Сценарий КВН по пожарной безопасности «ОГОНЬ – ДРУГ! ОГОНЬ – ВРАГ!»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом пионеров и школьников им. Н. И. Филоненко г. Сальска
СЦЕНАРИЙ
КВНа по пожарной безопасности
«ОГОНЬ – ДРУГ! ОГОНЬ – ВРАГ!»
Подготовил:
Артюшина Н.Н., методист МБУ ДО
ДПШ им. Н.И.Филоненко г.Сальска
2020 г.
Дата проведения: 28.07.2020 г. в 10.30 час. – играют команды профильной смены лагеря ДПШ «Василёк».
Место проведения: МБУ ДО ДПШ им. Н.И.Филоненко г. Сальска (актовый зал).
Форма одежды: свободная летняя, иметь 1 эмблему.
Цель — коррекция страха огня и пожара у детей.
Задачи:
1.Систематизировать знания обучающихся: о «добрых» (огонь издавна был другом человека) и «злых» делах огня; о профессии пожарного спасателя, о правилах личной противопожарной безопасности.
2.Продолжать учить детей правилам поведения, обеспечивающим сохранность их жизни и здоровья в современных условиях быта и на природе.
3.Формировать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях (в частности, при пожаре).
4.Продолжать учить детей осторожному обращению с огнем, с кострами, предотвращать возгорание бытовых приборов.
5.Воспитывать в детях уверенность в своих силах во время спасательных действий на пожаре или при его тушении. Воспитывать у детей уважительное отношение и гордость за труд сотрудников ППС.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование;
Слайдовая презентация по содержанию мероприятия;
Мультфильм по ППБ (из серии «Смешарики»)
Материал:
ребусы и рисунки для конкурса «Разминка»;
телефоны (2 шт.) и 2 плана телефонного звонка пожарным;
фишки для оценки участия в конкурсах (100 шт.);
2 ведра и 2 обруча – «пожара»;
карточки к тесту с буквами «а», «б», «в», «г»;
две мокрые салфетки для игры;
куклы, мелкие игрушки - 20 шт.;
«черный ящик», утюг.
Условия проведения:
В мероприятии участвуют обучающиеся 8 — 13 лет.
Все участники игры делятся на 2 команды с помощью фишек двух цветов.
Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл, а соревновательный момент оценивается в 2 и 1 балл, в зависимости от скорости и правильности ответа.
Каждый участник игры имеет возможность набирать индивидуальные баллы и стать победителем по итогам всех конкурсов и соревнований.
Ход:
Ведущий: Отгадав мою загадку, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить:
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова,
Может, час, а может, два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь!
Знают все здесь без сомненья,
Ну, конечно же, ….. ( огонь) Слайд 2
Сдайд 3 - 4 - С незапамятных времен люди верили, что огонь обладает всеми силами: открывает двери тьмы, знает все пути, все мудрости, все миры, все людские тайны. А принадлежит он всем людям. И люди в несчастье обращались за помощью к огню, т.к. он имеет большую магическую очищающую силу, задаривали его подарками, приносили ему жертву, как живому существу. Поэтому на народный праздник Ивана Купала парни и девушки прыгали через костер, а на рождество Христово гадали при свечах. Слайд 5 – 7 - В Греции в местечке Олимпия, которое расположено в западной части Пеллопенесского полуострова, каждые 4 года зажигается олимпийский огонь современных Игр. Отсюда начинается факельная эстафета. Слайд _8 – 10. Олимпийский огонь зажигается в Афинах и проносится до места, где будут проходить Олимпийские игры. Слайд 11. - Он всегда бывает разный. Удивительный огонь: Бледно-жёлтый, ярко-красный, Синий или золотой. Чтоб позвать на праздник сильных, Смелых, доблестных людей, В синем море небосвода, Полыхай огонь сильней. Слайд 12- 13. - Олимпийский огонь – это сила, это спортивный праздник, это яркое, запоминающееся зрелище. По вашему мнению – это огонь добра или зла? Почему вы так думаете? (ответы)
- Как вы думаете, ребята, откуда появилась традиция зажигания Олимпийского огня? Слайд _14. Она берёт своё начало от легенды о Прометее…
Слайд 15 -16 . ЛЕГЕНДА: В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми. Открытие способа добывания огня было значительной победой человека над природой.
- Огонь стал надежным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь. Вопросы педагога: Помогите мне: назовите сферы применения огня.
Ответы : приготовление пищи, двигатели внутреннего сгорания, плавка металлов, изготовление стекла и стройматериалов (стекло, кирпич), обжиг керамических изделий, теплоэлектростанции и др. Ведущий: - Можно еще долго перечислять, как помогает всем нам огонь и в быту и на производстве, но нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнем может привести к беде.
Слайд 18. - Когда огонь находится рядом, его стоит опасаться, почему?
- Всегда ли огонь сердитый и злой? (дети приводят примеры)
Слайды_19-20__ ( у камина, у костра) - А вот другой огонь, спокойно пляшущий и живой, создающий уют и настроенье, располагающий к дружескому общению. Тем не менее, с любым огнем надо «держать ухо востро». Так гласит народная мудрость, а мудрые люди зря не скажут.
- Сейчас я буду читать стихотворения. Я начну, а вы кончайте, дружно все мне помогайте:
Для забавы, для игры
Спичек в руки …( не бери)
Коробка спичек хоть мала,
Но много может сделать…( зла)
Не согреет ладошек он ваших.
И жесток он, и грозен, и…( страшен)
Бывает огонь другим –
Превращает все в пепел и …( дым)
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его …..( водой )
Знают все, человек без огня
Не живет без единого дня
Но когда у огня сильный жар,
Может просто случиться…(пожар)
Ведущий: А без доброго огня
Обойтись нельзя ни дня.
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Нам огонь хороший нужен
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет!
Ведущий: - Итак, продолжаем нашу игру.
Чтобы все ребята были сыты,
Ставим пищу в духовку на …( плиты)
Хлеб и булки огонь выпекает
И от холода нас …( защищает)
Печь – громада, мартен пышет жаром,
Варят сталь для страны…( сталевары)
Ведущий: - Большой огонь или пожар — это огромное чудовище, пожирающее все вокруг своим пламенным языком. Этот огромный язык съедает и любимые игрушки, и платья, и дома, и даже целые улицы. Как правило, взрослые и дети боятся огня. А как вы думаете, можно ли сделать так, чтобы огонь был совсем не страшным? Конечно, можно! Для этого нужно научиться управлять своим страхом.
Слайд 21. - Для начала пусть каждый уверенным голосом скажет себе: «Я сильный. Я не боюсь огня. Я могу управлять огнем. Я могу предотвратить пожар»
Проводиться аутогенный тренинг «Я не боюсь огня».
- А для того, чтобы предотвратить пожар, нужно хорошо знать правила пользования предметами, от которых он может возникнуть. А поэтому - начнем нашу
игровую программу «ОГОНЬ – ДРУГ! ОГОНЬ - ВРАГ!»
Участвуют 2 команды (скомплектованные при регистрации)
Ведущий просит придумать название своей команде, девиз и поприветствовать команды друг друга
Ведущий: - Команда «Огонек» к разминке готова? (Готова!)
Команда «Уголек» к разминке готова? (Готова!)
Команда «Искорка» (Готова!)
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА
Слайд 22. - Какого цвета пожарная машина, почему?
Слайд 23. - В квартире много дыма. Как необходимо вести себя?
Слайд 24.- Какие огнеопасные предметы вы знаете?
Слайд 25. - Для чего при пожаре нужен песок?
блок: ПРОТИВОПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ.
Слайд 26 -27. Задание № 1: Расставьте книги на полке так, чтобы получилась пословица, отражающая суть системы противопожарной безопасности, да и одно из основных правил Основ Безопасности Жизнедеятельности (ОБЖ). За правильный ответ команда получает 1 балл. Дополнительный балл получает команда, которая быстрее справится с заданием.
Слайд 28 – 30. Задание № 2: «РАЗГАДАТЬ РЕБУС» (ребусы прилагаются) За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Дополнительный балл получает команда, которая быстрее справится с заданием.
Слайд 31.
Ведущий:
Если где-то задымится,
Если что-то загорится,
По тревоге, как один
Позвони по....( 01)
- Представьте себе, что у вас горит квартира, а именно — возгорание произошло в большой комнате от телевизора. Вам необходимо сообщить об этом пожарным. Прежде чем вам представится такая возможность, ознакомьтесь с вопросами, на которые вам нужно будет ответить во время звонка.
Слайд 32. (2 карточки прилагаются)
1.Адрес.
2.Объект (квартира, склад, офис).
3.Что горит (что конкретно).
4.Номер дома.
5.Номер подъезда.
6.Номер квартиры.
7.Этаж. Сколько всего этажей в здании.
8.Есть ли опасность для людей.
9.Фамилия.
10.Телефон.
Критерий оценки: оценивается правильность и четкость сообщения. Первые участники получают дополнительный бал за смелость быть первыми.
3.Игра «Позвони 01» (2 команды)
4. Игра в ПОСЛОВИЦЫ «НАЙДИ ПАРУ»
Слайд 33 – 34
Вода и огонь – хорошие слуги… |
…беду отводи до удара. |
Огонь маслом заливать… |
…большой пожар бывает. |
Искру туши до пожара… |
…охватит – не выплывешь. |
Кто огня не бережётся… |
…но и страшные господа. |
От маленькой искры… |
…тот скоро обожжётся. |
Огонь – не вода… |
…лишь огня добавлять. |
Проверь себя:
1)Вода и огонь – хорошие слуги, но и страшные господа.
2) Огонь маслом заливать, лишь огня добавлять.
3) Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
4) Кто огня не бережётся, тот скоро обожжётся.
5) От маленькой искры большой пожар бывает.
6) Огонь – не вода, охватит – не выплывешь.
За правильный ответ 1 балл. Команды отвечают по очереди. ( слайдовая презентация , раздаточный материал)
Слайд 35 «Противопожарные игры».
5. Подвижная игра – эстафета «Юные пожарные» (ведрами тушат «условный пожар» - обруч с наклеенными языками пламени). Команды играю одновременно, за победу –получают 3 жетона, др. команды соответственно 2 и 1 жетон.
Ведущий: - Почему так говорят:
-Спички не тронь! В спичках огонь!
Вопрос: - Кому нельзя без спроса брать спички? В каком возрасте?
Ведущий:
Так повелось по привычке:
По недосмотру старших,
Вдруг попадают спички
Игрушкой к ребятам младшим.
«Тревога! Тревога! Тревога!» - Кричит телефон 01 -
Пожарный расчет на подмогу
Мчится стремительно к ним.
6. Подвижная игра «Перенос пострадавших»( различными способами)
Каждая команда показывает известные им способы переноса пострадавших ( в парах и индивидуально) Выбирается один способ и обе команды соревнуются в его использовании.
Ведущий ( показывает картинку «Квартира»):
Я зашла к своей соседке
Лишь на несколько минут.
Вижу, вдруг, что из розетки
настоящий лезет спрут.
Но смеется звонко Алла
Мне в ответ на мой вопрос,
Ведь она включила сразу
Холодильник, телевизор,
Вентилятор, пылесос.
Разбежались провода кто куда,
А розетка — вот беда!
Раскалилась вся от жара.
Так недолго до пожара.
Слайд 36
7. Задание: команды получают одинаковые рисунки, на которых нужно найти все опасности, подстерегающие детей в квартире. ( рисунки прилагаются) Ответы записываются на листе и прочитываются. За каждый правильный ответ дается 1 балл.
Ведущий предлагает детям
Слайд 37 - 38.
8. игровой ТЕСТ «Давай погладим»
Сколько можно одновременно включать утюгов для работы?
А) 1
Б) 2
В) сколько хочещь
Во время глаженья белья и после работы поставлю утюг на:
А) на глаженное белье
Б) на железную подставку
В)на шнур утюга
Г)на зеркало утюга
Как правильно выключить утюг?
А)выдернуть за шнур
Б) выдернуть за вилку
В) выдернуть мокрыми руками
Г) сам выключится
Можно ли оставлять утюг включенным без присмотра?
А) да
Б) иногда
В) ни в коем случае
9.Эстафета «Все в дыму» (команды идут на корточках «гусиным шагом», проходит условное задымленное помещение, дыша при этом через мокрую салфетку. За каждую ошибку начисляются штрафные баллы.
Слайд 39.
10. «Черный ящик».
Ведущий показывает черный ящик, в котором лежит предмет, связанный с пожарной безопасностью. Каждая команда по очереди задает вопросы о содержимом ящика. Ведущий может отвечать только “да”, “нет”, “горячо”, “холодно”. Оценивается по 5-бальной системе за более короткое время отгадывает предмет. (Утюг.)
Рекомендации:
У сараев, у стогов
Никогда не жги костров.
Помнить должны
И взрослые, и дети:
Огонь пожирает все на свете!
Помните вы постоянно об этом,
Будьте с огнем осторожны летом!
Никогда пускай не пышет жаром
Огненная буря, черный дым.
Но когда беда, звони пожарным,
Телефон известен — 01!
Слайд 40. Ведущий: - Ребята! Строго соблюдайте правила пожарной безопасности. А теперь нам пора подвести итоги (подсчет жетонов по итогам всех игр и заданий. Поздравление и награждение победителей)
После подсчета баллов и обсуждения хода игры подводятся итоги. Всем детям вручаются сладкие призы за активность и знания правил противопожарной безопасности.
Ведущий: - Ребята, всегда помните, что пожар легче предупредить, чем потушить, что маленькая спичка может обернуться большой бедой. Постарайтесь, чтоб огонь всегда был вашим другом и никогда не стал врагом.Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности. Но если пожар все-таки произошел, надо четко знать, как себя вести. Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в котором вы живете, и школу, в которой учитесь!