Сценарий игры для подростков «Мир гармонии»
ГОУ ТО «Новомосковский центр»
Сценарий игры для подростков
«Мир гармонии»
Подготовила: педагог-психолог
Пригоровская С.В.
2016 год
Цель: Способствовать развитию навыков коллективного взаимодействия.
Задачи:
Поставить участников в ситуацию, требующую принятия самостоятельного решения;
Развивать навыки коллективного взаимодействия;
Способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся;
Создать ситуацию, в которой появляется возможность подчеркнуть значимость личности каждого участника;
Развивать коммуникативные способности, культуру общения;
Участники попадают в мир, разрушенный хаосом. Когда-то это место называлось миром Гармонии. Здесь царили высшие ценности: Любовь, Красота, Достоинство... Но, увы, это время прошло. Нравственные ценности были утрачены жителями этого мира. Мир Гармонии разрушен. Для того чтобы восстановить его, необходимо определить ценности и воссоздать карту мира.
Преодолевая препятствия, участники постигают смысл происходящего. Если препятствие успешно преодолено, то участники получают кусочек карты (паззл), на котором записаны обретенные нравственные ценности. В конце игры паззлы собираются и приклеиваются на большую карту.
Материалы:
Материалы обязательные:
карта разрушенного мира,
паззлы,
обруч,
мяч,
канцелярские принадлежности.
Материалы желательные:
свечи,
костюмы для ведущих.
музыкальное сопровождение.
Для проведения игры потребуется два помещения: в одном проходит погружение в игровую ситуацию, во втором – разворачиваются основные испытания.
Игра приобретает особую остроту в том случае, если действие разворачивается в необычном помещении. Мы используем подвал. И в этом случае игровыми декорациями служат сами стены.
Еще одно условие – если это происходит в школе, то должно быть как можно меньше народу. Пространство не должно напоминать привычный мир. И согласитесь, что школа без детей (в каникулы или выходные дни) совсем не похожа на школу в разгар учебных будней.
Игра предназначена для детей 13-15 лет. Оптимальное количество участников – от 15 до 25 человек. Необходимо, чтобы игру вели двое ведущих: это могут быть психолог и педагог, работающие с детьми.
Ход игры:Выключается свет, звучит тревожная музыка. Участники игры, держась за руки, входят в затемненное помещение (подвал), где горят свечи. Детей встречают ведущие, одетые в черные балахоны. Это – жрецы разрушенного мира Гармонии. Игроки становятся полукругом вокруг ведущих.
На стене висит карта разрушенного мира.
Ведущий. Вы попали в мир, называемый миром Хаоса. Когда-то этот край процветал: повсюду звучал веселый смех, животные и люди жили в гармонии и дружбе. Все называли это место миром Гармонии. Но случилось так, что в этом мире произошла катастрофа. Люди утратили ценности и смысл. Мир был разрушен. С тех пор здесь поселился господин Хаос.
Смелые странники приходят сюда для того, чтобы восстановить потерянные ценности и вернуть миру гармонию. Но, увы, их попытки до сих пор не увенчались успехом. Вы видите карту этого мира, она до сих пор пуста.
Мир ждет новых героев, способных вступить в борьбу с Хаосом. Согласны ли вы принять участие в восстановлении гармонии в этом мире и пройти этот путь до конца? Хватит ли у вас смелости? Я обращаюсь к каждому из вас.
Участники в индивидуальном порядке отвечают на вопрос.
Далее участникам предлагается принять клятву. Ведущий читает текст клятвы. Игроки после каждого пункта клятвы повторяют вслух «Клянемся!»
Клятва вступающих в мир ХаосаМы, вступая в разрушенный мир, клянемся пройти путь до конца, не свернув с дороги на полпути.
Клянемся!
Мы приложим все свои силы для того, чтобы внести порядок в мир Хаоса и восстановить потерянные ценности и смыслы этого мира.
Клянемся!
Мы сохраним наше единство, останемся верны нашей дружбе, не покинем друг друга в беде.
Клянемся!
Ведущий. Вам предстоят нелегкие испытания. Но прежде чем вы отправитесь в путь, мы хотим знать, уверены ли вы в том, что справитесь с предстоящими испытаниями?
Участники проявляют уверенность.
Ведущий. Сейчас вы еще раз убедились, что потенциал вашей группы огромен. Но вас ждут серьезные трудности. Итог испытания будет зависеть от смелости, решительности и находчивости каждого из вас. Если вы справитесь с проблемной ситуацией, то получите кусочек карты (паззл), на котором написана какая-либо ценность разрушенного мира Гармонии. Если нет – осколок карты останется в руках слуг мира Хаоса.
Гаснут свечи. Звучит музыка.
Испытание 1 «Доверие»
Всем участникам, кроме одного, завязывают глаза. Он должен провести свою команду в помещение, где разворачиваются основные события. Основная сложность заключается в том, что «хвост» имеет свойство вилять и налетать на «мины». Чтобы этого не произошло, каждый участник должен в точности повторять движения впереди идущего, положив одну руку ему на плечо.
После окончания испытания игроки получают паззл «Доверие»
Если игроки не справляются с заданием, они не получают паззл.
Обсуждение
Возникли ли сложности при выполнении задания?
Если да, с чем они связаны, как их удалось преодолеть?
Если нет, что помогло?
В ходе испытаний игроки получают паззлы с заранее написанными качествами, которые могут проявить участники при выполнении задания.
Испытание 2 «Сплоченность»
Участникам гимнастический обруч и просят горизонтально держать его на указательных пальцах вытянутых рук. Задача участников – опустить обруч в указанное ведущими место. При этом он должен постоянно лежать на указательных пальцах всех участников, если чей-то палец теряет контакт с предметом или он упадёт, игра начинается заново. Допускается 2 попытки.
После окончания испытания игроки получают паззл «Сплоченность».
Если игроки не справляются с заданием, они не получают паззл.
Обсуждение
Возникли ли сложности при выполнении задания?
Если да, с чем они связаны, как их удалось преодолеть?
Если нет, что помогло сразу скоординировать совместные действия? Управлял ли кто-то один действиями группы или каждый был сам за себя?
Испытание 3 «Сотрудничество»
Каждый участник получает по два кубика. Все садятся в круг на полу. В центре круга необходимо построить один небоскреб. Для этого каждый из участников по очереди выходит в середину и кладёт один кубик. Если свалится хотя бы один кубик, работу придётся начать сначала. Допускается две попытки.
После окончания испытания игроки получают паззл «Сотрудничество».
Если игроки не справляются с заданием, они не получают паззл.
Обсуждение
Возникли ли сложности при выполнении задания?
Если да, с чем они связаны, как их удалось преодолеть?
Если нет, что помогло сразу скоординировать совместные действия? Управлял ли кто-то один действиями группы или каждый был сам за себя?
Испытание 5 «Взаимодействие»
Два добровольца (юноша и девушка) ложатся животами на пол головами по направлению друг к другу. Между их головами кладётся мяч, который \ они зажимают лбами. Их задача – вместе подняться не выронив этот мяч. Его нельзя придерживать с помощью рук или ещё каким-нибудь способом, он должен держаться только за счёт зажатия между лбами участников.
После окончания испытания игроки получают паззл «Взаимодействие»
Если игроки не справляются с заданием, они не получают паззл.
Обсуждение
Возникли ли сложности при выполнении задания?
Если да, с чем они связаны, как их удалось преодолеть?
Если нет, что помогло сразу скоординировать совместные действия? Управлял ли кто-то один действиями группы или каждый был сам за себя?
Испытание 6 «Сочувствие»
Участникам необходимо выбрать себе пару (человека, которого они знают хуже других либо того, с кем не находят общего языка). Каждой паре необходимо найти, как можно больше сходств. Это могут быть и внешние, и внутренние признаки. Например: они оба живут в одноэтажных домах, любят рэп.
Время выполнения – 5 минут. После этого каждая пара зачитывает найденные сходные черты.
После окончания испытания игроки получают паззл «Сочувствие».
Если игроки не справляются с заданием, они не получают паззл.
Обсуждение
Возникли ли сложности при выполнении задания?
Если да, с чем они связаны, как их удалось преодолеть?
Если нет, что помогло сразу скоординировать совместные действия?
Испытание 7 «Взаимопонимание»
Двое участников становятся на проведённой на полу линии лицом друг к другу на расстоянии около 3 метров. Ведущий объясняет ситуацию: «вы идёте навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились, и вам надо разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит ногу за её пределами – упадёт в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть». Пары участников подбираются случайным образом. При большом количестве участников может одновременно функционировать 2 – 3 «мостика».
Упражнение проходит более эмоционально, если используется не просто линия на полу, а небольшое возвышение, например, перевёрнутая гимнастическая скамейка или деревянная рейка шириной 5 – 10 см.
После окончания испытания игроки получают паззл «Взаимопонимание»
Если игроки не справляются с заданием, они не получают паззл.
Обсуждение
Возникли ли сложности при выполнении задания?
Если да, с чем они связаны, как их удалось преодолеть?
Если нет, что помогло сразу скоординировать совместные действия? Управлял ли кто-то один действиями группы или каждый был сам за себя?
Ведущий. Теперь вам предстоит заполнить карту теми кусочками, которые вы сумели добыть сегодня в ходе испытания.
Участники приклеивают паззлы на карту разрушенного мира.
Ведущий. Вы достойно справились с поставленной перед вами задачей. И, как видите, на карте нет пустых мест. Мир Гармонии восстановлен, а каждого участника в знак победы над Хаосом принять сувенир на память.
Литература:
Н. С. Пряжников Профессиональное самоопределение теория и практика Москва Издательский центр «Академия» 2008
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах.