Сценарий открытого урока по химии в 8 классе «Строение атома»

1
0
Материал опубликован 27 September 2021 в группе

Поурочный план

По химии

Дата:__________ 7 класс № урока __ № урока в теме__


Тема:  Строение атома.

Цель: создать условия для формирования знаний о строении атома.

Задачи:

образовательные:

изучить строение атома и атомного ядра;

ознакомить учащихся с историей открытия атома;

научить пользоваться Периодической системой химических элементов Менделеева для определения состава атома;

развивающие:

развивать внимание, образного и логического мышления, памяти при изучении данной темы;

развивать коммуникативные навыки.

воспитательные:

воспитывать интерес к предмету;

воспитывать чувство прекрасного, красоты окружающего мира.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, проектор.

Методы обучения: беседа, рассказ учителя, решение задач, работа с видео материалом.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная и работа в паре.

Ход урока

Орг. Момент ( проверка готовности класса, учеников к уроку)

Сегодня у нас открытый урок, и на нашем уроке будут присутствовать гости. Давайте же сначала вспомним, что же мы уже знаем, чему научились на прошлом уроке?

У вас на столе у каждого имеется Оценочный лист, по ходу урока , вы будете самостоятельно записывать туда баллы, за выполненные задания, а в конце урока по оценочному листу выставим оценку за работу на уроке. Подпишите оценочные листы.

СЛАЙД 1

Давайте откроем тетради, запишем число, классная работа.

Актуализация знаний

СЛАЙД 2

Что такое период? (горизонтальные ряды элементов, в пределах которых свойства элементов изменяются последовательно)

Сколько периодов?(7)

Что такое группа?

Группы делятся на …? (главные и побочные)

Запишите массы атомов: магния 24, кальция 40, кремния 28, железа 56, серы 32.

Прежде чем перейти к новой теме мы напишем Химический диктант в тетради. Диктант по вариантам.

СЛАЙД 3

Найди элемент по адресу, укажи его порядковый номер. (использовать ПСХЭ Д.И.Менделеева),

2период, 5группа главная (азот)

2период, 3группа главная (бор)

3период, 2группа главная (магний)

5период, 2группа побочная (кадмий)

2период, 7группа главная (фтор)

4период, 3группа побочная (скандий)

4период, 6группа побочная (хром)

4 период,4группа главная (германий)

4период, 4группа побочная (титан)

7период, 1группа главная (франций)

Теперь обменялись с соседом по парте, и сделаем взаимопроверку.

СЛАЙД 4

Правильные ответы на слайде. Результаты диктанта, занести в оценочный лист. СЛАЙД 5

Тема нашего урока строение атома.

Сегодня мы вами должны изучить строение атома и атомного ядра, познакомиться с историей открытия атома; научиться пользоваться Периодической системой химических элементов Менделеева для определения состава атома.

МОТИВАЦИЯ

Сегодня мы поговорим о строении атома. Наш век не случайно называют атомным ( атомные корабли, атомные электростанции, атомные бомбы ). К атомизму мы привыкаем с детства и не удивляемся тому, что все окружающие нас тела состоят из мельчайших частичек. Противоестественно не понимать величия атомистической идеи и не оценивать тех трудностей, которые удалось преодолеть человеческому уму на длительном пути её утверждения. Именно поэтому вы, как современные люди, должны знать об  особенностях строения атома, иметь представление об элементарных частицах атома. Кроме того, строение атома вы будете так же изучать на уроках физики.

СЛАЙД 6

Неслучайно эпиграфом нашего урока выбраны именно эти слова

« Как рыба об лед, испокон веков билась мысль мудрецов в своём стремлении к единству во всем, то есть в искании начала всех начал».

Д. И. Менделеев.

Объяснение нового материала

Если вы внимательно изучали химию, то поняли, что вопрос: «Из чего всё состоит?»,- является основным в этой науке.

Этим ученые похожи на детей. Вспомните себя, наверное, многие разбирали, ломали игрушки только для того, чтобы узнать из чего она состоит. Ломать сегодня мы ничего не будем, но посмотрим на хорошо знакомую нам игрушку – матрёшку

СЛАЙД 7 (учитель демонстрирует матрешку, открывая игрушку ещё и ещё …). Из чего состоит очередная матрёшка? Из более мелких матрёшек.

Химия – наука о веществах, из чего состоит вещество, где и что является началом всех начал? Это главный и первый вопрос.

Именно решению этой проблемы посвятим мы этот урок.

Изучение нового метариала

Сейчас вы просмотрите ролик, и заполните Учебный лист которые я вам выдала. Будьте внимательны! (Один на парту)

СЛАЙД 8 ВИДЕО

Просмотр мультика( 2минуты)

СЛАЙД 9 Заполнение

Обсуждеие , проверяем и исправлем у кого не так.

Учебный лист Приложение 2

Вставить пропущенные слова:

___молекула____мельчайшая частица вещества, которая сохраняет все его химические свойства. Все молекулы состоят из _атомов_.

О существовании атомов догадались еще древние ___греки____.

Греческое слово атомос означает __неделимый___.

В конце 19 века физик Эрнест Резерфорд установил, что атомы устроены так же как наша ____солнечная система________.

Ядро атома образуют ____протоны_____ и ____нейтроны_____

Результаты учебного листа, занесите в оценочный лист

СЛАЙД 10

Отметим себе, что порядковый номер элемента, это не просто номер по порядку, а он имеет физический смысл.

t1632755984aa.png













Если число электронов и число протонов равно порядковому номеру, то каким будет заряд ядра? (нейтральным)

СЛАЙД 11

t1632755984ab.png Давайте отметим, что атом – электронейтральная частица.











Значит число нейтронов чему будет ровняться? Как его можно определить?(Атомная маса минус число протонов, а протоны это порядковый номер)

Давайте попробуем посчитать количество протонов, электронов и нейтронов в атоме гелия.

t1632755984ac.png







Физкультминутка-релаксация

предлагаю совершить путешествие в космическое пространство.

СЛАЙД 12

Займите удобное положение. Ощутите, как мышцы лица становятся мягкими, расслабленными. Почувствуйте, как приятна волна расслабления, охватывающая вашу шею, плечи, руки, тело, ноги. Поселите спокойствие и равновесие в вашем теле.

Представьте, что вы находитесь внутри космического корабля и до старта остались считанные секунды. Что вас там окружает? Какие предметы вы видите вокруг себя? Какие формы, цвета, звуки, запахи, движения наполняют пространство? Посмотрите на себя, какие вы? Как вы выглядите? Какое у вас настроение? Волнуетесь ли вы перед стартом? Вдохните энергию этого места, поселите покой в душе.

И вот прозвучала команда «Поехали!». Ракета стартует, и в считанные секунды покидает атмосферу Земли. Звучит следующая команда «Сброс первой ступени!» - ракета выходит в космическое пространство, покидая орбиту Земли. Теперь можно расслабиться, отстегнуть ремни безопасности и посмотреть в иллюминатор на отдаляющуюся от корабля Землю. Перейдите на место пилота, присядьте на кресло. Удобно ли на нем? Вашему взору открывается прекрасный вид на космическое пространство. Красиво? Открытый космос завораживает? А теперь приготовьтесь, корабль производит резкий скачок!

Корабль остановился, и вы можете расслабиться. Посмотрите внимательно, вы находитесь прямо над Солнечной системой, в центре которой расположено Солнце. Какого оно цвета? Размера? Почувствуйте его тепло. А теперь посмотрите внимательней, по краю Солнца появляется слово «Ядро», а в нутрии «Протоны +» и «Нейтроны». Что бы это значило? Наверное, то, что Солнце находится в центре системы и является самым большим объектом.

Попробуйте найти Землю - мы знаем, что она третья планета от Солнца. Какого она цвета? Размера? Понаблюдайте за ее движением вокруг Солнца. Не правда ли, Земля - она самая прекрасная планета?

Смотрите, смотрите! По контуру планеты появляется слово «Электрон», а в центре Земли появляется знак «-». Уделите внимание другим планетам: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, - они преобразились точно так же как и Земля. Какую картину вы наблюдаете теперь? В центре расположено ядро, внутри которого находятся протоны со знаком плюс и нейтроны, а вокруг ядра вращаются электроны со знаком минус. И вдруг по самому краю Солнечной системы появляются слова «Строение атома». Так значит строение атома похоже на Солнечную систему? Мы сделали большое открытие!

Наше путешествие подходит к завершению, необходимо возвращаться домой, на Землю. Но прежде чем улететь, еще раз посмотрите на картину, которая открывается с корабля: в центре распложено ядро, внутри которого находятся протоны со знаком плюс и нейтроны, а вокруг ядра вращаются электроны со знаком минус. И называется эта картина «Строение атома».

Мы обязательно будем путешествовать еще. Ну а теперь возвращаемся в класс. Почувствуйте прилив сил, пошевелите пальцами ног, рук. Сделайте глубокий вздох.

Закрепление изученного(Визуализация.)

Что вы чувствовали во время путешествия? Как оно прошло?

Какие образы запомнились?

На что была похожа Солнечная система?


Какие слова были написаны по краю Солнечной системы? (строение атома)

Какие основные элементы входят в состав атома? Из чего состоит ядро атома?( ядро-протон, нейтрон, летают електроны)

Какой заряд имеет частица «Протон»? (+)

А теперь зарисуйте образ, который вам пришел во время релаксации.

(Рисуют, играет музыка, учитель наблюдает работу каждого, подходя к столам, ободряет учеников в ходе работы).

СЛАЙД 13 Работа с образоном учителя.

Теперь посмотрите на мой рисунок. Что на нем изображено? Проверьте, все ли надписи вы сделали правильно? Дополните свои образоны. И выставьте себе баллы в оценочный лист за ваш рисунок


СЛАЙД 14 если сами решают, то самостоятельно, если нет, к доске

Теперь самостоятельно распишите схему строения атома кислорода,никеля,натрия,алюминия.

Выставьте себе баллы за это задание в оценочный лист.


Рефлексия: Что сегодня вы на уроке изучали? Что делали? Что запомнилось? В каких моментах было сложно?

Подведение итогов, высталение оценок ,ДЗ

В оставшееся время можно предложить ученикам загадки:

Загадайте, пожалуйста, химический элемент. Его порядковый номер умножьте на 2, прибавьте к этому произведению 5. Теперь всю сумму умножьте на пять.

По очереди говорите мне ответ, а я скажу вам порядковый номер вашего загаданного элемента.

(Разгадка: От предложенного ответа необходимо отбросить последнюю цифру и вычесть от оставшегося числа 2. Получится порядковый номер задуманного элемента в таблице Д.И.Менделеева).

Очень положительный
С массою внушительной,
А таких, как он, отряд
Создает в ядре заряд.
Лучший друг его – нейтрон.
Догадались? Он-….(протон)!.

Зарядом я похвастать не могу,
А потому сижу в ядре и ни гу-гу. А то еще подумают: шпион,
А я нейтральный и зовусь…(нейтрон)!

Он бежит по проводам,
Он бывает тут и там,
Свет зажег, нагрел утюг
…. – наш лучший друг.
Если в атом он попал –
То считай почти пропал:
Он с утра и до утра
Носится вокруг ядра. (электрон)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.