и описание: полоски из плотного картона или из дерева (логолинейки), предметные картинки или предметные картинки - пуговицы. Пуговицы красного, зеленого, синего цвета и пуговицы любого цвета (для обозначения количества слогов в слове и заданного звука). Логолинейка изготавливается из плотного картона или из дерева (можно купить простую деревянную линейку) ширина примерно 8-10 см; длина 20- 30 см. Линейка разделяется на 5- 7 «окон». (фото2)

Задачи:

- развивать умение определять количество, последовательность и место звука в слове;

- упражнять в слоговом анализе слов, в определении места заданного звука;

- упражнять детей в умении различать твердость и мягкость звука, используя, пуговицы красного, синего, зеленого цвета;

- формировать фонематический анализ с опорой на вспомогательные средства (схему слова из пуговиц)

Игры

«Посчитаем сколько слогов» (фото3)

Задача:

- упражнять в слоговом анализе слов.

Логопед

Ребята, давайте поиграем со словами. Посмотрите, как много картинок, выбирайте любую. (Дети выбирают картинку.) Давайте похлопаем и посчитаем, сколько слогов в этом слове, сколько слогов столько и пуговиц мы с вами кладем на нашу линейку. Один слог – одна пуговица, два слога – две пуговицы и т.д.

Дети хлопают слово и раскладывают пуговицы на линейку.

« Найдем звук» (фото 4)

Задача:

- упражнять в определении места заданного звука.

Логопед

Ребята, выберите любую картинку и определите заданный звук: в начале, в середине или в конце.

Дети произносят слово, выбирают место звука, кладут пуговицу в начало линейки, в середину или в конец.

«Звуки назови, пуговицы подбери» (фото 5,6,7)

(для детей 7-8 лет)

Данная игра предлагается детям старшего дошкольного возраста или детям младшего школьного возраста. Дети должны хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, то есть владеть фонематическим анализом и синтезом.

Задачи:

- развивать умение определять количество, последовательность и место звука в слове;

- упражнять детей в умении различать твердость и мягкость звука, используя, пуговицы красного, синего, зеленого цвета.

Ребенку предлагается выбрать картинку. Данное слово - название необходимо проанализировать. ( первое время необходимо пользоваться схемами звукового состава слова). Сначала ребенок последовательно выделяет каждый звук в слове, четко и громко проговаривая и заполняя схему слова цветовыми карточками (красный – гласный; зеленый – согласный, мягкий; синий – согласный, твердый). Данные действия являются практическим действиями по моделированию последовательности звуков в слове. Использование схемы слова на данном этапе является напоминанием ребенку, какое слово анализируется. Схема слова служит контролем правильности выполнения задания. Далее дети пробуют играть без схемы слова.

«На картинку посмотри,

И все звуки разбери,

Пуговицы подбери .»

Дети выбирают картинки и анализируют слова, подбирая пуговицы по цвету. Например, слово: «Сани»

Мы выкладываем пуговицы на линейку:

[С] - согласный, мягкий (зеленая пуговица)

[А] - гласный (красная пуговица)

t1631873239aa.gifН] - согласный, твердый (синяя пуговица)

[И] - гласный (красная пуговица).

Следующее слово, например «Стол».

[С] - согласный, мягкий (зеленая пуговица)

[Т] - согласный, твердый (синяя пуговица)

[О] - гласный (красная пуговица)

[Л ] - согласный мягкий ( зеленая пуговица)

На другом занятии можно сделать наоборот. Педагог заранее подбирает слова и раскладывает пуговицы. Детям предлагается посмотреть картинки и подобрать слово к схеме, если ребенок затрудняется можно положить слово. Можно также использовать такие игровые задания:

- определи количество только гласных звуков в слове и разложи пуговицы (соответствующего цвета);

- определи количество только согласных звуков в слове и разложи пуговицы (соответствующего цвета);

- посчитай все звуки в слове и разложи пуговицы (соответствующего цвета)

Третий блок – автоматизация исправленных звуков в слогах, словах и дифференциация по необходимости.

Автоматизация исправленных звуков кропотливая, длительная и порой скучная работа для детей. Поставленный звук еще очень хрупкий и рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. Дети устают от повторений слогов и слов на исправленный звук мы логопеды используем разные игры, чтобы ребенку было и интересно и занимательно. Пуговицы будут дополнением к нашим играм.

Оборудование и описание: плотный картон любого цвета, из пуговиц на картоне выложена имитация клавиатуры компьютера; пуговицы – автоматизируемые слоги (полотно №1).Полотно размером примерно 45 на 30 см в середине картинка с изображением собаки (змеи, жука, комара, самолета). Картинки съемные (на липучке); пуговицы расположены (приклеены) по спирали они чередуются с пуговицами - автоматизируемыми слогами. Пуговицы – слоги и предметные картинки на липучке, они меняются в зависимости от автоматизируемых слогов (полотно№2). Плотный картон зеленого цвета; пуговицы-лепестки, на них изображены предметные картинки; пуговицы – серединки, на них изображены буквы (полотно№3).

Примечание: пуговицы - слоги, пуговицы – предметные картинки покрываются лаком, чтобы их можно было обрабатывать.

Задачи:

- автоматизация исправленных звуков в слогах, словах;

- дифференциация звуков.

Игры

«На пуговицы нажимаю, слоги повторяю» (фото 8)

( используем полотно № 1)

Логопед

Ты любишь печатать текст на компьютере? Давай с тобой напечатаем слоги, которые научились правильно говорить.

Ребенок надавливает на пуговицы пальцами одной и другой руки. Можно просто нажимать пальцами рук, производя движения «печатания» при этом ребенок произносит автоматизируемые слоги.

«По дорожке шагаю, слоги повторяю» (фото 9,10)

( используем полотно№2)

Логопед

Посмотри, какая красивая змейка, это змея Скарапея из сказки «Волшебное кольцо» она совсем не злая, мы можем с ней подружиться. Но чтобы с ней подружиться мы должны шипеть, как она, тогда мы доберемся до ее домика. Шагать мы с тобой будем пальчиками по пуговичной дорожке. Через небольшое расстояние мы будем встречать разные слоги с звуком [ш] , которые научились говорить.

Ребенок шагает двумя пальцами по дорожкам произнося слоги по очереди (ша-ша-ша; шу- шу- шу; шо-шо-шо; ши-ши-ши) , таким образом добираясь до домика змеи. Аналогично проводится автоматизация на другие поставленные звуки, только за место змеи в середине располагаются другие картинки: собака ( автоматизируемые слоги со звуком [р]),самолет (автоматизируемые слоги со звуком [л]), комар (автоматизируемые слоги со звуком [с]), жук (автоматизируемые слоги со звуком [ж]), пчела (автоматизируемые слоги со звуком [з]).

При дифференциации звуков, слоги на панно можно чередовать. Ребенок шагает пальчиками по дорожкам са-сы-су - ша-ши-шу или ра -ру -ры- ла-лу-лы.

«Лепестки соберу, слова назову, цветок наряжу» (фото 11,12)

(используем полотно№3)

Логопед

Посмотрите, какие у меня лепесточки – пуговки. На каждом лепестке нарисованы разные картинки, сейчас мы их внимательно рассмотрим. А это серединки двух цветов. Они совсем некрасивые, потому что ветерок подул и сдул все лепесточки. На этой серединке нарисована буква С, а на этой Ш. Давайте, ребята, соберем наши цветы, и они опять будут красивые и нарядные. Ты, Саша, подбери лепестки – пуговки со словами, где есть звук [с] к серединке с буквой С, а ты, Лена, подбери лепестки - пуговки со словами, где есть звук [ш] к серединке с буквой Ш. Аналогично проводиться игра с дифференцируемыми звуками [л], [р].

Дети берут лепесток - картинку четко проговаривают слово и прикрепляют лепестки со словами, где есть звуки [ш]или [с] к серединкам, где нарисованы буквы С,Ш.

Четвертый блок – обогащение словаря, развитие связной речи и грамматического строя речи.

Рисование пуговицами

«Раз пуговица, два - пуговица

Получилась улица!

А на ней цветы небывалой красоты»

Словарный запас детей значительно расширяется, если взрослые учат его различать и называть не только предметы, но и существенные детали предметов, различать их по форме и цвету, назначению и названию, определять сходные предметы. Для закрепления новых слов нужно показать ребенку картинку или лучше всего попросить сделать эту картину самому, детям это очень нравится, тем более он будет делать ее необычным и новым для него способам - пуговицами. Обычно дети рассказывают о своей творческой работе, учитывают мелкие детали, хвалятся успехом перед педагогами и ровесниками, тем самым развивая свою речь. Можно предложить детям придумать сказку или рассказ о своей поделке, а нам помочь им в этом. Тогда как можно больше слов войдут в активный словарь ребенка осмысленно.

Оборудование и описание: используем большие листы плотного картона разных цветов и готовые формы по лексическим темам: посуда, цветы, одежда, птицы, животные, насекомые, рыбы, деревья и т.д.).( фото 13,14)

Зеленый картон - цветочная поляна, тут можно обойтись без форм, ребенок проявит фантазию сам. ( фото 15)

Синий картон – морское дно (можно использовать готовые формы рыб, ребенок украшает рыб узорами из пуговиц и самостоятельно делает водоросли, морские камни и т.д.). (фото 16)



Задачи:

- развитие познавательного интереса;

- закрепление счета, сравнение размера и названия цветов (оттенков);

- совершенствование грамматического строя речи (учить согласовывать существительные, прилагательные с числительными) и умение составлять описательный рассказ;

- обогащение и активизация словаря по лексическим темам, а также словаря качественных прилагательных (большой, маленький, средний, крупный, мелкий, бордовый, красный, темный, светлый, розовый, зеленый и т.д.);

- совершенствование умения ориентироваться в пространстве;

- развитие внимания, памяти, творческого воображения.

Игры

«Времена года» (фото 17-21)

Оборудование: картон любого цвета, форма дерева, пуговицы разных цветов (зеленые, красные, желтые, оранжевые, коричневые, белые, голубые, розовые, бордовые)

Уточнить у ребенка, как выглядят деревья в разное время года. Например, начнем с осени. Предложить украсить дерево, выбрав пуговицы нужного цвета (красные, желтые, оранжевые), ребенок прикрепляет листья - пуговицы, считает и сопровождает свои действия словами. Например, один красный лист, два красных листа, один желтый лист, два желтых листа и т.д. Можно предложить ребенку для закрепления ориентира в пространстве прикреплять листья в разных направлениях.

Логопед

Саша, прикрепи красный лист на правую верхнюю ветку, прикрепи желтый лист на нижнюю левую ветку, прикрепи красный лист на середину, внизу и т.д.

Ребенок убирает осенние листья - пуговицы и использует белые и голубые пуговицы - снежинки, далее зеленые листья - пуговицы, потому что наступила весна. И наконец, наступило лето, и наше дерево стало еще красивее, если украсить его яблоками. Ребенок украшает его плодами разного размера и цвета, сопровождая свои действия словами.

Данное пособие можно использовать наглядно для составления описательного рассказа.

Свои (ребенка) действия сопровождать словами, например:

« На улице зима, деревья покрываются красивыми, пушистыми снежинками (украсить снежинками - пуговицами дерево), снег кружится и покрывает всю землю, как покрывалом (украсить пейзаж ватой). Наконец- то наступила весна, снег тает (убираем снежинки и вату), кругом ручьи, наше дерево покрывается зеленой листвой и нежными белыми цветочками (украсить листьями - пуговицами и мелкими кусочками ваты), вскоре цветы опадают (убираем ватку). Наступает жаркое лето (прикрепляем яблоки - пуговицы розового цвета), на нашем дереве появляются первые яблочки, они еще маленькие и только начинают зреть. Наступила осень – пора фруктов и овощей (прикрепляем яблоки - пуговицы красного и бордового цвета) наша яблоня стала еще красивее, она одарила нас богатым урожаем! Полюбуемся на наше чудесное дерево, соберем урожай в корзину (собрать яблоки в коробочку). Но осенью, когда на улице становится холодно, деревья меняют свой зеленый наряд на яркие краски: желтые, красные, бордовые, оранжевые (поменять зеленые листья на осенние). Вот какое у нас замечательное дерево!»

Предложить ребенку составить рассказ таким же образом

«Укрась посуду узорами и расскажи» (фото 22)

Логопед

Посмотри, какая некрасивая посуда, давай мы с тобой украсим тарелочки (чайник, кувшин, чашку), и ты мне расскажешь, как у тебя это получилось. Ребенок украшает узором посуду, например тарелку и рассказывает:

- Для украшения я взял большие зеленые пуговицы и маленькие красные пуговицы, я их положил по кругу. В середину я положил три желтые пуговицы.

«У кого какая пуговица?»

Задачи:

- упражнять детей в сравнении двух одинаковых предметов (пуговиц),

учить, сравнивать, начиная с существенных признаков;

-развивать наблюдательность;

-обогащать словарь дошкольников за счет существительных – названий деталей и частей; прилагательных, обозначающих цвет и форму пуговиц.

Ребенок выбирает пуговицы разные по форме, цвету, а также с разными деталями.

Логопед

У нас с тобой много разных и красивых пуговиц, но все они между собой отличаются. Давай с тобой расскажем про них по очереди.

Логопед

У меня большая круглая пуговица.

Ребенок

У меня маленькая круглая пуговица.

Логопед

У меня пуговица красного цвет.

Ребенок

Моя пуговица белого цвета.

Логопед

У моей пуговицы две дырочки в середине.

Ребенок

Моя пуговица на ножке, а в середине у нее блестящая бусинка.

Логопед

Мою пуговицу можно пришить на куртку или пальто.

Ребенок

Мою пуговицу можно пришить на платье или кофточку. Она очень красивая.



Вариантов игр может быть много, все зависит от вашего творческого подхода и поставленных коррекционно - образовательных задач. Мои дети с удовольствием и интересом играют с пуговицами. Когда я замечу, что данный материал им наскучил, будем искать новые интересные идеи. В нашей работе всегда должна быть, какая- то особенность. Детей надо чем - то удивлять и тогда они будут учиться и познавать мир с радостью!



Список использованной литературы

Закржевская Е.Д. 110 увлекательных поделок из пуговиц/ Е.Д. Закржевская , С.В. Марсаль .- Издание 2-е. Ростов - на -Дону: «Феникс», 2005.- 124с

Кутепова И. Зачем психологу пуговицы?/И. Кутепова //Обруч, 2011.-№5.- 14-17

Коноваленко В.В Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения/ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко С.В.- М.: Гном 2012.- 216с.

Молькова. Н.В. Игры с использований пособий на дифференциацию звуков в словах/ Н.В. Молькова// Логопед.- 2018.-№4.- с. 76-78.

Молькова. Н.В. Волшебное дерево: авторское пособие для развития речи детей 4-7 лет / Н. ВМолькова // Логопед. - 2015. - № 4. - С. 58-62

Молькова Н.В. Наглядно-дидактическое пособие "Разноцветики" / Н. Молькова // Дошкольное воспитание : ежемесячный научно-методический журнал / ред. Т.И. Гризик. – 2019. – № 2. – С. 71-74.

Новоторцева Н.В. Домашние уроки логопеда / Н.В. Новоторцева.- Москва АСТ- 2014. -192с.

Рыжова Н.В. Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней и старшей группах/ Н.В.Рыжова. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 416 с.

Смирнова Л. Полный справочник логопеда / Смирнова Л. – Изд.: Харвест, 2011. – 384 с.

Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом/ Под редакцией В.А. Сохина.- М.: Просвещение, 1991.- 128с.






Опубликовано в группе «Логопед и Я»


Комментарии (3)

Соколова Елена Борисовна, 17.09.21 в 19:33 1Ответить Пожаловаться
Нашла. Разместите, пожалуйста, их как один материал.
Молькова Наталия, 17.09.21 в 20:46 0Ответить Пожаловаться
Пыталась, не получается, не грузит, пришлось разделить, фотографии к статье разместила немного раньше, перед этой статьей.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.