12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Светлана Фоминых227
Волгоградская обл.
0

Сценарий нестандартного урока в 6 классе по географии

Сценарий нестандартного урока

в 6 классе по географии

Предмет

география

Класс

6

УМК

Предметная линия учебников «Русское слово» География. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский

Тип урока

Комплексное применение полученных компетенций

Тема урока

В поисках сокровищ

Цель урока

Содействовать формированию у обучающихся целостной системы знаний по определению географических координат.

Умение правильно выражать свои мысли.

Задачи урока

(планируемые результаты)

а) формирование представлений о географических координатах, организация усвоения основных понятий по данной теме (предметный результат);

б) умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение. (метапредметный результат)

в) (личностный результат).

Методы обучения

Проблемной метод, активные методы обучения

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Коллективная, индивидуальная.

Средства обучения

физическая карта России и мира, глобус, контурные карты, учебник для 6 класса, атлас, компьютер, проектор


Инициация. Приветствие. 1 мин

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости нашего урока.

(Сегодня мы отправляемся в увлекательное и полное опасностей путешествие.

С кого возьмём пример? – конечно же, с пиратов, эти морские разбойники лучше всех разбирались в кладах и спрятанных сокровищах, и, живя грабежом, наверняка оставили свои богатства где-нибудь в дальних странах.

4 отважных группы мореплавателей собираются в дальнее и рискованное плавание в поисках острова Сокровищ

Сами не подозревая, вы уже сели в корабли, но с разными названиями (1-Жемчужина, Веселый Роджер, Черный призрак, Цербер))

Давайте поприветствуем пиратов на корабле жемчужина (дети хором Йо-хо-хо!) Затем Цербер, черный призрак и Веселый Роджер) С собой мы возьмем только телефон, чтобы если что, сообщить родителям, где мы находимся. (Раздаю телефоны)

А теперь отправляемся в путь

Постановка проблемы 5 мин

Стоп. Ребята, у нас серьёзная проблема. Никто из нас не знает: куда держать курс, где находится этот остров Сокровищ, боюсь…это бессмысленная затея. Но! В вашей школе произошёл удивительный случай – из фондов музея в наши руки попала вот эта бутылка. Внутри записка. С посланием от «Старого пирата». Давайте посмотрим, что в ней.

На экране дети читают послание.

Итак, это зашифрованная карта. Теперь понятно, почему никто не смог отыскать тот остров. Что это за цифры, буквы? Кто-нибудь знает? Итак, кто мне может сказать, какую проблему мы должны решить в ходе нашего путешествия?

Проблема: Научиться определять географические координаты объекта. Найти адрес острова Сокровищ

Мы можем предположить, что эти цифры и буквы- адрес объекта

А адрес на карте- это географические координаты.

Наша тема урока «Система географических координат»

Какую поставим цель перед нашим плаваньем?

Цель нашего урока познакомиться с таким понятием как географические координаты и их составными частями (географическая широта и долгота)

Давайте с вами поставим задачи урока, которые будут совпадать с планом нашего путешествия, и решая задачи, мы избавимся от проблемы и добьемся нашей цели

А выявить задачи вы попробуете сами

Итак, что мы должны с вами

Вспомнить! 

Что такое экватор?

На какие полушария экватор делит Землю?

Узнать! Что такое параллель и меридиан?

Что такое долгота, широта?

Что такое географические координаты?

Научись делать! Определять географические координаты.

Как вы думаете, вам в вашей дальнейшей жизни пригодятся эти знания?

Актуализация знаний 5 мин

У вас на столах лежат карточки – модули с которыми вам сегодня предстоит работать. В карточке № 1 я попрошу вас проставить + в том окошечке, который вы посчитаете верным.
    а     б     в     г  
   1        
2      
3      
4      
Учитель зачитывает вопросы, а учащиеся ставят плюсы в клетках.
Вопросы:
1.Точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с её поверхностью называется:а) экватором;б) параллелью;
в) полюсом;г) меридианом.
2.Кратчайшая воображаемая линия, проведённая по поверхности Земли от одного полюса до другого называется:а) экватором;б) параллелью;в) тропиком;г)
меридианом.
3.Направления запад → восток показывают: 
а) параллели;б) меридианы.
4.Расстояние от экватора до полюсов в градусной мере составляет: а)
90°;б) 360°;в) 180°.
Учитель подводит итог. На доске написаны правильные ответы. Учащиеся сами контролируют себя. Когда вы играете в «Морской бой», то любая клетка на игровом поле имеет свой «адрес», т.е. цифру и букву. Можно ли определить «адрес» корабля на игровом поле, зная или только букву, или только цифру?
Учащиеся: Нет, нельзя, нужно называть и букву и цифру. На нашей карте и буквы и цифры есть, осталось узнать, что они обозначают.

Основная часть урока. 15мин

Ну что же нам нужно добыть недостающие знания, которые мы получим на островах. На каждом острове (на стене или на компьютере) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу капитану корабля – записать на листе основные моменты вопроса новой темы.

Вопросы для капитанов:

Что такое параллель и меридиан?

Что такое географическая широта? Как ее определять?

Что такое географическая долгота? Как ее определять

Что такое географические координаты? Как их находить на карте?

Выслушиваем капитана от каждого корабля.

Учитель дополняет, корректирует.

Диагностика качества освоения темы. 3 мин

Повторяйте движения руками

С. ш.- вверх; 
Ю. ш – вниз;
З.д.- влево; 
В.д. - вправо;

Усложним задание (показ точек)

г) Вулкан Килиманджаро (Слайд)

д) Водопад Виктория (Слайд )

е) Северный и южный полюс (Слайд)

ж) Водопад Анхель (Слайд )

3) О. Пасхи (Слайд )

Работа в группе 10 мин

Теперь мы знаем, что на карте обозначают цифры и буквы. Поэтому команды берут судовой журнал и определяют координаты объектов, мимо которых нам нужно проплыть, чтобы попасть на остров сокровищ. Наносим их на контурную карту.

Г.Мадрид (42 с.ш. 4 з.д.)

О.Куба (22 с.ш. 66 з.д.)

Вот мы и приплыли! Здесь действительно золотые монеты, а самые отважные получают еще и оценки.

Рефлексивная деятельность. 3 мин

Молодцы! Путешествие оказалось очень интересным. А теперь мы подошли к проблеме, которая была поставлена в начале урока: что же это за цифры с буквами на карте? И какой остров нам нужно было посетить, чтобы найти сокровища?

Вывод: Для определения местоположения объекта мы должны знать географическую долготу, географическую широту места, т. е. географические координаты. Остров: Куба

Вы действительно молодцы и сокровища здесь действительно есть! Учитель каждому дает золотую монету, на обратной стороне которой оценка.

Отправьте своим родным сообщение, в котором текст должен начинаться с выбранного варианта из предложенных мною предложений. А в конце нарисуйте смайлик, означающий ваше отношение к путешествию.

Домашнее задание

Д.З. -учитель предлагает, а обучающиеся записывают в дневник домашнее задание:

- §2

-Составить маршрут экспедиции, например, к острову Огненная Земля, при этом необходимо определить координаты точек, в которых предполагается делать остановки (пополнить провиант, сменить средства передвижения и т.д.).

- для желающих: выполнить тестовое задание, используя ЭОР http://fcior.edu.ru/card/1240/izobrazheniya-zemnoy-poverhnosti-i-ih-ispolzovanie-geograficheskie-koordinaty-k1.html


Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы еще раз убедились, что когда мы все вместе, когда один за всех и все за одного, то никакие опасности нам не страшны и мы всегда добьемся победы. Вам, как мы и обещали, повезло. Старый пират нас не обманул, и его карта, действительно, привела нас к сокровищам. И нам хочется надеется, что вам и дальше будет вести. А знаете, какие наши с вами главные сокровища? Это наши знания, это наша дружба.



Литература:

учебник географии, географический атлас для 6 класса

*электронные учебные модули:

1. Изображения земной поверхности и их использование. Географические координаты. И1

http://fcior.edu.ru/card/1237/izobrazheniya-zemnoy-poverhnosti-i-ih-ispolzovanie-geograficheskie-koordinaty-i1.html

2. Глобус и географические координаты.

http://fcior.edu.ru/card/22304/globus-i-geograficheskie-koordinaty-kontrolnye-zadaniya.html

3. Изображения земной поверхности и их использование. Географические координаты. П1

http://fcior.edu.ru/card/1250/izobrazheniya-zemnoy-poverhnosti-i-ih-ispolzovanie-geograficheskie-koordinaty-p1.html

4. Изображения земной поверхности и их использование. Географические координаты. К1

http://fcior.edu.ru/card/1240/izobrazheniya-zemnoy-poverhnosti-i-ih-ispolzovanie-geograficheskie-koordinaty-k1.html



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.